Статья Guitars Magazine "Ibanez GWB"

15.03.2010

Статья Guitars Magazine

Есть такие инструменты, которые, значительно отличаясь от привычных глазу стандартных моделей, очень озадачивают посетителей музыкального магазина. В нашем случае разговор о моделях басов. Мимо пробегают к кассе восторженные покупатели с заветной суммой, скопленной на какой-нибудь привычный, хорошо известный SR или джаз бас. А иной посетитель так и стоит, настороженно потирая подбородок — не дает ему покоя необычная бас-гитара, совсем отличная от известных модных серий.

В это время за окном магазина скопились в пробке машины. Стоят представительские "гробы", стоят огромные джипы, все только что с мойки, блестят хромированными деталями. Но сложилось так, что все они давно привычны взгляду, и внимание как водителей, так и пешеходов отдано какой-нибудь грязной, но вызывающе неожиданной в этой массе спортивной тачке, юркой японской молнии, которую томят в пробке эти увальни-джипы.

Ну да ладно, запомним метафору и лучше вернемся в магазин, предоставив тем страдальцам в пробке возможность дальше спокойно изучать спорткар.

И вот висит среди многих и разных бас-гитар наш сегодняшний герой – Ibanez GWB1005. И очень он выделяется своим видом среди других басов. Интересно? Да, конечно! Но вот выгодная ли она, эта вызывающая оригинальность GWB? Не прогадает ли покупатель, решивший заиметь такую гитару? Расскажу на собственном примере… Известно, что иногда можно найти безладовые SR. Как правило, это эксперименты мастеров, которым владельцы заказали обезладить свои басы. Вполне возможно, что безладовые SR очень неплохи, не знаю, не видел.

Так или иначе, единственным официальным безладовым басом у Ibanez долгое время остается именно Ibanez GWB — подписная модель замечательного виртуоза Гари Виллиса, басиста группы Tribal Tech. Первый раз в каталоге Ibanez бас-гитара GWB1 появляется в 2000 году, хотя сам Виллис в течение 90-х постоянно выступал с GWB, тогда еще просто своими "custom" заказами от Ibanez. Нынешний GWB явился результатом непрекращающихся опытов Виллиса по улучшению удобства игры на бас-гитаре. Как очень скрупулезный преподаватель и серьезный басовый техник Гари Виллис постоянно экспериментирует со своими инструментами — такая вот у него пытливая натура. В видеошколах и концертных видео 90-х годов можно найти в самых едких расцветках и ладовую джаз басовую версию GWB с двумя синглами по краям рампы, и версию без потенциометров, просто с голым корпусом, и многие другие чем-то различные варианты Ibanez Gary Willis Signature Bass.

Так или иначе, GWB всегда значительно выделялся из всей линейки Ibanez своим претенциозным видом, рампой между грифом и звукоснимателем, особыми колками и т.д. С внешнего вида и начнем.


Гриф. Какую бы музыку ни играл басист, эта бас-гитара будет удобна каждому. Гриф очень "быстрый", тонкий насколько это возможно — левая рука любую партию будет исполнять без всякого напряжения, хотя известно, что при игре на безладе стоит прикладывать так или иначе некоторые усилия для плотного зажимания струн на грифе. Удобный доступ обеспечен, как и у любого корпуса SR-серии, к самым дальним областям грифа. Крепится гриф к корпусу четырьмя винтами.

Гриф склеен из трех кусков клена. Накладка на грифе из черного дерева, с удобными метками на месте ладов. Метки очень помогают ориентироваться при игре, что в особенности важно начинающим безладовым басистам для верного интонирования. Интересны и колки. Они трехгранные, то есть, если смотреть на них сбоку, они напоминают значок от Мерседеса. Удивительно, этот небольшой нюанс так удобно позволяет работать с настройкой баса, что непонятно, почему Ibanez не решаются ставить такие же колки на другие модели. Полагаю, Гари Виллис к остальным своим талантам еще и очень жесткий бизнесмен, так что все свои инновации он оперативно запатентовал.

В настоящий момент головка грифа исполняется в черном цвете, хотя предыдущие годы грифу целиком оставляли натуральный цвет. На своем сайте garywillis.com Виллис пишет: "Вы можете видеть, что вдобавок к черному цвету с головки грифа исчезла моя подпись. Я обычный басист и понимаю, что все мы стремимся к своему собственному "голосу" инструмента, поэтому не очень правильно будет, если единственным инструментом, на котором я могу добиться такого желанного звука, будет инструмент с чужой подписью на грифе. Так что теперь моя подпись только на крышке от темброблока сзади корпуса — да и вообще, вы правы, я очень устал подписывать раз за разом грифы GWB".

Корпус. Как уже упоминалось, форма корпуса повторяет стандартные образцы SR-линии Ibanez. Покатая, с ощущаемой текстурой дерева, форма GWB не вызывает каких-либо замечаний или пожеланий, в этом плане все весьма удобно. Главное в корпусе GWB — рампа. Это гладкая планка, которая крепится под струны между грифом и звукоснимателем. Те, кто учился по классической гитаре, могут вспомнить главную задачу постановки правой руки — научиться точно подцеплять струну, на определенную глубину "утапливая" палец для извлечения звука. Только на классической гитаре струны в разы тоньше, чем на бас-гитаре, да и не ногтями уже звук извлекается, а подушечками пальцев. Просто ради информативности следует знать, что Гари Виллис играет особым видом техники, ставя правую руку подобно классическим гитаристам.

Таким образом, получается очень ровный стокаттный звук, очень хорошо применимый, например, при записи инструмента. В этих целях рампа выполняет роль ограничителя для пальцев, она позволяет "ровнить" как технику, так и само звукоизвлечение.

Способы крепления рампы тоже отличаются. На GWB1 (2000-2004 гг.) она держалась двусторонним скотчем, а на моделях GWB105 (2005 г.) и GWB1005 (2006 г.) вместо скотча имеются четыре винтика. Честно говоря, в связи с тем, что у меня GWB1, я несколько завидую обладателям более юных серий. Дело в том, что эти означенные четыре винтика позволяют нужным образом настроить общую высоту и угол наклона рампы, в то время как с двусторонним скотчем ситуация, конечно, не столь проста. Впрочем, для многих вся эта затея с рампой может показаться лишь беспощадным издевательством над инструментом. В этом случае, конечно, рампу можно легко снять и обезопасить себя от всяких излишеств басовых небожителей.

Однако хотелось бы предупредить такой шаг, стоит только попробовать использовать технику Гари Виллиса, как вы почувствуете, как это легко и инстинктивно правильно, а рампа в этом вам будет всячески помогать. В конце концов, неужели найдется такой обладатель спорткара, который будет день за днем томить свою машину в пробках и не захочет вырваться на свободную трассу, чтоб рвать в клочья спокойствие полночных дорог лихими виражами своей красавицы. Так и GWB — на нем можно долго тянуть лирические баллады, но руки ваши не смиряться с таким деликатным отношением к этой фантастической эргономике инструмента, поэтому было бы достаточно милосердно со стороны руководителей Ibanez начать добавлять в подарок к GWB видеошколу Гари Виллиса…

Но вернемся же к самому инструменту. Помимо рампы на все виды GWB традиционно ставится электроника Bartolini: звукосниматель GWB pickup (читай — спроектированный вместе с самим Виллисом) и преамп NTBT с двухполосным эквалайзером. Два регулятора на изображении GWB разделяют роли так: первый регулятор отвечает за громкость, причем, если ручку вытянуть, то активный режим отключится и вы будете играть уже на пассивной бас-гитаре, а вторая ручка разделена на две части, где верхняя отвечает за верхние частоты, а нижняя, соответственно, за басы.

Надо сказать, что эквалайзер довольно сильно работает со звуком, правда, если бы был отдельный регулятор средних частот, это значительно сказалось бы на вариантах работы над звуком.

Для соотношения громкости в пассивном и активном режиме существует мелкий удобный нюанс электроники NTBT, а именно, отвинтив заднюю крышку, вы найдете миниатюрный регулятор, позволяющий устанавливать силу звука в активном режиме. Весьма удобная вещь.

Бридж Ibanez GWB, пожалуй, — единственный спорный момент в инструменте. Нет, он не плохой, вполне себе удобный. Однако это стандартный бридж B105, абсолютно ничем не выделяющийся от остальных "B" бриджей бас-гитар Ibanez. Довольно странно видеть на таком претенциозном басу, до мелочей продуманном для самой техничной игры, обладающем многими беспрецедентными вещами — такой обыкновенный бридж. В этой связи у меня есть предположение, что в ближайшие годы на GWB будет поставлен бридж с пъезозвукоснимателем. Очевидно, это будет еще одно достаточно яркое новшество для такого оригинального инструмента как GWB.

Последнее, о чем стоит упомянуть, это две "рюмки", на которые можно вешать бас, находящиеся справа и слева на ребре корпуса. Довольно интересное решение, потому что в нижней позиции ("рюмка" снизу бриджа) гриф оказывается в диагональном положении относительно земли, что удобно для работы с низкими нотами на первых ладах, а в верхней позиции ("рюмка" сверху бриджа) гриф будет более параллелен земле, что обеспечивает удобную игру быстрых пассажей.

Звук. Теперь о главном. Не будем ждать от GWB звука Джако. Это не jazz bass, в конце концов, даже звукосниматель здесь совсем иного типа. Поэтому того легендарного круглого звука здесь нету. Впрочем, у самого Виллиса на этот случай имеются свои собственные версии GWB, как с одним бриджевым синглом, так и с джаз басовой комбинацией двух синглов, причем, нековый немного скошен, подобно первым пятиструнным SR конца 80-х.

Звук GWB такой, как на записях Tribal Tech. Пожалуй, это наиболее красноречивое объяснение для людей, интересующихся работами этого прогрок коллектива. То есть изначально имеется тот самый рычащий безлад, такой острый певучий саунд Виллиса. Однако начав работать с эквалайзером, сразу можно добраться до светлого мяукающего звука, а-ля Алэн Кэрон, для мягких выразительных соло.

А мне очень понравилось выкручивать верхние частоты и, играя с сильной атакой у грифа, получать такой фирменный "резиновый" звук безлада, как у Маркуса Миллера или у нашего соотечественника замечательного Сергея "Гребстеля" Калачева. И, конечно, та самая читаемость, такое грозное бормотание, которого добивается Виллис в своих басовых партиях — все это полноценно обеспечено, уж не знаю, чем именно — профессиональной электроникой Bartolini, дорогими сортами "светлых" пород ясеня, использованного для корпуса, или трехслойного кленового грифа. Может быть, весь этот яркий чистый безладовый звук — просто очевидный результат качественного дорогого инструмента. Однако мне бы хотелось верить, что здесь есть какая-то избранность, какая-то "сумасшедшинка", которой Гари Виллис делится со всеми желающими через свои удивительные инструменты. Хочется верить, что это не просто спорткар, а все-таки точная копия спортивной тачки, скажем, Михаэля Шумахера.


Источник: Guitars Magazine

Поделиться: