ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЛЮБЯТ ШКОЛУ, И КАК МУЗЫКА МОЖЕТ ПОМОЧЬ ЭТО ИЗМЕНИТЬ?

24.08.2016

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЛЮБЯТ ШКОЛУ, И КАК МУЗЫКА МОЖЕТ ПОМОЧЬ ЭТО ИЗМЕНИТЬ?

За последние десять лет исследования человеческого мозга дали больше результатов и новых знаний, чем когда-либо ранее. Но, несмотря на это, большинство школ не торопятся адаптироваться и вводить новые системы, опираясь на этот новый опыт. Как преподавателя и администратора, меня очень развлекало наблюдение за школьными учителями – как они изо всех сил стараются впихнуть в детские головы знания, в то время как мы, учителя музыки, отлично справлялись с тем, чтобы вовлекать детей в процесс, вне зависимости от их умственных способностей.
 

Обычно музыкальные уроки начинаются где-то с 5-го или 6-го класса, и к тому времени дети по академическим дисциплинам уже разделены на «умных» и «не очень умных» - тех, кому нужна помощь в том, чтобы вникнуть в какие-то предметы. К этому времени дети уже четко осознают свой уровень, и, если все идет хорошо, стараются углубляться в предметы, а если же все не очень хорошо, то они просто начинают ожидать скорейшего избавления от школы.

Уроки музыки, скажем так, нажимают «кнопку перезагрузки» - здесь опять нужно учить все с нуля. Зачастую учителя музыки удивляются, кто именно оказывается больше всего заинтересован в этих уроках. И в большинстве случаев это далеко не те дети, которые считаются «умными» в школе.  Было бы здорово, если бы учителя музыки обменивались опытом с учителями всех остальных предметов – вполне возможно, это решило бы проблемы очень многих неуспевающих учеников. И вот почему:

ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ ДОЛЖЕН ПРИНОСИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ

Детям, на самом деле, нравится решать проблемы и погружаться в новые идеи. Слишком часто они проводят часы в школе и дома, решая какие-то задачи и совершенно не понимая, делают они какой-то прогресс или нет. С другой стороны, знание ответа на простой вопрос не приносит такого удовольствия, как нахождение ответа с помощью умственной работы. Обучение игре на музыкальном инструменте дает наглядный пример, почему и как появляется прогресс. Школьные учителя по сей день бьются над тем, как сделать предметы интересными для тех учеников, которые не показывают никаких результатов. Очень важно, чтобы они научились получать удовольствие от решения проблем, и музыка в этом плане – лучший помощник.

ЗУБРЕНИЕ – ЭТО ВАЖНО, И ЭТО НЕ ТАК СТРАШНО (А ИНОГДА ДАЖЕ ВЕСЕЛО!)

Разумеется, невозможно набраться опыта без последовательной работы и зубрения. Зубрение и слова школьных учителей о его необходимости могут убить всякую мотивацию у ученика довольно быстро. Посредством обучения музыке ученик довольно быстро понимает, что упорное зубрение – это именно то, что дает результаты. Когда он играет в одиночку или в оркестре, или поет в хоре, он понимает, что тренировка приводит к хорошему звучанию – а это очень здорово мотивирует к дальнейшему обучению. Какой бы скучной не казалась ребенку, например, история, его уроки по фортепиано или барабанам могут дать ему понять, что именно упорная тренировка приводит к прогрессу, которым можно по-настоящему наслаждаться. Например, заученный параграф из истории феодального строя и успешное выступление перед классом – это хорошая мотивация для дальнейшего изучения предмета.

УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТ МОГУТ РАЗВИВАТЬСЯ ПОСРЕДСТВОМ НАПРЯЖЕННОЙ РАБОТЫ

Школьная система ненамеренно делит учеников по уровням, и все эти уровни имеют давным-давно зафиксированные признаки – так что те ученики, чей уровень определяется, как низкий, полагают, что им чего-то не дано и застревают на одном месте. Конечно, у всех детей разные умственные способности, но это не значит, что те, у кого есть трудности в обучении – простые неудачники. Если у ребенка неудовлетворительные оценки в школе, но он показывает успехи в музыке, вовсе необязательно вешать на него ярлык творческой личности – как показывает практика, одно другому совершенно не мешает. Задача учителей и родителей состоит в том, чтобы на примере этих музыкальных успехов показать, что при подобном подходе успехи возможны абсолютно во всех областях – нужно только немного стараний.

МУЗЫКА УЧИТ УЧИТЬСЯ

Историки не проводят дни и годы, непрерывно запоминая даты и читая книги, а именно этому учат в школах. Ученые проводят эксперименты, чтобы узнать, что из этого получится – они не знают результатов заранее, в школах же даются факты, и учителя требуют запоминать эти факты. В то же время профессиональные музыканты тренируются и терпят неудачи – ровно так же, как и все остальные люди, изучающие что-либо. Практика – это единственный способ что-либо изучить, а последовательная работа – это определяющий фактор успеха, как мы уже сказали выше. Учителя музыки увлекают учеников в то же самое путешествие, которое до них проделали все люди, ставшие экспертами в какой-либо области. Математика и физика иногда кажутся детям чем-то холодным и далеким, в то время как искусство, в частности, музыка – что-то более теплое и понятное. Всегда можно рассказать ребенку несколько интересных историй из жизни математиков, как те творили практически волшебство, стараясь найти ответы на свои вопросы, а великие композиторы неделями и месяцами не выходили из своих кабинетов, занимаясь практически математикой, пытаясь найти нужное сочетание нот.

Музыка может научить учителей, родителей и самих учеников тому, как любить школу и любить сам процесс обучения. Учителя должны понимать, кто перед ними находится, и искать способы вовлекать каждого в процесс. Совершенно очевидно, почему большинство детей совсем не любит школу – просто потому, что она ставит абсолютно перед всеми одинаковые задачи. В музыке же ребенок сам делает выбор, на каком инструменте играть, с какой скоростью двигаться, играть ли в одиночку или в ансамбле/группе. Все это делает процесс увлекательным. И с помощью родителей и учителей ребенок может увлечься другими школьными предметами, даже несмотря на, в некоторой степени, безжалостную школьную систему. Музыка учит самостоятельности и независимому мышлению, а это значит, что ребенку будет проще относиться к своим неудачам в школе, и в то же время он будет осознавать, что он в силах справиться с ними. Просто своим собственным способом.      

Тони Гармуэлл, преподаватель UCLA,
Лос-Анджелес, Калифорния 

Поделиться: