НАСЛЕДНИКИ ЗВУКА БОЕВЫХ ЛЕТ

08.05.2018

НАСЛЕДНИКИ ЗВУКА БОЕВЫХ ЛЕТ

В День Победы, 9 мая, мы всегда обращаемся к собственной истории. Это повод вспомнить и о том, как Великая Отечественная война мощно и драматически повлияла на все без исключения стороны жизни нашей страны. Но никогда нельзя забывать, что музыка – а раз так, то и музыкальные инструменты! – наряду с волей народа и оружием внесли свой небольшой, но важный вклад в дело великой Победы. Это очевидно, но что гораздо удивительнее – военно-музыкальные трофеи 1945 года очень помогли становлению инструментария, широко говоря, отечественной поп-сцены. И сегодня речь пойдёт и об этих процессах, и о том, как современные музыкальные инструменты наследуют инструментарию боевых лет.

Вся мощь духового оркестра

Россия позднее других стран Европы пришла к пониманию важности военных оркестров как необходимой составной части государственной эстетики – лишь в начале XVIII века, с началом всеобъемлющих реформ Петра I, хотя прообразы подобных современных прослеживаются в отечественной истории вплоть до XIV века. Не очень-то мы и отстали от остального тогдашнего цивилизованного мира – в Европе устоявшийся состав военного оркестра складывается лишь менее столетия ранее, то есть к первой трети, а то и к середине XVII века. Причём профессионализм у русских военных музыкантов накапливался очень и очень быстро. Ведь когда в 1814 году русская армия триумфально вошла в Париж, поверженный французский император Наполеон Бонапарт отмечал в своих записках, что «не менее половины русских побед в войнах последнего полувека могут быть отнесены на счёт невероятного воздействия на сердце солдата военной музыки Российской Империи». Этот постулат оказался справедлив и для XX века – невзирая на то, что до ранней весны 1943 года, то есть момента решительного перелома в Великой Отечественной войне, дореволюционный канон русской военной музыки не исполнялся, советские марши конца 20-х и 30-х годов всё равно создавались на основе этого канона и сослужили отличную службу нашей Родине на первом, самом тяжёлом этапе войны. Не будем забывать, что многие профессиональные музыканты пали героями на Великой Отечественной – достаточно вспомнить судьбу Государственного духового оркестра СССР, частично погибшего, частично попавшего в плен в боях под Вязьмой осенью 41-го. Но 1945 год стал не только годом великой Победы, это ещё и год подлинного триумфа русской военной музыки – показательно, что сводным оркестром Московского гарнизона на Параде Победы 24 июня дирижировал лично Семён Чернецкий (1881–1950), автор более ста маршей и просто величайший русский военный композитор прошлого века.

И в наши дни русская военная музыка – никакая не легенда, но живое творчество. Достаточно вспомнить хотя бы воистину всенародную и не меняющуюся с годами популярность общеизвестного марша «Прощание славянки», написанного 106 лет тому назад, тексты к каноническому инструментальному варианту которого сочиняются практически до сих пор! Естественно, что состав военного оркестра и сейчас строг и каноничен – секция медных духовых (в число которых, естественно, входят трубы), секция саксофонов, секция деревянных духовых (с кларнетами, в том числе как солирующими инструментами) и секция ударных – само собой, с маршевыми барабанами. Современные инструменты обеспечивают духовому оркестру любого состава – камерного, малого и большого – совершенно необходимую мощь звучания, ведь военная музыка рассчитана на исполнение на открытом воздухе и совершенно без усилительной аппаратуры. Мощность исполнения на таких инструментах ведущих мировых брендов традиционной русской военной музыки является залогом того, что она всегда найдёт путь к душе настоящего гражданина и подлинного патриота нашей страны.

Звучащие трофеи

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что народ России видел великую Победу тем рубежом, с которого, выражаясь современным языком, страна полноправно войдёт в сообщество развитых мировых держав. Военные годы и помощь СССР по программе Ленд-лиза требовали мощной риторики в том духе, что наша страна борется с немецким фашизмом и японским милитаризмом не в одиночку, но в союзе с государствами Объединённых Наций, и в первую очередь – вместе с Великобританией и США. Увы, ввиду понятных воззрений руководства СССР тех лет «процесс не пошёл», но тем не менее первые полтора-два послепобедных года страна была наводнена «обменными» и трофейными американскими и немецкими фильмами и патефонными пластинками с модной зарубежной музыкой тех лет. То есть налицо были все предпосылки к тому, что отечественная массовая музыкальная культура получит мощный толчок к развитию в направлении, заданной мировой, выразимся так, поп-музыкой 30-х и 40-х. Опять же, совершенно охотнорядская советская культурная политика конца 40-х загнала подобный музыкальный процесс в глухое подполье, но никто не мешал местным самодеятельным музыкантам и просто любителям осваивать трофейные инструменты, добытые в поверженной Германии совершенно самостоятельно, либо полученные оттуда же по более-менее официальным каналам.

О феномене трофейных аккордеонов и баянов исписаны горы бумаги – для нас же гораздо важнее, что эти универсальные инструменты, и до войны не обделённые вниманием самодеятельных музыкантов, стали воистину народными и весьма сильно потеснили в обращении те гармони, с которыми наши деды и прадеды уходили на фронт. Популярность инструментов с мехами не падает и сейчас – достаточно вспомнить акустические баяны и аккордеоны бренда Hohner. Как известно, эта компания ведёт свою историю с 1857 года, а раз так – то трофейные аккордеоны наверняка были именно её производства! Но воистину современные инструменты подобного рода – это электронные аккордеоны и баяны Roland, имеющие привычный внешний вид и дизайн, но имеющие богатые банки сэмплов, причём не только по отдельным типам инструментов-собратьев, но и оркестровые звуки, а также звуки органа. Встроенная система звукоусиления (как правило, 2×7 Вт) обеспечивает таким инструментам чистый и громкий звук – неважно, в тёплой компании или на небольшой сцене. Причём залихватский звук баяна или аккордеона абсолютно вписывается в концепцию русской военной музыки.

К огромному сожалению аккордеоны, как и саксофоны, пали в конце 40-х жертвой ложных идеологических ущемлений в советском музыкальном искусстве, но их физическому существованию это помешать никак не могло. Напоследок не мешает вспомнить и о саксофонах – и они попадали в нашу страну в качестве трофеев: подобные саксофоны, предназначенные в первую очередь для немецких военных оркестров (как известно, в тогдашней Германии джаз был запрещён как «дегенеративное искусство»), отличались громким звучанием. Так, в мемуарах лидера группы «Арсенал» Алексея Козлова рассказывается о том, что подобные инструменты «с затёртыми свастиками и орлами» имели довольно широкое хождение среди московских музыкантов-любителей едва ли не до конца 50-х годов. Да, военная музыка – это не только стимул к победе, но и путь к тому, чтобы поставить вражеские музыкальные инструменты на службу народу-победителю.

Всеволод Баронин

Поделиться: