Как открыть репетиционную базу?

18.12.2014

Как открыть репетиционную базу?

Наверняка почти каждого музыканта посещала мысль открыть собственную репетиционную студию – для себя или для себя и других. Но как это делается? Мы опросили трех музыкантов, которым это удалось в совсем недавнем прошлом: ниже они делятся своим совершенно разным опытом.

 ОЛЕГ ЧЕРЕМША, «МУЗЫКАРИУМ III»Москва

- Как тебя зовут? Как называется и где находится твоя студия?

Олег, а всего нас трое - ещё Кирилл и Егор, метро Университет, улица Строителей 4 — "Музыкариум III".  Гугл ит!

- Почему ты решил открыть репетиционную базу?

Мечта стареющего подростка — играть громко с кем захочется, бесплатно и легитимно. В свободное от чужих репетиций время весь аппарат в нашем распоряжении — можно считать, сбылось. Если серьёзно, во время игры очень важно знать, что вся коммутация и каждый прибор в цепи под контролем. На многих прочих базах музыканту доступна только малая часть управления звуком, так там заведено - кажется,  будто в общем вагоне едешь, правила определены, очередь нельзя задерживать. Всегда считал, что должно быть удобно пользоваться студией как инструментом. Стараемся у себя делать именно так. В этом смысле это скорее мечта о своей студии, чем о репбазе. Мечта о репбазе, отдельно от техники - это абстрактное желание горожанина формировать среду и быть полезным. Главное, что всё ради музыки.

- Каков бюджет на запуск?

Всё, что есть в карманах! На самом деле, без понятия, это очень сложный вопрос для нас, так как базу мы не запускали, а лишь своевременно не дали ей закрыться. Помещение мы унаследовали от прошлых хозяев: оформление, техническое исполнение пространства, часть аппарата и клиентской базы — всё досталось от людей, которые прекратили заниматься базой вскоре после того, как мы с Кириллом пришли туда играть. Запрыгнули в уходящий поезд. От прошлой администрации остался Егор -- наше печёное яблочко. Установить, сколько было вложено за время существования базы (года четыре, кажется) невозможно, но необходимую часть аппарата нам уступили тысяч за сорок. Мы притащили ещё своих девайсов до полного набора, база продолжила работать — не все посетители заметили, что всё чуть не пропало. Теперь вот, сами уже, готовим к музыке соседнюю комнату. Пока что потрачено около 5 т.р. на респираторы, мешки для мусора, инструменты. Делаем всё своими руками и с помощью друзей — перфоратор одолжили, рабочую одежду подогнали соседи, арендодатель дал немножко каникул. Впереди отделка полувековых стен, электрика и звукопоглощение. Это всё обойдётся не меньше, чем в полтинник. Плюс не забываем про аренду -- по возможности нужно просить каникулы на всё время ремонта. Ещё 60 т.р. уже вложили в необходимый аппарат для новой комнаты, ещё примерно столько же нужно на классную часть оборудования — клёвые гитарные кабинеты (естественно, б\у), металлофон, театральный занавес, всё такое. Эта статья бюджета всегда раздувается, и многое зависит от случая. В общем без пары-тройки сотен тысяч к вопросу лучше не подходить, дабы не обломаться.

- Как найти помещение? Какие трудности связаны с этим? Что нужно учитывать?

Естьrentlist.ruраздел "коммерческая недвижимость". Обновляется довольно часто, могут попасться удачные варианты. Стоит отдельно проверить территории заводов, если вы не враг джентрификации. В жилом фонде плохо, что нельзя шуметь после 23:00 — ночные репы очень важны. Время откровений. Утренняя граница не так важна: до восьми утра ещё никто не записывался. В девять иногда приходят заниматься трудолюбивые барабанщики и профессиональные вокалисты. Следуем за их профессиональным трудолюбием со связкой ключей и силой воли. Про основные проблемы, думаю, все себе представляют: счета, текущие расходы, надзирающие органы, в случае помещений "бальзаковского возраста" и старше - ещё всякие потопы, замыкания, плесень, паразиты и т.д. - обо всём следует быть в курсе как можно раньше и иметь возможность держать под контролем.

- Как заниматься продвижением? С чего начинать?

Главный инструмент истинного продвижения - доброе слово от третьих лиц четвёртым. К тридцати годам становится окончательно ясно, что даже самый большой город в России -- довольно маленький, и люди схожего образа деятельности опосредованно знакомы между собой. Деятели друг друга всегда найдут. Но начать стоит с формального донесения информации через объявления на живых форумах, соцсети,repal.ruи прочее. Это можно доверить профессионалам.

- Расскажи о конкуренции. Сильно ли она ощущается при, казалось бы, огромном количестве баз?

Огромное количество — в натуре кажущееся. В Москве всё сконцентрировано между Садовым и Третьим кольцами, в основном в районе метро Курская и Савёловская — там промзоны, очень много музыки производится. Репбазе следует быть поблизости от жилья музыкантов, таким образом ещё и становясь форм-фактором образования коллективов. Освоение окраин — как мне кажется, путь к успеху. В центре живёт очень мало народу и аренда безумная, так что середина любой ветки метро за кольцом — отличное место. Точек должно быть больше - будем ходить друг к другу в гости и развивать культуру! К тому же кризис, самое время заняться творчеством и взаимовыручкой. А вообще, конкуренция нас бодрит. Жалко, что ещё никто прямым текстом не грозил уйти на "Ред гейтс" за то, что тапочки малы, например. Мы бы дали тапочкам их имена.

- Опиши идеальную картину функционирования студии.

Встал пораньше внезапно тёплым днём, пошёл ребятам открыл, пустил ток — всё, они всё сами знают где что, который раз приходят. Пошёл за кофе, вернулся слушать их прекрасную музыку, как на концерт. Поправил звук — совсем волшебно. После них придут чуваки, с которыми надо будет развести гитару, два синтезатора, контрабас и варган по всем доступным источникам звука — хтонический дрон, понадобится тридцать метров проводов и шесть микрофонов. Стены задрожат — прислонюсь с удовлетворением. А вечером поджемим с ребятами, может что запишется толковое. Потом останусь один и, если останутся силы, вломлю на брабанах; пока никто не слышит, кроме соседей-кондитеров и наших полуподвальных животных.

ДАНИЛА СОЧНЕВ, «HAPPYLOBSTER»

                                                        Санкт-Петербург

- Как тебя зовут? Как называется и где находится твоя студия?
Меня зовут Данила. Точка не полностью моя, мы ее открыли и держим вместе с другом и моим bandmate Митей. Называется она Happy Lobster и находится в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, Тучков переулок если точнее.

- Почему ты решил открыть репетиционную базу?
Я давно занимаюсь музыкой, всю жизнь играю в разных группах,  группы все некоммерческого толка, но деньги зарабатывать нужно как-то, я всегда представлял свое будущее связанным именно с музыкой и вещами к музыке и творчеству близкими. Работать на кого-то я, конечно же, пробовал и больше совсем не хочу, не хочу иметь хозяина или начальника. Вы ведь понимаете, что слово работа произошло от слова "раб", мне гораздо больше нравится трудиться и творить для себя. Я еще со школы думал о том, как же это прекрасно - иметь собственную реп. базу да еще и получать с этого какую-нибудь прибыль. Окончательно решился после разговора с Митей, когда он сказал, что тоже всегда думал о собственной репетиционной базе.

- Каков бюджет на запуск?
У нас 3 репетиционных комнаты, поэтому аппаратуры с самого начала нужно было
покупать много. Поскольку мы сами музыканты и в какой-то мере делали базу и для себя, то решили покупать только то, на чем действительно приятно играть и из чего можно получить достойный звук. Потому заказывали усилители из США, и весь наш первоначальный бюджет вместе с ремонтом помещения составил около 1.000.000 рублей.

- Как найти помещение? Какие трудности связаны с этим? Что нужно учитывать?
Мы долго пытались искать самостоятельно, но ничего так и не вышло. Решили обратиться в агентство, и остаемся довольны этим решением и по сей день - у нас были определенные требования к помещению, и все они в итоге оказались удовлетворены. Большинство репбаз находятся на территориях каких-нибудь старых заводов, цехов, производственных помещений, почти всегда есть проходная, на которой нужно показывать документы, составлять списки и так далее, заезд на территорию на автомобиле тоже всегда связан с трудностями в виде получения пропуска, базы находятся на 5-6 этажах, туалеты вечно грязные, и прочие неприятные моменты всегда в подобных местах присутствуют. Например, на нашей старой точке работники цеха под нами всегда были недовольны нашим шумом и устраивали разного рода пакости, в том числе, как-то раз даже перерезали кабель и полностью нас обесточили. Все эти вещи нас сильно злили, и вдобавок раздражало отсутствие возможности делать что-то свое без постоянного постороннего вмешательства, и мы твердо решили искать только отдельно стоящее здание с собственным входом и одним этажом. Ну и, конечно, в центре города.

- Как заниматься продвижением? С чего начинать?
Трудный вопрос, потому что, как мы поняли, какой-то одной тактики недостаточно. Мы хотели видеть на точке максимальное количество групп-друзей, но в то же время понимали, что этого было бы просто недостаточно для того, чтобы не только выживать, но и как-то зарабатывать. В итоге дали рекламу в какие-то музыкальные издания, сделали группу в vk, распечатали рекламные плакаты с красивым рисунком и повесили в местах возможного скопления музыкантов, ну и интернет, форумы там разные. И конечно не стоит забывать о так называемом "сарафанном радио", это самый важный и быстрый способ распространения информации, но для этого нужно, чтобы людям у вас нравилось, и было комфортно заниматься музыкой.

- Расскажи о конкуренции. Сильно ли она ощущается при, казалось бы, огромном количестве баз?
Честно говоря, ощущается не очень сильно, большинство групп репетирует у нас чуть ли не с момента открытия и переходить на другие базы они не собираются. Потом эти же люди со временем начинают делать новые проекты и опять же репетируют у нас. У нас такая, почти семейная обстановка, все друг друга знают и любят. Главное хороший аппарат, дружественная атмосфера и невысокий ценник, тогда о конкуренции думать не придется.

- Опиши идеальную картину функционирования студии.
Для меня идеальная картина состоит во взаимоуважении и взаимной поддержке людьми друг друга, когда люди думают не только о собственной выгоде или прибыли, но и об интересах окружающих. Посетители это чувствуют, ведь музыканты в основном это люди с тонкой душевной организацией и особенным восприятием действительности, потому все всегда должно быть справедливо. Я считаю, что студиями и точками для музыкантов должны заниматься такие же музыканты, а не коммерсанты. Евроремонт никогда не заменит душевного общения и неформальной обстановки. 

АНДРЕЙ ЛЕПЕХОВ, «ROCK STUDIO»

                                             Москва

Почему ты решил открыть репетиционную базу?

Так как я сам музыкант, я часто задавался вопросом, почему нет репетиционной базы, на которой мне бы нравилось, и почему нельзя сделать что-то для людей, а не для кармана.

Но репетиционная база для меня не конечная цель - это своеобразное начало большого пути, в конце которого будет 3 репетиционные базы и одна студия очень высокого уровня.

Каков бюджет на запуск?

Бюджет зависит от выбранной вами политики, от выбранной цели, если хотите. Думаете сделать что-то большое, красивое и комфортное, с самым лучшим в мире оборудованием - готовьтесь раскошелиться. Большая часть бюджета будет отдана на оборудование для репетиционных комнат, около 50-60 процентов. Очень много ходит домыслов, что можно купить б/у аппарат и сделать этим самым «ход конем», можно конечно, но при этом затраты на его возможный ремонт и обслуживание могут переходить всяческие логические пределы. Со мной могут начать спорить, мол: «я сам профессионал, сам все починю и проверю!», или «у меня есть человечек, он мастер на все руки!». Но, простите, по моему мнению, время, потраченное на обслуживание старого барахла, гораздо лучше потратить на развитие базы и ее продвижение! «Человечка» под рукой все-таки лучше иметь в такой ситуации, ведь, как говорится, ручки не у всех пришиты куда надо, и никакой стопроцентной защиты от дурака предусмотреть невозможно, вернее можно, но защиту нужно предусматривать задолго до его рождения. Да и выполнение регулярного тех. обслуживания и своевременная замена изношенных деталей продлят срок службы вашего драгоценного оборудования и сберегут ваши нервы. Мы с коллегами сразу для себя поставили задачу: только новое оборудование, только с большими именами и никаких компромиссов.

Второй пункт расходов на открытие – строительные и проектные работы. Нашему коллективу повезло, сильно упростило задачу то, что я сам являюсь проектировщиком и строителем. Поэтому подготовить проект, а так же вести контроль за организацией, выполняющей работы по строительству и отделке помещений, большого труда мне не доставило. Тем же людям, кто далек от проектирования, строительства и всевозможных ремонтных работ, могу посоветовать работать исключительно с профессионалами, с людьми, которым не придется на пальцах объяснять что и как, куда и где. Старайтесь следить за каждым этапом производства работ, не пускайте ничего на самотек, если вы уже начали ремонт, значит, вы уже заключили договор аренды, а значит, каждый месяц вы будете платить деньги, и в данной ситуации - чем быстрее вы закончите ремонт, тем меньше денег потеряете впустую, ведь если помещение не приносит денег, а аренду вы платите, то каждый день превращается в благотворительность на благо дяди, который позволил вам занять помещение. Да, у вас возможно будут арендные каникулы или какие-нибудь отсрочки дополнительные, но я могу сказать, что никто вам не предоставит таких сроков отсрочки, которые покроют время строительства (от 3-х до 4-х месяцев, в зависимости от объема работ). Ваша главная задача: контролировать расходы на материалы и работы, иначе в завершении работ ваши глаза сильно расширятся от предоставленного итогового счета.

Третий пункт основных расходов на старте – рекламные компании, но об этом чуть позже.

Не стоит забывать о не менее важных, хоть и не столь затратных этапах, как сдача вашего помещения всевозможным службам, таким как пожарная инспекция, оформление, различных юридических документов и т.д.

Если говорить цифрами, то на полное оборудование 4-х репетиционных комнат затраты составят от 2,5 млн. рублей. На ремонтные работы и материал, еще 1,5-2,0 млн. рублей. На различные виды сопутствующих расходов можно смело закладывать еще 1 млн. рублей. В итоге, путем нехитрого сложения, мы получаем 5,5 млн. рублей. От этой суммы и нужно отталкиваться.

Как найти помещение? Какие трудности связаны с этим? Что нужно учитывать?

Выбор подходящего помещения – это самый сложный и самый важный пункт для репетиционной базы или студии, вернее для студии это не просто самый важный, а архиважный пункт(!), так как если у Вас в планах открыть студию очень высокого класса, а не комнатку для записи на скорую руку, рассматривать помещения меньше 250 квадратных метров бессмысленно. Если это студия, то должен быть большой тон-зал, а не квадратная коробка с поролоном на стенах, должна быть большая контрольная комната, желательно иметь комнаты отдыха, удобства и если уж совсем жить на широкую ногу, можно оборудовать небольшую кухню.

Чем ближе к центру это помещение находится, чем ближе к метро, тем лучше, обязательно должна быть парковка.

Лучше если на территории есть пропускной режим, нет, не с паспортами, талончиками, пропусками и удостоверениями, но когда в кабинке сидит человек, присматривающий за теми, кто приходит, выходит, въезжает и выезжает – это заставляет чувствовать себя более спокойно, ведь люди все разные и не у всех на уме что-то хорошее. Да и всегда лучше если есть человек, отвечающий на стандартные вопросы посетителей, особенно если они идут впервые: «правильно ли я иду?», «я туда попал?», «как пройти?» и т.д.

Для всех студий, и желательно для всех репетиционных баз должен быть высокий потолок не менее 3-х метров, а лучше 4 или 5. Правильную акустику в таком помещении спроектировать гораздо легче, чем в помещении с потолком 2,20 м, а встречается и такое.

Для репетиционных баз главное это баланс между количеством и размером комнат и арендной платой за помещение. Репетиционные базы меньше 4-х комнат открывать нет никакого смысла. Не стоит думать, что если у вас помещение 100 кв. метров, то в нем можно сделать 5 комнат по 20 метров, вернее можно конечно, но условия в таких комнатах будут скорее напоминать тюремную камеру, а не комфортное помещение для комфортных репетиций. В идеальной ситуации все комнаты должны быть не меньше 25 – 30 квадратных метров, лучше всего, чтобы их было 6, должна быть комфортная администраторская зона, комната для хранения оборудования, уборная, большая комната отдыха. Конечно же база как и студия, должна быть в шаговой доступности от метро, ближе к центру города, и конечно не хочется чтобы это был подвал с крысами и клопами (а возможно и бомжами), или помещение на 5-ом этаже старой лаборатории по производству химического оружия, в идеальном варианте - это первый этаж, без соседей, как сверху так и вокруг, сухое теплое помещение, с инженерными коммуникациями, не требующими капитального ремонта, короче говоря, нужен ангар, но без «неопознанных летательных аппаратов внутри». Много ли таких помещений в центре города, о которых все знают, да еще и с низкой арендной ставкой и со всеми ранее перечисленными радостями? Конечно, нет.  Поэтому ваш первый звонок должен быть риэлтору. Только так вам удастся что-то подобрать толковое. Ну если вы деньги копили на свое дело всю жизнь, отказывая себе даже в зубной пасте, то можете заняться поиском сами, и потратить пару-тройку месяцев в беготне по бескрайним просторам вашего города, как в его подземной так и надземной части. Помните, что в любом вашем деле, главное – это скорость реализации задуманного, завтра будет поздно.

Как заниматься продвижением? С чего начинать?

Продвижение нужно начинать заблаговременно, за пару месяцев до открытия репетиционной базы. Можно организовать предварительную запись на специальных условиях, даже сделать первую репетицию бесплатно, так как первое время существования репетиционной точки - ее работу можно назвать тестовым режимом, больше для ознакомления музыкальных коллективов с новым местом, а так же для того, чтобы от первых гостей получить правдивую информацию о том, как все работает и нужно ли что-то изменить, для создания более благоприятных условий. Не думайте, что все ваши друзья направо и налево сами начнут всем про вас рассказывать: а) у них может не быть друзей музыкантов, б) им совершенно на вас все равно), поэтому теребите их и намекайте, что было бы неплохо постить ваши объявления и выкладки в соц.сетях. Нельзя забывать о продвижении в социальных сетях и естественно во всевозможных поисковых системах. Ведите статистику, опрашивайте людей, кто и откуда пришел, где узнал, кто рассказал, это поможет сфокусировать рекламный бюджет на тех направлениях которые приносят результат. Это поможет сэкономить немалые деньги, а это для молодых баз, да как и для любого бизнеса на стадии его зарождения, одна из первоочередных задач. Хорошо иметь в коллективе человека, который в этом разбирается и готов этим заниматься незамедлительно. И здесь ключевой момент: резбирается (!) а не думает, что разбирается. Если вы понимаете что толку от человека нет, то пусть его место займет другой - незаменимых не бывает. Старайтесь находить любую возможность, чтобы заявить о себе, можно даже привлекать, на различных условиях, некоторые коллективы которые могут у вас репетировать. Не стоит этого стесняться! Как говорит мой хороший друг: «Скромность – путь к бесславию!».

Расскажи о конкуренции. Сильно ли она ощущается при, казалось бы, огромном количестве баз?

Конечно, ввиду огромного количества репетиционных точек в Москве, у музыкантов, казалось бы, должен быть огромный выбор, но на деле большинство баз – это старожилы, которые давно не являются громкими именами, и ничего из себя не представляют, где грязные неубранные помещения, где тебе хамят, никто ничего не советует и ни в чем не помогает, оборудование годами не обслуживается и не ремонтируется. Все, что у них осталось – это в лучшем случае близкое расположение от станции метро или просторные комнаты. Крупные сети, конечно, отбирают большое количество групп, но достаточно один раз оказаться в нашем музыкальном доме, и уже не захочется куда-то уходить. Ведь та атмосфера, одинаково дружелюбное отношение ко всем нашим гостям, и созданные условия, а так же индивидуальный подход к каждому не могут оставить нас в стороне. Очень приятно слышать, когда посетители говорят, что у нас как дома, ведь это и было нашей основной задачей, создать не административное помещение, куда люди пришли словно на работу, а место, которое я так часто люблю называть музыкальным домом, где музыканты разных коллективов, разных стилей и музыкальных направлений чувствуют себя одной большой семьей.

Опиши идеальную картину функционирования студии.

Идеальная картина функционирования репетиционной базы - это если количество репетирующих групп будет совпадать с количеством репетиционных сетов в день, при том, что все музыкальное оборудование будет самовосстанавливающимся, не будет арендной платы за помещение, все группы будут сами за собой убирать, и относится к оборудованию и помещениям как к котику на видео. А если серьезно, я думаю, что идеальная картина для меня, будет выглядеть таким образом: ежегодная прибыль от репетиционной базы будет в 2 раза превышать расходы на ее содержание.  

Поделиться: