Обзор бас-гитар. Часть 2.

15.04.2015

Обзор бас-гитар. Часть 2.
Во все времена исполнитель на басу — главная "опора" и фундамент ритм-секции группы!

1. Введение
Мы продолжаем обзор, посвященный бас-гитарам. В нем мы постараемся рассказать о том, какие басовые инструменты используются в современной музыке, а также дадим несколько полезных советов для басистов. Также мы постараемся описать более подробно самые интересные музыкальные инструменты этой категории.

2. Акустический или электрический?

Акустический бас
Акустический бас по вполне понятным причинам в основном используется в составе ансамбля акустических инструментов. Например, акустический бас часто можно видеть в ТВ-шоу "MTV Unplugged", так как в этой передаче разрешено выступать только на акустических (без электроусиления) инструментах. Если акустический бас появляется в составе "электрического" коллектива, его звук необходимо усиливать. Обычно это делается с помощью микрофона или специального звукоснимателя.




Акустический бас — это специфический тип бас-гитары. По форме практически идентичный акустической гитаре; этот инструмент можно встретить в составе классических или фолк-ансамблей. Акустическая бас-гитара отличается размером корпуса, который намного больше, чем у обычных вестерн-гитар "джамбо". Безусловно, звучание акустического баса очень сильно зависит от правильного подбора древесины. В целом звук этого инструмента очень мягкий и приятный на слух, поскольку низкие частоты, в отличие от электрического баса, не "раскачиваются" до такой степени, чтобы слушатель начинал воспринимать звук всеми частями тела.


Контрабас
Очень часто под "акустическим басом" подразумевается всем известный огромный контрабас, на котором играют смычком или щипком (пальцами). Этот инструмент по сей день входит в состав классического симфонического оркестра. Кроме того, он широко применяется в джазовой музыке. На джазовом контрабасе исполнители почти всегда играют щипком. Контрабас также часто встречается в группах, исполняющих рок-н-ролл и рокабилли. Что касается истории возникновения, то контрабас был сконструирован в XVI столетии. Это был струнный смычковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в самом низком частотном диапазоне. Современные концертные контрабасы по высоте могут превышать 180 сантиметров. Обычно применяется четырехструнный контрабас, хотя в продаже можно встретить и пятиструнные инструменты. Для воспроизведения самых низких звуков четырехструнный контрабас может быть оборудован специальным устройством, позволяющим быстро опускать нижнюю струну. Для игры на контрабасе смычком следует приобретать специальный смычок для контрабаса. 

Электрический бас
Когда речь заходит о современной поп-музыке (не говоря уже о роке!), под словом "бас" всегда подразумевается электрическая бас-гитара. Да и многие джазовые басисты для игры в составе "электрического" (т. е. с усилением звука) ансамбля или да работы в таких стилях, как джаз-рок, часто выбирают электрическую бас-гитару. В современной музыке существует тенденция все чаще и чаще использовать сэмплированный звук баса. В этом случае басовую партию исполняет клавишник; однако это выходит за рамки нашего обзора.

Что необходимо знать об электрической бас-гитаре? Прежде всего, следует вспомнить все, что вы знаете об обычной электрогитаре, включая породы дерева, тип конструкции, датчики, темброблоки и т. д. Все это почти в ста процентах случаев будет актуальным и для бас-гитары. Разве что датчики будут подключаться и располагаться на инструменте немного иначе.

Стандартная бас-гитара использует четыре струны в строе E-A-D-G. По сути, это копия 4 нижних струн обычной гитары, просто опущенная на октаву. Струны у бас-гитары, однако, существенно толще. Процедура настройки бас-гитары ничем не отличается от процедуры настройки обычной гитары.

У "продвинутых" рок-музыкантов часто можно встретить пяти- или даже шестиструнную бас-гитару. На пятиструнный бас устанавливается дополнительная нижняя струна B, на шестиструнный — еще и дополнительная верхняя струна C. Начинающим басистам, однако, такими инструментами пользоваться не рекомендуются, для обучения обычного четырехструнного баса будет вполне достаточно.




3. Вопрос длины мензуры
Существуют несколько разновидностей конструкций бас-гитар, и одно из главных отличий между ними — это длина мензуры (длина грифа). Инструменты с укороченным грифом —хороший выбор для начинающих. На таких бас-гитарах намного легче играть, поскольку расстояние между ладами уменьшено. Звук укороченных инструментов неплохой, ровный и жирный. Однако по сравнению со стандартной бас-гитарой он мягче, поскольку из-за укороченного грифа сила натяжения струн относительно невелика. 
Гриф стандартной бас-гитары обычно достаточно длинный и музыканту приходится проявлять сноровку, переставляя пальцы с лада на лад, которые располагаются достаточно далеко друг от друга. Однако они обладают более "фундаментальным", плотным и жестким звуком, по сравнению с короткомензурными басами. 

Относительно новое изобретение — так называемые "безголовые" бас-гитары. Голова грифа у них отсутствует полностью, и визуально гриф кажется обрезанным (собственно, так оно и есть на самом деле). Такие инструменты характеризуются более компактными размерами и меньшим весом по сравнению с обычными бас-гитарами.





4. Безладовый бас, электроконтрабас и другие...

Безладовый бас
Разница между типами корпусов у бас-гитар такая же, как и у обычных гитар. Есть бас-гитары с цельным деревянным корпусом, есть и полуакустические инструменты. Гриф может быть как прикрученным на болтах, так и вклеенным. Иногда можно встретить в конструкции бас-гитар экзотические современные материалы, такие как графит.

Безладовый бас заслуживает отдельного упоминания. Подобно классическому контрабасу, гриф этого инструмента гладкий, без ладов. Игра на такой бас-гитаре требует длительной подготовки и отличного музыкального слуха, поскольку даже небольшое смещение пальца может привести к появлению фальшивых нот. Лады, установленные на гриф, обеспечивают жесткую фиксированную "сетку" для 12 нот хроматической гаммы, в то время как на безладовом грифе высота звучания изменяется плавно. Безладовые бас-гитары обладают прекрасным звуком, однако по описанным выше причинам не рекомендуются для начинающих исполнителей.




Разнообразие форм корпуса бас-гитар в целом повторяет варианты корпусов обычных электрогитар. Естественно, существуют проверенные временем модели, ставшие стандартом де-факто. В основном — это инструменты от таких производителей, как Gibson и Fender. Идентичные или немного модифицированные копии этих гитар в наше время выпускают многие фирмы из юго-восточной Азии. Отдельно стоит упомянуть о такой классической модели Fender Jazz Bass, точные копии которой распространены исключительно широко.

Помимо обширного рынка "классических" инструментов самых разных ценовых категорий существует также растущий рынок продукции класса Hi-End, на котором представлены "бутиковые" модели бас-гитар, изготовленные из самых экзотических пород древесины. Практически всегда в таких моделях применяется активная электроника, то есть в корпус встроен предусилитель с питанием от батарей для предварительного усиления звукового сигнала. Нетрудно догадаться, что к таким, иногда очень дорогим басовым инструментам, требуется не менее дорогой и качественный усилитель. Поскольку вопрос крупного выигрыша в лотерею не входит в тему нашего обзора, вернемся к "обыкновенным" моделям бас-гитар.

Электроконтрабас
Еще один интересный специализированный басовый инструмент — электроконтрабас. Если хотите, это контрабас с характеристиками электрической бас-гитары. Как и контрабас, этот инструмент ставится вертикально, играть на нем можно как стоя, так и сидя; однако корпус у этого инструмента сплошной, и его звук требует электроусиления. В рок-группах такие басы применяются очень редко, возможно, потому что с такой громадиной в руках скакать по сцене затруднительно. Однако среди музыкантов, исполняющих джаз и джаз-рок, электроконтрабас становится все более и более популярным.

В 50-х годах немецкая компания Framus уже пробовала выпускать контрабасы со встроенным усилением. Их конкурент, компания Clevinger, сконструировала первый электроконтрабас современного типа.

5. Основные разновидности и их история

Fender
Изобретателем электрической бас-гитары считается Лео Фендер. После небывалого успеха цельнокорпусной электрогитары он сконструировал в середине 50-х годов для исполнителей на басу новый инструмент, который назвал Precision Bass, или просто P-Bass. В отличие от контрабаса, гриф этого инструмента был оборудован ладами, что позволяло любому музыканту точно попадать в ноты.




К тому времени игра на контрабасе становилась все менее и менее популярной, поскольку этот акустический инструмент попросту не мог конкурировать по громкости с новыми электрогитарами. Первые модели Precision на самом деле имели очень много общего с контрабасом (например, колковый механизм), однако вскоре электрическая бас-гитара стала полностью самостоятельным инструментом, по конструкции более близким к электрогитаре Telecaster, чем к акустическому контрабасу. Уже к 1957 году форма бас-гитары претерпела несколько изменений. В 1959 году на свет появился легендарный Jazz Bass с двумя датчиками типа "сингл". На окончательную доводку этого инструмента у компании Fender ушло еще 3 года — и, наконец, был создан тот стандартный бас с тремя регуляторами, который нам всем так хорошо знаком.

Однако вскоре после этого, в 1965 году, начался упадок. Лео Фендер продал свою компанию мультимедийному холдингу CBS, и популярность инструментов Fender стала падать. В данном обзоре мы вынуждены писать кратко. На самом деле не все было так просто, однако факт остается фактом — бас-гитары Fender эпохи "до-CBS" в наше время ценятся намного выше любых других.

К этому времени были окончательно зафиксированы "канонические" элементы отделки инструмента — логотип, форма головы грифа, место расположения серийного номера и т. д. На сегодняшний день издано много толстых книг, посвященных исключительно тому, как отличить ту или иную модель гитары от другой. Такая книга будет очень полезной, если вы захотите приобрести "настоящий" старый бас Fender. Благодаря этим знаниям вы сами сможете точно сказать, в каком году был выпущен инструмент, а не полагаться только на слова продавца, стремящегося сорвать с вас как можно больше денег за якобы "антикварный" инструмент.

В конце концов, компания Fender начала выпускать копии собственных инструментов под маркой Squire. Электрогитары и бас-гитары Squire производились в Японии и нанесли серьезный удар по рынку дешевых восточноазиатских подделок. Линейка гитар и бас-гитар Squire — это очень качественная и недорогая альтернатива оригинальным "фендерам", привлекательная, прежде всего, для начинающих исполнителей.




В 1985 году холдинг CBS продал компанию Fender. Ассортимент выпускаемых инструментов был существенно расширен, и акцент снова сделали на производстве гитар в США. Большое внимание было уделено линейке "винтажных" моделей, то есть реплик старых инструментов Fender. Впрочем, цена на такие инструменты была очень высокой — и если у музыканта и были такие деньги на покупку инструмента, ему было проще отыскать на вторичном рынке настоящий Fender начала 60-годов..

В наше время бас-гитары "типа фендер" производят абсолютно все, кому не лень. Следует отметить, что многие компании-производители смогли внести собственные изменения в электронику бас-гитары, иногда очень интересные и инновационные. Так что сейчас количество фирм-производителей бас-гитар, достойных внимания, очень велико, и при желании любой музыкант может не тратить время на поиск "старого фендера", а купить новую и очень приличную бас-гитару для работы в любом музыкальном стиле.

Но как сложилась судьба Лео Фендера? Он перешел на работу в компанию Musicman, где сконструировал "новый фендеровский бас" под маркой Stingray. Умер Лео Фендер в 1991 году.

Höfner 
Если бы не группа Beatles и лично Пол Маккартни, скорее всего, компания Höfner благополучно разорилась бы уже очень давно. Однако судьба распорядилась иначе, и бас-гитара Höfner 500/1 производится и хорошо раскупается по сей день. Кстати говоря, это очень красивый музыкальный инструмент. Благодаря мензуре средней длины эта бас-гитара очень легкая и удобная для игры. В наши дни, однако, оригинальная "битловская" модель — весьма недешевое удовольствие, даже если речь идет о покупке инструмента с рук. В продаже также можно найти сверхдорогую "бутиковую" бас-гитару 5000/1.

С бас-гитарой 500/1 часто сравнивают бас-гитару Epiphone Viola, также имеющую корпус "скрипичной" формы, Вообще говоря, исторически на рынке первым появился как раз инструмент от фирмы Epiphone. Однако есть и разница — если у баса Höfner верхняя дека выпуклая (арктоп), то у инструмента Viola-top она плоская, из ламината (проклеенной фанеры). В терминах звучания и удобства игры эти инструменты очень похожи друг на друга, хотя Viola обладает чуть более среднечастотным звуком и стоит намного дешевле, чем Höfner 500/1.

Другие
Помимо традиционных производителей бас-гитар, на рынке представлено огромное количество более или менее известных компаний. Эволюция рынка бас-гитар, в принципе, повторяет схему развития рынка электрогитар. Очень неплохие, качественно звучащие и одновременно вполне доступные по цене инструменты производят азиатские фирмы, прежде всего японские Yamaha и Ibanez. Заслуживает внимания также продукция мексиканских, корейских или тайваньских филиалов "громких" брендов, прежде всего это касается модели Fender Squire Jazz-bass.

Компания Rickenbacker выпускает электрогитары очень давно (на "Рикенбакерах" играли еще The Beatles). Однако бас-гитары этой фирмы стали завоевывать популярность только в начале 70-х годов, после того как "Рикенбакер" засветился в руках у басиста группы Genesis. Инструменты серий 4001 и 4003 остаются популярными и по сей день.

Аналогичную историю можно рассказать и про бас-гитары производства компании Alembic — это легендарные, по-настоящему роскошные инструменты, изготовленные из отборного дерева и оборудованные самой современной электроникой. Ключевую роль в успехе этих инструментов сыграл гений бас-гитары Стенли Кларк, чья именная модель произвела огромное впечатление на музыкантов всего мира.

Отдельного упоминания заслуживает продукция небольших фирм, делающих вручную исключительно качественные, но безумно дорогие бас-гитары, например, американской компании Pedulla из Массачусетса.

В Германии отличную репутацию производителя бас-гитар премиум-класса завоевала компания Warwick. Продукция этой фирмы славится богатым выбором древесины и расцветки корпуса инструмента.

Gibson
По популярности бас-гитары Gibson существенно уступают электрогитарам этой фирмы, хотя басы Les Paul очень хороши как по конструкции, так и по звучанию. Бас-гитара Thunderbird, например, выпускается практически без изменений с 1963 года; однако форма корпуса этого инструмента нравится далеко не всем.



Epiphone, дочерняя компания Gibson, выпускает модель бас-гитары, прототип которой (гибсоновской разработки) был очень популярен в 60-е годы. Модель Epiphone Rivoli обладает очень интересным "большим" звучанием благодаря наличию нэкового датчика "хамбакер" и переключателя Bass Boost. Инструмент проработанный, очень хорошо выглядит и по цене, в отличие от других бас-гитар Gibson, вполне доступен даже для новичков.

6. Влияние на звук материала
Правильный подбор пород древесины для баса важен ничуть не меньше, чем для гитары. В последнее время, в особенности для дорогостоящих инструментов, становится все более и более модным "естественная", т. е. без окраски, отделка инструмента. Иногда корпус инструмента просто натирается специальным маслом или воском, вместо покрытия лаком. Для изготовления гитары недостаточно просто найти цельный кусок дерева, необходимо обращать самое пристальное внимание на его плотность и текстуру. Среди наиболее популярных пород для изготовления корпусов и грифов для бас-гитар — клен, бубинга, палисандр, венге, орех, ясень и махагони.

Однако, если корпус покрывается лаком, текстура дерева становится менее важной. В этом случае гораздо важнее проследить за тем, чтобы дерево было выдержано и нормально проклеено. Помните об этом! Много лет назад один из моих друзей захотел переделать свой обычный бас Fender с корпусом белого цвета в "натуральный", для чего вручную содрал с корпуса всю отделку — процедура очень утомительная. Спустя неделю тяжелого труда наконец показалась текстура дерева: выдержанный, хорошо проклеенный и чертовски уродливый кусок дерева, который изначально был рассчитан на окраску и лакировку. Что ему в конце концов и пришлось сделать после всех этих бесплодных усилий.

Хотя для лакированных корпусов текстура древесных волокон не настолько важна, следует помнить, что материал, из которого сделан инструмент, влияет на его звук. Ниже мы приведем список некоторых наиболее важных пород древесины с их акустическими характеристиками:

Клен
Клен очень широко используется для изготовления смычковых инструментов, а также для производства джазовых и обычных электрогитар (и бас-гитар). Его "светлый", чистый звук с проработанными верхом и низом достоин восхищения. Твердость этой древесины делает клен основным материалом для изготовления грифа и накладки на гриф. Кленовый топ на гитаре придает звучанию характерные напористость и энергию.



Бубинга
Это дерево, произрастающее в экваториальной Африке (в юго-западной Нигерии, Камеруне, Габоне и Конго), характеризуется декоративной древесиной, иногда с крупным красивым рисунком, очень певучей, с чистым басом, проработанной верхней серединой и прозрачным верхом.

Черное дерево
Подобно красному дереву, эта тропическая порода обладает исключительной плотностью и твердостью. Древесина очень дорогая, и если в технических характеристиках инструмента присутствует упоминание про черное дерево, то и цена будет соответствующей!

Ольха
Исключительно популярная порода, обладает средней плотностью и хорошо сбалансированным, богатым обертонами звучанием с мягкой бережной передачей низких и высоких частот. Ольха особенно часто используется для изготовления корпусов электрогитар.

Ясень
Классика всех времен. Древесина ясеня обладает очень напористым и детализированным звучанием. По сравнению с ольхой, звук у ясеня несколько суше и немного разбалансированнее (ослабленная середина, немного не в меру яркий верх).

Болотный (или пенсильванский) ясень 
Это дерево в основном произрастает возле берегов озер и рек. При изготовлении гитар используется только та часть ствола, которая находится под водой. По сравнению с обычным ясенем, сделанные из этой древесины гитары обладают гораздо более сбалансированном звучанием, с мягким верхом и уравновешенным низом. Кроме того, болотный ясень легче обычного. Последнее обстоятельство делает эту древесину очень популярной у гитарных мастеров.

Коа
Это дерево растет на Гавайских островах, а его древесина обладает невероятно красивым рисунком. Изначально коа использовалось только для изготовления укулеле и гавайских гитар. В XX веке многие гитарные мастера открыли для себя потрясающие свойства этого материала. Коа обладает исключительно прозрачным и чистым звуком с немного приподнятыми средними и высокими частотами.

Американская липа
Древесина средней плотности, относительно мягкая, легко обрабатывается, со сглаженным звучанием и слегка приподнятой серединой. Из этой породы, в частности, получаются весьма неплохие корпуса электрогитар для исполнения в стиле рок.

Махогани
Один из самых популярных материалов у гитарных мастеров, очень гибкий по своим характеристикам. Звучание исключительно певучее, теплое, сбалансированное, с роскошным сустейном, мягким подъемом по высоким частотам и звонкими обертонами. Корпус из махагони в сочетании с кленовым топом позволяет получить исключительно напористый и живой звук — вспомните хотя бы Gibson Les Paul.

Нато
Разновидность дерева махагони с практически такими же характеристиками.

Палисандр 
Как и черное дерево, характеризуется очень высокой плотностью и твердостью. Больше всего подходит для накладок на гриф и бриджевых подставок, например, на джазовых гитарах.

Тополь
По характеристикам тополь напоминает американскую липу. Однако он существенно дешевле и легче обрабатывается. Поэтому тополь очень часто используется для изготовления бюджетных инструментов.

Грецкий орех
В последние годы орех пользуется все большей и большей популярностью. Он обладает привлекательным цветом и очень хорошо сбалансированным звучанием с мягкими басами, комфортной серединой и приятным верхом.

Венге (Millettia Laurentii)
Венге обладает очень плотной и тяжелой древесиной, которая характеризуется сильно выраженной серединой и мягкими приятными басами. Благодаря своей твердости венге часто используется для изготовления грифов или накладок для них.

Ованкол (ovankol) 
Ованкол во многом напоминает по характеристикам красное дерево. Эта порода обладает достаточно теплым и сбалансированным звучанием с хорошим сустейном, отчетливыми верхами и певучими обертонами.

7. Другие важные моменты
Помимо правильного подбора дерева, в звучание инструмента существенный вклад вносит и сама конструкция корпуса. Как и в случае с гитарой, главная характерная особенность конструкции бас-гитары — это гриф. Он может быть как с болтовым креплением к корпусу, так и приклеенным к корпусу. Выбор того или иного типа инструмента прежде всего зависит от вкусовых предпочтений исполнителя. Обычно считается, что инструменты с креплением грифа на болтах обладают лучшей атакой и потому хороши для исполнения басовых партий ритмического, перкуссионного характера. Плотная атака делает звучание более агрессивным и "пробивным".

В случае сквозного грифа звучание кардинальным образом изменяется. Звук становится однороднее, его труднее "раскачать", он несколько "ленив" по характеру, но зато тембр гораздо более богатый и "породистый". Такой звук хорош для исполнения медленных партий; быстрая игра приводит к недостаточной проработке нот и теряется в общем звуке группы. С другой стороны, при сквозном грифе сустейн инструмента намного длиннее. Если коротко, то инструмент со сквозным грифом звучит мягче и насыщеннее, в то время как гриф с болтовым креплением — жестче и ярче.

Помните, что все подобные описания являются только приблизительными; фактическое звучание бас-гитар разной конструкции зависит от большого числа конструктивных особенностей.

8. Техника игры
Карьера любого музыканта начинается с прослушивания записей своего кумира. Эти записи вызывают восторг и восхищение, тем не менее, даже самый виртуозный бас-гитарист когда-то начинал учиться играть на своем инструменте с нуля. Более того, не исключено, что в те времена, когда кумир делал свои первые шаги в музыке, у него было намного меньше возможностей по сравнению с вами. Сегодня можно купить весьма прилично звучащий инструмент за относительно небольшие деньги, а в прошлом такого не было, разве что гитара доставалась музыканту по чистой случайности. Не забудьте познакомиться с творчеством джазовых музыкантов — в этом стиле есть просто потрясающие мастера игры на контрабасе. 

Основная задача бас-гитариста — держать общий ритм группы, или, как еще говорят, "держать грув". Именно это служит цементом, связывающим между собой все остальные партии в единое целое. Одна из наиболее распространенных ошибок новичков — концентрация только на своей партии. 

Внимательно слушайте всех остальных музыкантов, особенно барабанщика. Партия баса должна быть "вблизи" от рисунка ударных, поэтому внимательно следите за партией бас-барабана. В подавляющем большинстве случаев бас-барабан бьет на сильную долю, и бас-гитарист просто обязан следовать за ним. Постепенно вы будете совершенствовать свою технику и сможете отходить от этого канонического правила все дальше и дальше. Тем не менее, всегда следите за барабанщиком. Не так страшно попасть немного не в те ноты на грифе, главное — не попасть мимо ударных.

Басист, конечно же, должен владеть языком гамм (ладов) и аккордов, в противном случае придумать хорошо звучащую партию будет практически невозможно. Один из самых выдающихся басистов мира как-то сказал в интервью, что самое главное — это распознать тонику аккорда внутри басового паттерна. Само собой, партия бас-гитары может быть сколь угодно сложной, однако, по нашему мнению, главная функция баса заключается в том, чтобы связывать между собой остальные инструменты. 

Игра медиатором
Существует три варианта исполнения правой рукой. Использование медиатора характерно для начинающих. В продаже можно найти специальные басовые медиаторы различных размеров и степени жесткости. Толстые негнущиеся медиаторы обладают более чистой атакой, мягкие медиаторы обеспечивают более округлое и богатое звучание. Обучение игре медиатором на бас-гитаре происходит аналогично обучению игре на гитаре. Не забывайте в равной степени практиковать как удары вверх, так и удары вниз. 

Игра пальцами
Альтернативный способ — игра пальцами правой руки. Здесь нет никакой связи с классической музыкой, зато связь с профессиональной рок-музыкой самая прямая. Обратитесь к видеозаписи рок-оперы "Томми", представленной группой The Who летом 1989 года и посмотрите на феерическую пальцевую технику Джона Энтвистла. Вот как надо играть на бас-гитаре! Кто знает, может быть и вы когда-нибудь так сумеете! 

Игра пальцами на бас-гитаре довольно сильно отличается от игры пальцами на гитаре. Большой палец обычно служит для опоры правой руки. Большинство бас-гитаристов для игры по струнам использует только указательный и средний палец, это позволяет добиться более плотного звучания. Для того чтобы научиться правильной пальцевой технике, следует много упражняться и экспериментировать. 



Слэп
Очень распространенная техника игры — "слэппинг" или просто "слэп". Большой палец ударяет по струне таким образом, чтобы получить исключительно сухой и пробивной звук. Подобная техника часто используется в стиле "фанк" и позволяет исполнять скоростные риффы. Главный секрет — ударять по струне в правильной точке. Для дополнительного украшения партии можно одновременно зацепить средним пальцем более высокую струну на слабую долю — скажем, в октаву от ноты, сыгранной слэпом. 

Само собой разумеется, исполнитель должен уметь комбинировать все описанные выше техники для внесения разнообразия в свой репертуар. Как правило, играть слэпом одну пьесу за другой не следует — начиная с определенного момента это просто надоест. Для исполнения медленных блюзов или баллад необходима лаконичная и вместе с тем интересная басовая партия. Поэтому всегда очень полезно держать в рукаве пару козырных карт, чтобы в нужный момент удивить всю группу. 

Игра левой рукой
Игра левой рукой на бас-гитаре очень индивидуальна. Приверженцы классической точки зрения говорят о том, что при правильной технике используются все четыре пальца левой руки, причем большой палец должен находиться под грифом в качестве опоры. Пальцы ставятся на гриф перпендикулярно.

На практике так получается далеко не всегда, даже у профессионалов. Мизинец в качестве рабочего пальца используется очень редко. Перпендикулярная постановка пальцев также применяется далеко не всегда, поскольку иногда приходится "экономить" свободное пространство на грифе. Рука ложится на гриф целиком, что обеспечивает исполнителю доступ сразу к четырем нотам одного и того же лада (или же можно сыграть аккорд/арпеджио). Отдельные пальцы начинают работать только тогда, когда необходимо взять какие-то дополнительные ноты. Такая техника также позволяет эффективно глушить струны. 

Тем не менее, владение "академическим" стилем игры на бас-гитаре всегда приветствуется. В дальнейшем музыкант сможет обогатить этот стиль собственными инновациями. 

Что бас-гитарист играет во время занятий дома? Прежде всего — гаммы самых разных видов. В обзоре, посвященном гитарам, мы уже рассматривали этот вопрос, хотя многое и зависит от того, в каком музыкальном стиле играет ваше группа. Существуют два основных стиля исполнения: слитное взятие нот, или легато, и акцентированное, или стаккато. При игре легато переход от одной ноты к другой происходит плавно, легато часто используется как в джазе, так и в рок-музыке. Стаккато подчеркивает отдельные ноты и часто применяется в музыке фанк и в тяжелом роке, хотя на самом деле есть очень много исключений из этих правил. 

Начинающим не рекомендуется гнаться за скоростью. Прежде всего следует сосредоточиться на достижении максимально аккуратного исполнения. Если вы репетируете без группы, очень полезно будет поиграть под фоновый ритм. Настоятельно рекомендуется приобрести метроном или драм-машину. Если вы не берете уроки у преподавателя, обязательно найдите хороший учебник с иллюстрациями, на которых показаны ладовые сетки, ноты и табулатура. Четыре линии соответствуют четырем струнам бас-гитары, вертикальные линии отделяют такты друг от друга. Маленькие цифры показывают номер лада, таким образом, "0" обозначает открытую струну, "3" — третий лад, "5" — пятый лад и т. д., "I" обозначает указательный палец правой руки, "M" — средний.

9. Заключение
Хотя гитаристы часто смеются над бас-гитаристами из-за того, что на их инструменте "всего лишь четыре струны", на самом деле бас-гитара играет исключительно важную роль в ансамбле. Бас-гитарист держит общую ритмику, "качает грув" от самого начала до самого конца композиции. Именно это создает в музыке ощущение общности, а в звуке — целостности. Что может быть более важным? Так что берите инструмент в руки — и вперед! 

В наше время приобрести хорошо звучащий и удобный инструмент за вполне разумные деньги не проблема. На рынке представлен исключительно богатый выбор недорогих и вместе с тем качественных инструментов для начинающих музыкантов.
Поделиться: