СТОИТ ЛИ КОРРЕКТИРОВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВКУС У РЕБЕНКА?

16.08.2016

СТОИТ ЛИ КОРРЕКТИРОВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВКУС У РЕБЕНКА?

Что делать, чтобы в один прекрасный вечер не прийти домой и не услышать из колонок своего чада звуки бестолковой группы [вставить название любой ужасной группы, от песен которой вам хочется повеситься]? Для каждого ужасная музыка разная, и мы не будем называть имен, потому как вряд ли нам кто-то позвонит после этого и скажет «Между прочим, я играю ужасную музыку, что вы имеете против?!». Так или иначе, у вас есть собственные представления о прекрасном, довольно обширная медиатека, и вы не хотите, чтобы ваш ребенок попал в плохую компанию исполнителей и кумиров. Что же нужно делать? 

Мы поговорили с двумя людьми, которые не понаслышке знают, что такое музыка и музыкальный бизнес, и которые все время имеют дело с детьми. Участники беседы: 

Энди Ботхэм, преподаватель гитары на подготовительных курсах колледжа Беркли, США
Фрэнк Стейн, независимый музыкант, продюсер, отец двоих детей.


НАДО ЛИ?

ЭБ: Разумеется, надо! Послушайте, вы ведь одеваете своих детей в какую-то одежду, пока они сами не в состоянии выбирать себе прикид? Вы думаете о том, какой цвет подойдет к их глазам, как это будет выглядеть? Вы думаете о том, какие книжки им подсовывать, в какой детский сад отдавать. Так почему с музыкой дело должно обстоять иначе?   

ФС: Конечно! Ну, мой старший сын, видимо, впитал все еще в младенчестве, и очень рано стал думать самостоятельно – мне не приходится навязывать ему какие-то свои вкусы. Ему всего 15 сейчас, и полгода назад, когда было 30-летие Dinosaur Jr. малой подкатил ко мне с вопросом «Пап, а ты идешь на концерт?». Я был ошеломлен – это музыка моей юности, а не его, эта группа старше его в два раза! Он интересуется кино и геологией, но мне очень приятно, что он самостоятельно изучает историю музыки, и знает практически все, что происходило важного со времен Beatles. Это действительно круто – ведь через музыку, стили и движения можно узнавать что-то о временах и нравах. 


КАК НЕ БЫТЬ НАВЯЗЧИВЫМ В ДОМАШНЕМ ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКИ?

ЭБ: Ну, во-первых, не нужно думать, что ваш вкус – это эталон. 90% родителей сталкивается с тем, что дети начинают бунтовать, увлекаться какими-то вещами, которые кажутся совершенно бессмысленными вам, людям, которые на 20-30 лет старше ребенка.  Ко мне однажды пришел парень записаться на индивидуальные занятия. Он сказал: «Дядь, научи меня играть панк-рок!».  Парень хотел играть на басу. Я ему говорю: «Тебя научить как? Как Сид Вишес или как Мэтт Фримэн из Rancid?». А разница, если что, принципиальная. Он понятия не имел, что ответить, потому что ему просто хотелось повыпендриваться перед родителями (его воспитывали бабушка и дедушка), которые мучали беднягу классикой. Ничего не имею против классики, люблю эту музыку, но считаю, что ограничивать воспитание одним явлением в музыке нельзя. Я бы советовал всем родителям, не имеющим особых познаний в музыке, но желающим научить чему-то детей, в первую очередь, самим хорошенько изучить историю хотя бы последних ста лет музыки – это очень интересно. 

ФС: Не быть навязчивым – это значит самим не зацикливаться на одном жанре. Как я уже говорил, мой старший очень самостоятельный в выборе музыки, а вот мелкая (ей 8) пока еще не очень интересуется музыкой. Мы с женой не особо волнуемся за ее музыкальное образование, но стараемся, чтобы дома всегда звучало что-то хорошее. Необязательно то, что мы обожаем, но, во всяком случае, что-то интересное. Мне сейчас 45 лет, и я знаю, как люди начинают консервироваться в этом возрасте, причитать по поводу того, что раньше все было лучше. У меня такого нет – я слежу за всем, что происходит в музыке сейчас, слушаю альбомы новых групп. Мне кажется, крайне важно оставаться в курсе происходящего здесь и сейчас, и уж особенно, когда ты взрослеешь/стареешь. С помощью музыки совсем молодых людей я смогу понимать, чем они интересуются – и я не собираюсь кряхтеть на тему того, что все это бестолково и тупо. Я буду искать самое интересное, и если заподозрю свою дочь в том, что она увлеклась чем-то уж совершенно идиотским (в чем я сомневаюсь), то смело смогу предложить ей что-то интересное и не старперское!


КОГДА НУЖНО НАЧИНАТЬ ПРИВИВАТЬ ВКУС?

ЭБ: Я считаю, с самого раннего возраста. Когда ребенку исполняется хотя бы пару месяцев, его уже можно брать на разные мероприятия с собой. Не забывайте о строительных наушниках – все же громкий звук не особо полезен даже для взрослых. Даже если дитя не особо понимает, что происходит, события будут оставаться где-то в недрах его памяти. Если у вас есть какие-то ожидания по поводу музыкального будущего ребенка, ни в коем случае не показывайте этого. Хотите вы этого или нет, он сам решит, хочет он быть гитарным виртуозом или дизайнером одежды. Нет ничего плохого в том, чтобы с раннего детства прививать какие-то азы музыки (как в прослушивании, так и в исполнении), но никогда нельзя давить ни в том, ни в другом случае. Существует так называемое «окно возможностей» - от 0 до 9 лет, когда ребенок очень восприимчив, и когда его вкус очень сильно подвержен влиянию, и поэтому если вам принципиально важно, чтобы он впитал что-то раз и навсегда, учите его этому в этот период. Но, опять же, призываю крайне серьезно отнестись к выбору музыки и ее подаче.  

ФС: Думаю, что можно начинать в тот самый момент, когда дитя появляется на свет. Я боялся, но моя жена начала брать нашего сына Ларри на мои концерты, когда тому было месяца два или три. Чувак, еще толком ничего не осознавая, был у нас в гримерке, тусовался с огромными татуированными мужиками и видел мошпит в нескольких метрах от него. Да, некоторые консервативные граждане могут меня осуждать, но парень вырос здоровый и умный – так что, ничего страшного с ним в период младенчества не произошло. Моя жена, будучи беременной второй раз, где-то прочитала, что нужно танцевать под любимую музыку, чтобы ребенок впитывал хорошую музыку, находясь в утробе. И она совершенно очаровательно вытанцовывала под записи Ника Кейва и Morphine. Я не психолог, и понятия не имею, как влияют подобные вещи на психику маленького ребенка, но я абсолютно уверен, что с ним обязательно нужно делиться тем, что ты сам очень сильно любишь, нужно рассказывать увлекательные истории о любимых музыкантах и позволять детям участвовать в собственной жизни настолько много, насколько это возможно.  

Поделиться: