КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ ТУР: СОВЕТЫ РОССИЙСКИХ НЕЗАВИСИМЫХ МУЗЫКАНТОВ. Часть 1

30.11.2016

 КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ ТУР: СОВЕТЫ РОССИЙСКИХ НЕЗАВИСИМЫХ МУЗЫКАНТОВ. Часть 1

После того, как вы хорошо натренировались играть концерты и исследовали родные просторы, можно начинать выезжать за границу. Кому-то покажется, что далекие путешествия – это признак уже состоявшегося успеха, однако в нынешней ситуации было бы правильнее сказать, что заграничный тур – это лишь одна из ступеней, ведущих к успеху.  И организовывать гастроли можно самостоятельно. Мы расспросили нескольких молодых музыкантов, которые имеют опыт поездок и организации туров.
 

Представляем вам первую часть нашего экскурса в мир зарубежных туров от представителей отечественной независимой сцены. Это будет интересно..

ANTON OBRAZEENA (Jars)

КАК БРОНИРОВАТЬ ДАТЫ? ЗА СКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ ПРОЦЕСС?

Европейский тур лучше начинать бронировать за полгода до выезда. Тогда получится пробить "холодные контакты", сделать нормальное промо на местах и как следует подготовиться самим. Контакты лучше искать у знакомых музыкантов, которые уже успели съездить в евротур. На них же и ссылаться в переписке с организаторами. Если таких знакомых нет - можно попробовать погуглить что-то вроде "european concert promoters". Это будут "холодные" контакты, но почему бы и не попробовать? Есть, конечно, еще букинг-агентства, которые сами пробивают европейские туры, но если вы уже пользуетесь их услугами, вам вовсе незачем читать подобные интервью. Это мне надо читать интервью с вами.

КАК ВЫСТРАИВАТЬ ЛОГИСТИКУ? (кол-во концертов в определенный период, перерывы между ними, город прилета и т.д.)

Никогда не начинал тур с перелета. Многое зависит от условий, на которых организуется тур. Например, мы всегда берем с собой всю аппаратуру. Поэтому начинаем тур с собственной репетиционной базы. То есть, в таком случае, город прилета - это город, в котором можно арендовать аппаратуру и машину. Если договариваться так, что организаторы выставляют аппарат на каждом концерте, то город прилета и маршрут может быть вообще любой. Но мне кажется куда более практичным один раз взять все необходимое из дома, чем 20 раз договариваться насчет райдера и каждый день ждать сюрпризов, потому что даже для относительно больших артистов райдер часто не выполняется в точности.

Что касается расписания концертов: понедельник - 100% мертвый день, вторник - почти мертвый. На эти дни можно смело ставить выходные. Все остальные дни недели желательно забить полностью. Километраж зависит от транспорта, на котором вы будете перемещаться. Если речь о ночных переездах на поезде или перелетах - делать можно как угодно, лишь бы расписание позволяло. Если о машине - категорически не советовал бы брать расстояния больше 500 км. Водитель вам за это спасибо не скажет. На мой взгляд, оптимальное расстояние между городами - это 200-300 км. Не очень ранний подъем, не очень напряженный переезд, есть время отдохнуть перед выступлением. К тому же, в ЕС в городах на таком небольшом расстоянии друг от друга вполне есть жизнь и движуха.

ЗАНИМАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕКЛАМОЙ СВОИХ ШОУ ИЛИ ПОЛАГАЕТЕСЬ НА ПРОМОУТЕРОВ?

Практически не занимаемся. Ставим только расписание тура на своей страничке и пишем посты, что завтра концерт вот там-то. Промоутерам на местах, все таки, гораздо сподручнее заниматься рекламой.

НА ЧЕМ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ МЕЖДУ ГОРОДАМИ И СТРАНАМИ?

Мой выбор - однозначно автомобиль. Все с собой, едешь от адреса до адреса, застрахован от фатальных опозданий на поезд или самолет. Гораздо меньше суеты. Правда, пару раз мы ломались и пропускали концерты, но никогда не было так, чтобы из-за поломки слетал весь тур. В конце концов, всегда есть план б - продолжить путешествовать на общественном транспорте, тратить деньги с концертов не на бензин, а на билеты.

РАССКАЖИ ОБ ОПЫТЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ГОРОДАХ, ГДЕ ВЫ НИКОГО НЕ ЗНАЛИ?

Мы часто выступаем в городах, где никого не знаем. Кроме, может быть организатора. Это всегда по-разному, но чаще всего встречают тепло. Самое время для того, чтобы за тебя говорила твоя музыка, а не то, что ты чей-то друг и поэтому тебя нужно поддержать. Это даже интереснее, чем играть для тех, кого знаешь.

РАССКАЖИ О ХУДШЕМ И ЛУЧШЕМ ОПЫТЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ ТУРЕ?

Худшего опыта, в общем-то, и не было. Нам повезло, и нашу машину не грабили, никто не получал по морде (хотя нет, получали, но это не имеет отношения к евротурам), никого не забирали в полицию. Однажды наш автомобиль фатально сломался под Киевом, там должен был быть первый концерт. Мы добрались до места на попутках с инструментами в руках и поехали дальше на поездах. Самое плохое в этой ситуации было в том, что, во-первых, ремонт машины встал в серьезную сумму, а во-вторых, мы взяли с собой только инструменты, все вещи, включая смену белья и одежды, остались в машине. Была середина лета. Жаркого лета. Так что день на пятый мы выглядели и пахли просто чудовищно. Но я не думаю, что это самое страшное, что может произойти. Всякое бывает. Тем более, что в конце концов наш водитель нас нагнал и вторую половину тура мы проехали с комфортом.

Лучший опыт происходит постоянно. Тур - это в принципе лучший опыт. В Эстонии нас принимали с, наверное, грузинским гостеприимством, все орали "WELCOME TO ESTONIA", угощали едой и алкоголем и плясали как в последний раз. В маленьком городке Гожуве-Великопольском на границе Польше и Германии нас первым делом повезли на барбекю в загородном доме, с диджеями и кинопоказами, концерты в белорусском Гродно всегда просто насмерть, в Берлине мне подарили велосипед, а в Риге я однажды прожил почти неделю, не выходя из бара местных анархистов. Серьезно, о лучшем опыте в туре рассказать в десять раз сложнее, чем о худшем. Просто пакуйте вещи и езжайте. Только не смейте строить из себя рок-звезду. В туре ты - друг, а не заезжий артист, вокруг которого всем положено бегать.

КАКИЕ СТРАНЫ НАИБОЛЕЕ КОМФОРТНЫЕ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ? (гостеприимство, публика, площадки и т.д.)

Недавно у нас прошел уже четвертый или пятый европейский тур, связи уже более-менее налажены, так что везде хорошо. Главное что отличает Европу - это забота о музыкантах, вас везде накормят, напоят и уложат спать. Публика в Восточной Европе бодрее, на концертах больше пляшут и всячески выражают симпатию, в Западной - больше стоят и слушают, но потом подходят и говорят, что было правда здорово. Чем больше вы выложитесь, тем лучше будет прием. Вот и все.


ВИТАЛИЙ ЗИМИН (Основатель концертного агентства "Stop the Silence!", музыкант группы Gospoda Horoshie.)

КАК БРОНИРОВАТЬ ДАТЫ? ЗА СКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ ПРОЦЕСС?

Есть такие города в Европе, через которые едут практически все группы, находящиеся в турах (например, Берлин). Вот в них вы за 2-3 месяца до предполагаемого тура уже ничего не найдёте. Поэтому процесс букинга лучше начинать за полгода.

КАК ВЫСТРАИВАТЬ ЛОГИСТИКУ? (кол-во концертов в определенный период, перерывы между ними, город прилета и т.д.)

Это зависит от самих музыкантов. Если вам по кайфу играть каждый день (или, например, сроки поездки сильно ограничены), то можно вообще турить без перерыва. Главное, чтобы вы успели добраться из точки А в точку Б вовремя, если путешествуете на микроавтобусе. Но не всегда удается найти концерты во всех городах по желаемому маршруту. Поэтому, скорее всего, "дэй офф" у вас нарисуется сам, когда расстояние между городами будет слишком большое и нужно будет выбрать город-чекпоинт где-то посередине, где вы остановитесь на денек погулять, передохнуть и набраться сил.

ЗАНИМАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕКЛАМОЙ СВОИХ ШОУ ИЛИ ПОЛАГАЕТЕСЬ НА ПРОМОУТЕРОВ?

Конечно же, лучше доверить это дело местным промоутерам. К сожалению, не всегда удается найти опытного человека, готового взять на себя полную организацию концерта. В таких случаях приходится договариваться с клубом напрямую. А клубы, как правило, просто отдают день и практически ничего не делают в плане рекламы (особенно тех концертов, за которые они платят деньги, собранные на входе, а не фиксированный гонорар). Поэтому я бы в таком случае посоветовал найти локальную группу, готовую разделить с вами сцену, и попросить её помочь вам с рекламой мероприятия.

НА ЧЕМ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ МЕЖДУ ГОРОДАМИ И СТРАНАМИ?

У молодых неизвестных групп только один вариант – микроавтобус. В большинстве клубов Европы отсутствует бэклайн, поэтому готовьтесь – вам придётся тащить всё с собой: барабаны, комбики и так далее, иногда вплоть до микрофонов и шнуров. Готовьтесь также к тому, что цены на бензин в Европе значительно выше российских. Но это по-любому дешевле, чем передвигаться на самолётах или поездах. Тем более, тогда вам пришлось бы арендовать бэклайн у местных прокатчиков в каждом городе, а эти расходы вы точно не отобьёте.

РАССКАЖИ ОБ ОПЫТЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ГОРОДАХ, ГДЕ ВЫ НИКОГО НЕ ЗНАЛИ?

Нам очень понравилось в Таллине. Пожалуй, это был один из лучших концертов в туре. С местными промоутерами мы познакомились непосредственно на площадке. Но с первой секунды всё было отлично. Напоили-накормили, вызвали на бис, а по завершении шоу устроили афтепати. Мне даже удалось немного подиджеить. В этом же здании нам предоставили ночлег.

РАССКАЖИ О ХУДШЕМ И ЛУЧШЕМ ОПЫТЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ ТУРЕ?

Лучший – см. выше. Худшего не было – все концерты прошли здорово! Какие-то были провальными в финансовом плане, но везде была своя особая атмосфера. Самый маленький концерт тура случился в городе Эрфурт (Германия), но поскольку организовал его наш старый друг, мы чувствовали себя в своей тарелке. В этом городе мы бывали и раньше, и не один раз – записывали альбомы на местной студии, расположенной в пригородном двухэтажном доме. Поэтому нам было приятно вернуться и сыграть для друзей. Тем более, до следующего города было всего 150 километров.

КАКИЕ СТРАНЫ НАИБОЛЕЕ КОМФОРТНЫЕ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ? (гостеприимство, публика, площадки и т.д.)

Трудно выделить какие-то страны. Просто есть места, где тебе наиболее комфортно. Это скорее зависит от организатора. Главное оказаться в правильном месте и с нужными людьми. Ну и чтобы слушатели пришли: заинтересованная публика всегда поддержит морально и создаст атмосферу практически везде.


Читайте продолжение:

Поделиться: