УРОКИ ПЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: КОГДА НАЧИНАТЬ И КАК УЧИТЬСЯ?

01.09.2016

УРОКИ ПЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: КОГДА НАЧИНАТЬ И КАК УЧИТЬСЯ?

Петра Распел – преподаватель пения из Шотландии. За ее плечами двадцать лет практики, мастер-классы по всей Европе, преподавание в классической и современной традиции, эстрадного и театрального вокала.

В своей ежедневной практике я сталкиваюсь с огромным количеством певцов: от начинающих до опытных, от профессионалов до любителей. Но сейчас я хочу поговорить о совершенно отдельной группе учеников: детях.

Нужно ли им учиться в группах или наедине с репетитором? В каком возрасте начинать? Как и чему они должны учиться?

Когда я только начинала свою преподавательскую практику, я делала то же самое, что делают почти все учителя вокала по всему свету – не брала учеников до определенного возраста. Если мне кто-то звонил и говорил, что его девятилетняя дочка хочет учиться петь, я сразу отвечала «НЕТ» и предлагала пойти поучаствовать в детском хоре. Я заняла такую позицию просто потому, что детские (и подростковые) голоса просто не готовы к полноценному тренингу, за очень редким исключением. У большинства из нас гортань приобретает взрослые пропорции только к 20-23 годам – так что торопиться действительно не стоит, есть масса других способов изучать музыку.

Но если детям очень нравится петь, нужно позволять им делать это!

Да, разумеется! Но все-таки существует огромная разница между любовью к пению и настоящим тренингом. Огромное количество людей любит петь, но это не значит, что они хотят тренировать свой голос. Пение в принципе повышает музыкальность ребенка, и в этом я вижу главную ценность ранних попыток. И, по моему мнению, детский голос должен сохранять свои натуральные свойства: голос 8-летнего – это не голос 25-летнего.

В какой-то момент я подумала: ну, окей, они любят петь – возможно, есть смысл начинать их учить рано, пока они не развили каких-нибудь плохих привычек, от которых позднее будет очень тяжело избавиться. Так что несколько лет назад я пересмотрела свою позицию и начала принимать и маленьких детей, чтобы они не рычали и не орали под свои любимые треки без присмотра.

Конечно, с маленькими детьми нужно проводить совершенно особенную работу. Многие учителя действуют по принципу караоке, позволяя детям подпевать Рианне или Эми Уайхаус – для меня же это неприемлемо по огромному количеству причин. Меня сдерживают и технические, и этические критерии. Конечно, если маленькой девочке очень нравится Рианна, она все равно будет подпевать ей дома. Но когда речь заходит об учительской практике, то я считаю, в некоторых случаях нужно менять лирику и строй песни.

Если не говорить об этической стороне проблемы, то хотя бы строй песни в большинстве случаев нужно менять обязательно. Детям неуютно низко рычать или вытягивать высокие ноты, к которым они пока не готовы. Поэтому, если это в ваших силах, попробуйте найти или сделать измененные варианты песен, которым хочет научиться ваш ребенок.

Голос ребенка – это не голос взрослого человека!

Это то, что порой очень сложно объяснить родителям. Голос ребенка меньше голоса взрослого в буквальном смысле этого слова. Дети физически не способны создать тот же объем и диапазон, как взрослые – ну, по крайней мере, без напряженного тренинга. Объем их легких гораздо меньше (что, однако, не является большой проблемой, им разве что приходится дышать гораздо чаще), то же самое касается их глотки. Глотка – это главная проблема, и именно от нее зависит диапазон. Их голоса довольно быстро утомляются, если можно так сказать. Конечно, всегда есть исключения. Но это случается крайне редко.

Так что мы должны обучать детей пению с помощью техники, отличающейся от обучения взрослых. Кстати, это не имеет никакого отношения к стилю музыки: дети могут петь в любом стиле – от поп-музыки и мюзиклов до классики. Репертуар всегда должен подбираться индивидуально, чтобы он совпадал и со вкусами, и с возможностями ребенка. Некоторые детские голоса очень неподатливы, и становятся более чувствительными только после подростковой перемены голоса (внимание! Это касается как мальчиков, так и девочек). В это время лучше ничего не навязывать и не пытаться как-то изменить голос, лучше позволить природе идти своим путем.

Когда родители просят меня принять ребенка, я всегда приглашаю их на индивидуальную встречу. Если ребенок способен сосредоточиться на полчаса, то, скорее всего, он готов к урокам. Многим детям из начальной школы довольно трудно концентрироваться на это время. Но, опять же, все дети разные. Мне приходилось встречаться и с очень сосредоточенными шестилетними детьми, и с десятилетними, которых приходилось отсылать домой просто потому, что они еще не готовы учиться.

В группе или с репетитором?

Что касается групповых или частных занятий, то нет никаких преимуществ одного варианта перед другим. Однако обязательно следите за тем, чтобы преподаватель подходил  к каждому ребенку индивидуально и ни в коем случае не навязывал какие-то песни, которые ребенку не нравятся. Это самое важное в раннем обучении – он должен получать удовольствие от процесса и замечать улучшения, что очень трудно делать, работая с неприятным для него материалом.

О том, как выбрать правильный микрофон для своего ребенка читайте здесь.

Поделиться: