КАК НАПИСАТЬ ПЕСНЮ, ЕСЛИ ВЫ НИКОГДА ЭТОГО НЕ ДЕЛАЛИ?

22.12.2015

КАК НАПИСАТЬ ПЕСНЮ, ЕСЛИ ВЫ НИКОГДА ЭТОГО НЕ ДЕЛАЛИ?
Эта статья посвящается новичкам, но, возможно, она подойдет и вполне уверенным музыкантам – некоторые, оттачивая мастерство игры на своем инструменте, никогда самостоятельно не писали песен. Начать иногда довольно сложно: совершенно непонятно, с чего начинать, как придумывать мелодии, и о чем вообще писать. Сонграйтинг может казаться неприступной горой, если вы никогда к этому не прикасались. Но, как и все остальные занятия на Земле, он просто требует обучения, усилий и практики – это всего лишь, если можно его так назвать, отдельный мускул, который можно натренировать.
 
Три основных компонента песни – это текст, мелодия и гармония (имеем в виду прогрессию аккордов). Вполне возможно, один или два из них будут даваться вам легче. Если вы пишете или сочиняете стихи, то быстрее всего вы справитесь с лирической составляющей песни. Если вы поете или играете на мелодическом инструменте, например, на скрипке, то, очевидно, попытки написания песен вам стоит начать именно с мелодий. Если вы пианист или гитарист, то у вас уже есть неплохая база с прогрессиями аккордов. Если вы – один из перечисленных выше, то рекомендуем остановиться сначала на двух составляющих и начать именно с них. Если же вы начинаете с нуля, то ищите то, с чем вам хотелось бы поработать. Вот несколько подсказок, как работать с каждым из компонентов:

1. ТЕКСТЫ
Возьмите существующую песню и напишите к ней новый текст. Для начала – это просто весело, потому что такой способ больше похож на паззл. Вам необходимо подобрать слова, которые идеально подойдут к мелодии и ритму песни, а это не так просто, как кажется.  Самое интересное, что можно научиться замечать – это то, как работает контур языка (слог и тон) внутри мелодии и ритма песни. 

Лучше всего, прежде чем вписывать новые слова, сначала проговаривать их и обращать внимание на то, где ваш голос повышается, где понижается, где вы делаете акценты, а где нет. Когда контур фразы и мелодии идеально соотнесутся, песня будет звучать естественно. Если вы, например, пишете текст на английском языке, то во фразе «I want you to know that I miss you» вы, скорее всего, поставите акценты на «know» и «miss», а не на «to» и «that». Поэтому, даже если вам кажется, что иногда можно выделить не самое очевидное слово, лучше все-таки начинать тренироваться с того, чтобы все идеально ложилось в мелодию без коверканий языка. 
Когда вы освоите это упражнение, начинайте «удалять» существующую мелодию, оставляя лишь гармонию и придуманный текст, старайтесь изобрести свою собственную мелодию.

2. МЕЛОДИЯ
Технически это упражнение аналогично предыдущему. Возьмите песню, уберите из нее мелодию и начните придумывать свою собственную, обращая внимание на то, ложится ли она на все перепады и интонации вокала. Еще интереснее – оставить лишь прогрессию аккордов и начать поверх нее придумывать мелодию, можно пропевать мелодичную неразбериху или играть на гитаре или фортепиано. Так вы сфокусируетесь на создании мелодии, которая может существовать самостоятельно, без «поддержки» текста, что тоже крайне важно.

Самая важная вещь, которой нужно учиться, осваивая мастерство сочинения мелодий – это фразировки. В музыке должно быть движение. Так же как и в обычной речи, где ваши слова звучат громче или тише, где интонации зависят от того, что именно вы говорите и что хотите донести до слушателя. В каждой музыкальной фразе должна быть своя «кульминация». Если вы не знаете, к чему ведете, то мелодия будет просто бесцельно болтаться в воздухе. Расставляйте акценты в куплетах, припевах, соло и старайтесь понимать, к чему вы ведете.

3. ГАРМОНИЯ
Гармония – это, по существу, и есть то, что мы зовем музыкой. Именно с нее многие начинают учиться играть на инструментах. Это – основа для любой мелодии, задающая настроение и характер песни. 

Чтобы начать, проанализируйте прогрессии аккордов всех ваших любимых песен – их легко найти в гугле. Даже если вам кажется, что какая-либо прогрессия слишком узнаваема, попробуйте поиграть ее еще и еще, придумывая собственные вокальную и гитарную мелодии поверх. И вы увидите, что едва ли большинство прогрессий можно защищать авторским правом – гармония одного хита может послужить основой для совершенно другой, не похожей на него песни. 
Какой бы подход не был вам ближе, если вы действительно хотите самостоятельно писать песни, просто тренируйтесь. Пишите и выкидывайте тысячи черновиков, разочаровывайтесь и вдохновляйтесь – результат оправдает все усилия. Сонграйтинг – это отличный навык, который позволяет шире смотреть на музыку (если вы, например, уже играли на каком-то инструменте). Через некоторое время вам не понадобятся перечисленные упражнения, потому как каждый, продвигаясь, находит свой собственный метод сочинения.  
Поделиться: