ДЖИММИ ПЕЙДЖ: ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВОЛШЕБНИКА

17.12.2018

ДЖИММИ ПЕЙДЖ: ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВОЛШЕБНИКА

Мы в России имеем историческую и идеологическую роскошь рассуждать о том, кто являлся в 70-е или является сейчас величайшим рок-гитаристом в контексте рок-группы, а для массы наших зарубежных братьев по разуму этот вопрос никогда вообще не стоял. Какой может быть выбор, если он сделан ещё лет 45 тому назад: лучший гитарист мира – это лидер Led Zeppelin Джимми Пейдж (Jimmy Page)! Не будем сейчас говорить о реальном и мифологическом величии «цеппелинов» и Джимми лично, а лучше вспомним незадолго до 75-летия незаурядного музыканта, композитора и продюсера, которое случится 9 января, о том, какие инструменты и оборудование помогли ему в создании неповторимого звучания гитар и в конечном счёте обратили его в одну из самых значимых рок-икон всех времён и народов не только для старшего поколения слушателей.

Сам Джимми прекрасно знал абсолютно всё о создании околомузыкальных мифов, и никогда не был против того, чтобы поучаствовать в их создании – от мрачных слухов о создании песен Led Zeppelin в соавторстве с тёмными оккультными силами до публичной сильно рок-романтической истории проекта Coverdale–Page. Для нас гораздо важнее другое: Джимми с первых дней своей профессиональной (и сперва чисто студийной деятельности) был профессионалом до мозга костей, вникающим в каждый аспект возникновения и записи звучания акустических и электрогитар, и подобная дотошность практически полностью компенсировала отсутствие у него систематического музыкального образования. Поэтому не надо удивляться вовсе не безграничному арсеналу гитар, обработок и усилителей Маэстро – поиск своего звука Джимми осуществлял среди единожды избранных моделей инструментов и техники. Но до правильного выбора сперва было далеко – как вы прекрасно понимаете, и наш герой был когда-то просто начинающим гитаристом.

Задним числом удивляет, сколь быстро Джимми определился с выбором одной из своих важнейших ранних гитар, Gibson Les Paul Custom 1960 года выпуска с вибрато Bigsby. Она была куплена на заре 60-х и интенсивно использовалась им в студийной работе вплоть до момента ухода музыканта в группу The Yardbirds в 1966-м. Известно, что инструмент с тремя звукоснимателями PAF образца 1955 года использовался при студийной записи одной из важнейших пьес Led Zeppelin “Whole Lotta Love” (1969). В апреле 1970 года эта гитара, получившая к тому моменту собственное имя “Black Beauty” была похищена во время американского турне «цеппелинов». А предшествовал ей, помимо акустической гитары Hofner Seanator со звукоснимателем, всего один инструмент – чехословацкая (!) гитара Drevokov Resonet Futurama III / Grazioso с корпусом, разработанным на основе корпуса Fender Stratocaster, тремя звукоснимателями-синглами и тремя клавишными выключателями звукоснимателей. Занятное совпадение – подобная гитара выпускается чешским брендом Jolana под маркой Grazioso по сей день, только с нормальными переключателями и грифом по образцу Fender Stratocaster. Может показаться удивительным, но свои первые шаги как студийный музыкант Джимми сделал именно с этим инструментом.

Еще один ранний инструмент Джимми – Fender Telecaster (1959), подаренный ему Джеффом Беком (Jeff Beck) в 1966 году, и бывший основной сценической гитарой музыканта до 1969-го и окончательного обращения «в веру Gibson Les Paul». Судьба гитары прослеживается плохо – сам Джимми утверждает, что после нескольких перекрасок корпуса инструмент пришёл в негодность, а гриф от него был установлен на другой Telecaster 1953 года выпуска с коричневым корпусом, использованный при записи песни Led Zeppelin “Hot Dog” (1979), вполсдествии ставший основным инструментом Джимми в супергруппе The Firm. Однако эксперты сходятся во мнении, что первый Telecaster вошёл в историю рок-музыки – именно на нём записано соло к великой пьесе “Stairway To Heaven” (1971). В середине 60-х Джимми приобрёл и такую умеренно экзотическую гитару, как Danelectro 3021/DC59 (1961) с комбинированным корпусом из тополя и пропитанного полимерами оргалита и двумя звукоснимателями-синглами. С 1967 года гитара использовалась в кельтском строе для игры смычком в концертной пьесе “White Summer” в составе The Yardbirds, а в рядах Led Zeppelin её характерный жужжащий тембр оказался очень к месту в такой классике, как “When The Levee Breaks” (1971), “In My Time Of Dying” (1973) и “Kashmir” (1975).

Наконец, в апреле 1969 года Джимми покупает у американца Джо Уолша (Joe Walsh – James Gang, впоследствии Eagles) Gibson Les Paul Standard (1959 или 1960), получивший впоследствии собственное гордое имя “Number One”. Гитара попала в руки Джимми с перешлифованным с обратной стороны и, следовательно, утончённым грифом, что значительно облегчало игру. Звукосниматели в первоначальной конфигурации – три хамбакера PAF, но уже в 1972 году бриджевый звукосниматель оказывается заменён на хамбакер T-Top, а уже в 90-е его сменил хамбакер Seymour Duncan. Исходные регуляторы громкости были сменены на пушпульные, позволявшие переключение фазы звукоснимателя. Второй Gibson Les Paul Standard (1959), он же “Number Two”, был приобретён в 1973 году и использовался в кельтском строе, в том числе при игре смычком. Гриф был перешлифован уже лично Джимми, и на гитаре были установлены пушпульные регуляторы громкости, допускавшие не только переключение фазы, но и деление сигнала каждого звукоснимателя и переключение всех четырёх катушек в режим параллельного включения. Третий (“Number Three”) Gibson Les Paul (1969 или 1970) был введён в дело в 1970 году как запасная относительно первой гитара. И, говоря о гитарах Gibson, находившихся в пользовании Джимми, невозможно не вспомнить двухгрифовый (6 + 12 струн) инструмент EDS-1275 с серийным номером #911117, ставший легендой за счёт использования в концертных версиях пьесы “Stairway To Heaven”. Также в арсенале Джими эпохи Led Zeppelin присутствовали 12-струнные электрогитары Fender Electric XII (1965) и Vox Phantom XII (1967), а также Fender Stratocaster (1964). А самой широко используемой с 1970 года акустической гитарой у Джимми стал «дредноут» Martin D-28, в которую позднее был установлен двухступенчатый предусилитель Barcus-Berry Model 1355 / 1330S.

Тот же принцип тщательного отбора нужных моделей и использование разумного минимума отличал и отличает подход Джимми к гитарному усилению – его основой музыкант в данный момент считает проверенный временем исходно 100-ваттый

Marshall SLP-1959 (“Plexi”) с переустановленными лампами KT-88, что повысило его выходную мощность до 200 Вт. Еще пара канонических усилителей Джими – это Vox AC30, активно исопльзовавшийся при записи альбома Led Zeppelin “In Through the Out Door” (1979) и до сих пор находящийся в эксплуатации Supro Thunderbolt 1690T с переустановленным динамиком 12". Но бренд сценического оборудования, имя которого неразрывно связано с именем Джимми – это усилители Orange. Всё началось в августе 1971 года, когда компании удалось добиться эндорсерского соглашения с музыкантом как минимум на время следующего американского турне Led Zeppelin. В результате у Джимми оказалось два 200-ваттных усилителя OR200, основной и запасной, и они использовались на сцене до июля 1973 года при работе с терменвоксом. По словам Джимми, «я пользовался Orange нечасто, но в моём репертуаре всегда было полно музыки, которая требовала вот такого элементарного рок-звучания, эдакого простого и прямолинейного рок-н-ролльного звука». А в турне 1999–2000 годов с американской группой The Black Crowes гитарист использовал 30-ваттные усилители AD30 в комбинации с кабинетом Marshall 1982B. Они же имелись на сцене лондонской арены O2 во время исторического реюнион-концерта Led Zeppelin 10 декабря 2007 года. Затем Джимми играл через AD30 в июне 2008 года на лондонском стадионе Wembley во время джем-сейшна с Джоном Полом Джонсом и музыкантами группы The Foo Fighters. Во время реюниона Led Zeppelin на сцене использовалась также связка 50-ваттных усилителей AD50 (с чёрным виниловым покрытием корпуса вместо оранжевого) и кастомного OR50 c серийным номером #1.

Обработки всегда были также сведены у Джимми к разумному минимуму, однако здесь заслуживают упоминания такие педали, как фейзер MXR Phase 90, фузз и октавный делитель MXR Blue Box M103, «квакушка» DigiTech WH1, овердрайв BOSS SD-1 и хорус BOSS CE-2. Словом, здоровый минимализм в оборудовании и максимум музыкальной мысли и исполнительского изобретательства – вот девиз настоящего волшебника от музыки, которым Джимми Пейдж несомненно является.

Всеволод БАРОНИН

Поделиться: