МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРСЕНАЛ ГЕНИЯ

19.06.2017

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРСЕНАЛ ГЕНИЯ

Когда речь заходит о великом музыканте и композиторе, мы обычно не думаем о том, какими музыкальными инструментами он пользуется в своём творчестве. Главное, что песни хороши! Никто не будет спорить, что песни, написанные за полвека с лишним сэром Полом Маккартни (Paul McCartney) – это одни из лучших малых музыкальных форм, которые создало человечество, однако их первоначальное звучание чрезвычайно важно для всех нас.

И поэтому рубрика «
Equipment Legends» именно сейчас, на следующий после 75-летия сэра Пола день, рассказывает о том оборудовании, которым пользовался и пользуется один из величайших композиторов XX века.

«Песня и её исполнение куда важнее музыкальных инструментов», – справедливо замечает сэр Пол. Но даже те, кто мало интересуется темой «кто и на чём играет», прекрасно знают, что карьера великого музыканта неразрывно связана с примечательной бас-гитарой с корпусом малого размера скрипичной формы. Можно смело сказать, что бас-гитара Пола Höfner 500/1 стала не меньшим визуальным символом The Beatles, чем их причёски на раннем этапе карьеры или их «кители Неру», и стала одним из первых в истории рок-н-ролла инструментов, равным в смысле общественного узнавания самому артисту. Модель Höfner 500/1 была представлена немецким брендом на рынке весной 1956 года и рекламировалась как «контрабас в малом объёме» с соответствующим звучанием. Юного же Пола в этом инструменте привлекли два параметра – симметричность корпуса, что абсолютно важно для сценического имиджа музыканта-левши, и невысокая цена: «Бас-гитары Fender стоили около 100 ф.ст., что для тогдашней Англии было фантастической суммой. Я не мог позволить себе инструмент дороже 30 ф.ст., и за примерно такую сумму я и приобрёл в начале 1961 года свой первый Höfner». Этой бас-гитарой, получившей у экспертов по истории The Beatles кличку «Cavern» по постоянному месту выступлений молодой группы в родном Ливерпуле, Пол пользовался вплоть до её кражи в 1969 году. В 1963 году музыкант приобрёл аналогичную бас-гитару и пользовался ею параллельно с первой. Этот инструмент профигурировал и на прощальном совместном выступлении The Beatles – «концерте на крыше» 30 января 1969 года: (Смотрите видео: https://www.youtube.com/watch?v=NCtzkaL2t_Y)

Понятно, что подобных инструментов в жизни Пола было не два, а гораздо больше, однако хорошо задокументированной, помимо этих двух оказалась только недешевая реплика Höfner 500/1 V62 Violin Bass 2012 года выпуска, обозначаемая как Limited Edition 60th Jubilee Union Jack с раскраской верхней деки под британский флаг и обечайкой цвета слоновой кости. Окончательно Пол вернулся к бас-гитарам Höfner еще в начале 90-х годов – он объясняет, что при игре на таких инструментах у него получается, как ни парадоксально, более мощный звук: «я просто сильнее бью по струнам». Кстати, на бас-гитарах Höfner музыкант обычно использует струны Rotosound SM55. Однако и во второй половине карьеры The Beatles, и в собственной группе Wings, и несколько далее, Пол использовал иные бас-гитары. Всё началось с записи альбома The Beatles «Rubber Soul» (1965), где музыкант взял в руки не менее живописный, нежели Höfner, инструмент – Rickenbacker 4001S с развёрнутой на 180° головой грифа, то есть изначально предназначенную для левшей. В The Beatles музыкант пользовался Rickenbacker только на записях и во время ТВ-съёмок, зато в эпоху Wings Пол играл также на моделях 4001 с головой стандартной ориентации и пятиструнных 4003S/5 и Custom 5 String с симметричным корпусом чёрного цвета. Rickenbacker 4001S можно видеть в концертном видеоклипе к пьесе Wings «Silly Love Songs» (1976): (Смотрите видео: https://www.youtube.com/watch?v=DXaG1HvKMOw)

Конечно, Полу доводилось играть и на иных бас-гитарах – как всем известных Fender Precision и Fender Jazz Bass, так и пятиструнных инструментах Wal Mark II и Wal Mark III. Модели Wal были рекомендованы Полу продюсером Тревором Хорном (Trevor Horn – Yes и The Buggles) во время подготовки к записи «русского» альбома «Back In The U.S.S.R.» (1988). Звучание Wal очень понравилось Полу – в результате на нём были записаны все партии бас-гитары в «новой старой» пьесе The Beatles «Free As A Bird». В концертной обстановке Wal Mark III можно увидеть на записи с выступления Пола на фестивале в Небворте в 1990 году: (Смотрите видео: https://www.youtube.com/watch?v=uPYD0xD32bk)

Вторым важнейшим инструментом для Пола является вовсе не фортепиано, но акустическая гитара – именно на «акустике» им сочинена масса всем известных хитов The Beatles и Wings. Нельзя сказать, что музыкант выказывал какие-то предпочтения – в ранние годы он просто играл на том, что было под рукой (знаменитая гитара Framus 5/1, принадлежавшая отцу Пола), а потом от предложений по инструментам было уже не отбиться… Тем не менее, чётко прослеживается склонность Пола использовать акустические гитары с корпусами джамбо или дредноут – её можно проследить вплоть до декабря 1964 года, когда музыкант стал обладателем гитары Epiphone Texan FT-79. Эта совершенно историческая модель гитары, на которой была написана песня «Yesterday», оказалась серийно перевыпущена в 2004 году. В настоящий момент основная рабочая акустическая гитара Пола – Martin D-28, причем впервые инструмент этой модели был приобретён им в 1967 году. Не менее важна для него и 12-струнная гитара Gibson J-185, используемая с 2000-х годов в более поп-ориентированном материале. Для более глубокого проникновения в тему отношений Сэра Пола с акустическими гитарами рекомендуется статья, изначально напечатанная в журнале Guitar World в 2004 году, но не утратившая своей актуальности и по сей день.

Также вопреки распространённому мнению, Пол был и остался весьма неплохим исполнителем на электрогитаре – достаточно вспомнить его гитарную работу в таких номерах The Beatles, как «Drive My Car», «Taxman», «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» и «Helter Skelter». Любимая электрогитара Пола той эпохи – Epiphone Casino (Epiphone E230TD), также в 60-е им активно использовался Fender Telecaster с одним звукоснимателем. Затем наступили времена левосторонних Gibson Les Paul, не завершившиеся и поныне. Доказательство – известнейший Les Paul с расписной верхней декой, который можно увидеть во многих концертных видео Пола, в том числе и в этом: (Смотрите видео: https://www.youtube.com/watch?v=lzuwvZBfNeI)

По утверждению бренда Ernie Ball, в наше время на электрогитарах Пола обычно установлены струны Ernie Ball 2223 Nickel Super Slinky.

Использование Полом басовых и гитарных обработок является несколько неразглашаемым – известно, что для концертной работы музыкант использует несколько педалбордов, собранных по его заказу Питом Корнишем (Pete Cornish). Зато  смысле усиления Пол не скрывает раз навсегда приобретённых еще во времена The Beatles и Wings пристрастий – на его концертах всегда можно видеть неотделимые от сценического имиджа музыканта две 100-ваттные головы Vox AC30 Custom ручной сборки с кабинетами Vox 4×12BN, плюс две головы Vox AC100. Но не только они – в сценический комплект Пола входит и оборудование бренда Mesa/Boogie, а именно: головы Bass Strategy Eight:88 и Bass 400+ и два кабинета Standard PowerHouse PH 1000. При работе в студии им также используются головы бренда Ashdown.

Необычно скромен набор постоянных клавишных инструментов Пола – маэстро всегда предпочитает рояль. Однако он до сих пор использует легендарное электропиано Wurlitzer 200A, а вступление к песне «Magneto And Titanium Man» (1975) на столь же славном инструменте Fender Rhodes Mark 1 вообще считается стандартом того, как должен звучать Fender Rhodes в контексте поп-рока. В начале 2000-х на концертах Пол играл на клавишных Kurzweil PC2x, вставленных в корпус, задекорированный под знаменитое расписное «Magical Piano», используя таковые как фортепиано. Конечно, обладание даже всеми вышеперечисленными инструментами не превращает никого в гения композиции, однако никогда не надо забывать о том, что авторская и исполнительская манера часто обуславливается звуком инструмента в руках создателя песен. Выводы совершенно очевидны – вы сами можете сделать их из песен сэра Пола Маккартни.

Поделиться: