Гитары CASCHA: История современной классической гитары.

21.03.2023

Гитары CASCHA: История современной классической гитары.

Поклонники гитары, как правило, знают о том, что предок их любимого инструмента изначально проделал длинный и не очень очевидный путь в Испанию. Множество важнейших разработок в области конструкции инструмента, как и множество важнейших композиторов и исполнителей, действительно происходили из Испании, но история гитары начинается намного раньше, чем несколько веков назад. Эксперты, однако, до сих пор не пришли к единому мнению, где же конкретно находилась родина предка гитары.

Существует теория, что современная гитара произошла от древнегреческого инструмента - кифары. На страницах различных книг по истории гитары можно найти множество фотографий памятников культуры, которые позволяют связать предка гитары с античными культурами. Так, на одном из камней времен Хеттской империи (современная Турция), датированном 1300 годом до нашей эры, изображены музыканты, которые играют на струнных инструментах с длинным грифом и изогнутым корпусом, во многом напоминающих гитару. По другой теории гитара рассматривается как дальняя родственница лютни из Месопотамии. 


Коптские лютни, найденные в Египте, датируются 300-700 годами нашей эры: они обладают плоской задней декой и обечайкой, визуально сильно напоминая корпус современной гитары. Другие историки также выдвигают теории, что арабские уды значительно повлияли на развитие лютни, появившийся в Европе в XV-м веке. Несколько стран Западной Европы внесли свой вклад в развитие современной гитары, прежде чем Испания стала доминирующим государством в этом отношении.        

 

В рамках истории гитары стоит рассматривать так же строй и техники игры на инструменте. Виуэла, популярная в XV-XVI-х веках в Италии и Испании, по многим параметрам вписывается в историю эволюции гитары. Виуэла существовала в трёх вариациях: виуэла де пенола, на которой играли медиатором, виуэла де арко, на которой играли смычком, и виуэла де мано десяти-  или двенадцатиструнный инструмент, на котором играли пальцами. Для последней вариации использовали строй G C F A D G (от нижних струн к верхним): за исключением того, что большая терция находилась между четвёртой и третьей струнами, этот строй своими интервалами соотносился со строем современной гитары.      

 

В XVI-м веке во Франции и Испании стали популярны четырёхструнные инструменты небольшого размера, которые настраивали в различные строи. Даже несмотря на развитие современной гитары, их использовали вплоть до XIX-го века. 

 

В XVII-м веке в Испании появилась барочная гитара, обладавшая пятью парами струн. Её стандартный строй повторял строй первых пяти струн современной гитары - A D G B E. Композиторы того времени использовали по меньшей мере четыре различных варианта аранжировки октав, которые включали так называемый “непрямой” строй, в рамках которого струны не шли прямо по восходящей от самой низкой ноты к самой высокой (аналогичными строями обладают, например, укулеле или банджо).

 

Барочные гитары часто использовали для аккомпанемента, а играли на них как боем, так и перебором. В период барочной гитары было создано множество известных инструментальных произведений. Гитары украшали искусными инкрустациями в виде цветов и прочих декоративных элементов. Знаменитый итальянский лютье Антонио Страдивари, известных своими скрипками и виолончелями, также занимался производством мандолин и барочных гитар. Из пяти гитар Страдивари, которые сохранились до наших дней, на одной до сих пор можно играть.  

Шестиструнная романтическая гитара пришла на смену пятиструнной барочной в конце XVIII-го века - её родиной считают Францию или Италию. С того момента гитара начала всё меньше напоминать лютню и её аналоги, приобретая свои собственные уникальные черты. Гитара с шестью струнами, небольшим корпусом и узкой талией стала стандартом гитары в Испании в начале XIX-го века.



Расширенный диапазон, благодаря низкой ми на шестой струне, позволял играть аккорды I, IV и V ступеней на низких струнах и мелодические пассажи - на верхних. Конструкционные изменения включали в себя обновленный колковый механизм и лады из кости (позже - из металла), пришедшие на смену натянутым ладам из кишок животных. Стандартом инструмента также стали плоская задняя дека и крепление грифа к корпусу в районе 12-го лада.      


 

Ещё одним важным аспектом стало внедрение веерной системы крепления пружин, созданной испанским лютье Йозефом Пагесом. Пагесу первому пришло в голову использовать три, а затем - пять тонких брусков дерева с обратной стороны верхней деки в районе розетки, расположив их как бы в форме веера (отсюда система и берёт своё название). Прославленные испанские музыканты - Фернандо Сор и Дионисио Агуадо высоко ценили инструменты Пагеса, чей вклад в развитие романтической гитары является поистине неоценимым.  

 

Индустриальная революция XIX-го века принесла Европе железнодорожный транспорт, благодаря чему музыканты смогли свободнее передвигаться между городами и странами. Это помогло возродить угасающий в то время интерес к гитаре. Волна популярности инструмента пронеслась по всей Европе, захватывая и Россию, трудами таких виртуозов как Сор и Агуадо, а также - Паганини, Карулли, Каркасси, Мерц и Регонди.     

 

С конца XIX-го века Испания стала главной Меккой гитарной активности: именно здесь родились именитые гитарные лютье и исполнители. Например - лютье Антонио де Торрес Хуардо, чьи разработки установили стандарты гитаростроения, используемые и по сей день. Торрес адаптировал предыдущие практики, “смешав” их со своими инновационными идеями: он создал увеличенный корпус инструмента и привёл его к той форме, к которой мы все привыкли.



Торрес считал, что верхняя дека - это самая важная часть акустической гитары, поэтому постарался сделать её как можно тоньше, чтобы добиться лучшего резонирования. Также он использовал веерную систему крепления пружин, однако в его версии элементов было семь, а не пять, как раньше. Ему же принадлежит идея мензуры в 650 мм: современные акустические гитары также используют эту длину мензуры в большинстве случаев.     

Гитарист и композитор Франциско Таррега, вооружившись лучшими разработками Торреса, открыл эту современной гитары. Несмотря на то, что музыкант был частично слеп ещё с детства, он успешно адаптировал репертуар классических композиторов - Бетховена, Баха, Шопена, Гайдна - для игры на классической гитаре. Также он писал и композиции собственного сочинения, которые позже стали достаточно известными.

Тарреге принадлежит идея “классической” посадки для игры на гитаре с использованием подставки под ногу гитариста. В течение XIX-го века ходили споры о том, стоит ли играть на классической гитаре ногтями или нет: Сор играл лишь подушечками пальцев, а Агуадо использовал ногти. Таррега сделал игру подушечками пальцев своеобразным стандартом того времени. Впрочем, после мирового успеха Андреса Сеговии, поклонников игры ногтями стало значительно больше.       

Популярность классической гитары схлынула с массовым распространением гитары с металлическими струнами в XX-м веке, однако множество музыкантов выбирают инструменты с нейлоновыми струнами и по сей день. В арсенале бренда CASCHA вы найдёте классические гитары различного уровня - как для начинающих гитаристов, так и для более опытных музыкантов. Каждая модель производится из высококачественной древесины с использованием как современных технологий, так и золотых традиций классического гитаростроения.


ВЫБРАТЬ ГИТАРУ

Поделиться: