ПРОФЕССИЯ: ЧТО ДЕЛАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СУПЕРВАЙЗЕР? ЧАСТЬ 1

25.03.2023

ПРОФЕССИЯ: ЧТО ДЕЛАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СУПЕРВАЙЗЕР? ЧАСТЬ 1

Будь то «Стражи Галактики» или «Криминальное чтиво», «Очень странные дела» или «Безумцы», отличный саундтрек вызовет реакцию, которую музыка и изображение не могут вызвать сами по себе. Идеально помещенная в контекст песня перенесет вас в определенный период времени, заставит по-новому интерпретировать текст и подскажет вам эмоции персонажей, которые они не раскрыли в диалогах.

Если вы когда-нибудь задумывались, чья работа заключается в подборе и координации музыки для кино, телевидения, рекламы, игр и других средств массовой информации, то это работа музыкального супервайзера. Супервайзерство само по себе может стать полноценной карьерой, особенно когда речь идет о высокобюджетных проектах, однако важно знать, что любому, кто работает в медиа, возможно, придется стать музыкальным супервайзером на какое-то время. Например, продюсер телешоу может внезапно взять на себя ответственность за лицензирование музыкального произведения, музыкального редактора могут попросить предоставить песню для сцены или композитора могут попросить сделать или найти дополнительные треки в том стиле, в котором он совершенно не привык работать.

Никогда не знаете, когда от вас может потребоваться супервайзерство, поэтому этот навык никому не повредит!

ИСТОРИЯ ДЖАНЕТ БИЛЛИГ-РИЧ

Это случилось с Джанет Биллиг-Рич, которая была менеджером Nirvana, Hole и Dinosaur Jr. В одном из интервью Berklee она рассказывала, что, когда родились ее дети, она хотела сменить карьеру, не связанную с гастролями, где бы ей приходилось проводить большую часть года. Она решила оставить своих клиентов и сделать несколько телефонных звонков в поисках нового дела.

«Я рассказывала всем, что нахожусь в поиске работы, что хочу заниматься чем-то новым, и что очень быстро учусь. Одним из первых людей, которые мне перезвонили, был Стивен Кантор, замечательный режиссер, с которым мы работаем до сих пор. На тот момент он получил зеленый свет от HBO на производство сериала Family Bonds, и был твердо уверен в том, что я смогу выполнить все задачи, связанные с подбором музыки для шоу».

С тех пор у Биллиг-Рич своей собственный супервайзерский бизнес, она постоянно работает над новыми проектами. Поскольку она хорошо разбиралась в лицензировании музыки со времен работы на звукозаписывающих лейблах, она смогла быстро взять на себя управление музыкальной составляющей.

КАК ИЩЕТСЯ МУЗЫКА?

Во многих случаях музыкальный супервайзер приступает к работе еще до того, как начинаются съемки шоу, фильма или рекламы. Например, если в сценарии фильма говорится, что актеры танцуют на свадебном приеме под песню «Hot, Hot, Hot», записанную Бастером Пойндекстером, музыкальный супервайзер должен немедленно связаться с правообладателями и начать переговоры.  Также возможно, что супервайзеру потребуется поговорить с руководством артиста, чтобы получить одобрение.

Давайте рассмотрим, что может произойти в работе супервайзера. Песня «Hot, Hot, Hot» может быть лицензирована, но звукозаписывающая компания откажется дать разрешение на использование оригинальной записи. Это может быть связано с тем, что компания запросит слишком много денег, или запись вот-вот появится в другом фильме, и они не хотят перенасыщать рынок. Существует много причин, по которым правообладатель может отклонить предложение продакшна. Именно в такие моменты музыкальный супервайзер должен проявить творческий подход.

Возможные решения подобной проблемы:

  • Запись новой, очень похожей на оригинал песни. (Это не всегда приемлемо для правообладателей, особенно в случае со звукозаписывающей компанией. В глазах представителей компании, песня, которая звучит слишком похоже на оригинал, очевидно, используется для дезориентации публики и, по сути, наносит вред звукозаписывающей компании, лишая ее дохода);
  • Перезапись песни с типичным живым звуком кавер-группы на свадьбе;
  • Замена песни на что-то не менее популярное, что понравится сценаристам/режиссеру;
  • Поиск новых (лицензируемыех!) песен, чтобы представить их в качестве возможной альтернативы;
  • Удаление сцены.

Если четкие указания по музыке не прописаны в сценарии, то можно будет рассмотреть множество вариантов. Работа с наименьшим количеством вводных – хорошая возможность найти идеальное решение для сцены или задать тон всему проекту. Единственное, что представляет сложность о том, чтобы использовать всю музыку, которую вам нужна, — это время, необходимое для получения лицензионных соглашений, достаточно денег в бюджете и, конечно же, мнения других людей.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Если вам посчастливилось найти подходящую песню для вашего проекта, следующим шагом будет успешное согласование лицензии на ее использование. Есть много подходов к оформлению лицензии на песни. Подходы могут быть совершенно разными, в зависимости от того, с кем вы ведете переговоры.

Текущая практика, например, в киноиндустрии, часто включает отправку запроса на получение лицензии правообладателям на ранних этапах производства. Музыкальному супервайзеру нужно как можно раньше узнать, можно ли получить лицензию, и иногда этот процесс может занимать очень много времени. В запросе лицензии супервайзер, по сути, спрашивает правообладателей, сколько они хотят за использование их песни в проекте.

Допустим, сцена уже снята, и музыкальный редактор временно поместил в нее нелицензированную песню, чтобы режиссер и продюсеры могли почувствовать, как сцена работает с музыкой. Вполне возможно, что музыка подходит очень хорошо, и люди быстро привыкают к ней. В данном случае супервайзеру стоит отправить запрос на расценки правообладателям, просто чтобы посмотреть, можно ли лицензировать песню вовремя и в рамках бюджета.

В лицензионном предложении поле суммы в рублях, долларах или евро может быть оставлено пустым, что позволит правообладателям «назначать цену» за использование музыки. Или, если вы имеете в виду конкретную сумму, вы можете написать в приложении: «Мы рассчитываем заплатить  $xxxx,xx за использование это музыки».

Вот некоторые из факторов, влияющих на стоимость лицензирования:

  • Популярность песни;
  • Тип использования (фоновая или на полную громкость);
  • Продолжительность (срок) лицензии (Пять недель, один год, бессрочно);
  • Территории, на которые распространяется лицензия (местная или распространяющаяся на всю вселенную);
  • Тип медиа (все медиа, ТВ, кинофестиваль, только Интернет и т. д.);
  • Общий бюджет проекта.

Продолжение следует.

Поделиться: