ВСЁ ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

26.02.2019

ВСЁ ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

Англичанин Стивен Уильсон (Steven Wilson) оказался в статусе спасителя прогрессивного рока и его важнейшего условно молодого артиста ещё во времена работы в собственном составе Porcupine Tree. Последующие сольные работы и сотрудничество в роли ремиксера и продюсера с важнейшими именами апрт- и прогрессив-роковой сцены только укрепили его позиции одного из важнейших артистов современной Великобритании, причём артиста мэйнстримового. Однако накануне очередного выступления Стивена в России необходимо вспомнить о том, благодаря каким инструментам и творческим подходом формировалось крайне индивидуальное звучание музыканта как инструменталиста.

Хотя Стивен почитается многими за чрезвычайного модерниста, лучше всего его подход и к творчеству, и к звуку был непроизвольно сформулирован кем-то из его соотечественников ещё в 90-е: «Представьте себе, что Сид Баррет (Syd Barrett) никуда не уходил из Pink Floyd, а группа продолжала работать и развиваться с ним». Эта параллель очень хорошо объясняет, почему любимой гитарой Стивена был и остался Fender Telecaster – по его словам, «я не понимаю тех музыкантов, кто не пользуется гитарой модели Telecaster». Более того, Стивен называет свои Fender Telecaster (в связке с портативным ламповым усилителем Hughes & Kettner TubeMeister 5 мощностью 5 Вт) основой своего современного звучания последних трёх лет и даже главным средством написания песен с индивидуальным звучанием. Ведь сейчас это звучание определяется насыщенным среднечастотным диапазоном, для которого подобное сочетание гитара-усилитель можно назвать идеальным. Артист сейчас в основном использует три Fender Telecaster – Custom Shop 1963 Relic Telecaster с корпусом из розового дерева, Artist Series Joe Strummer Telecaster и Mexican Telecaster. Среди гитар, используемых сейчас редко, да метко, Стивен называет и Fender Stratocaster с двумя звукоснимателями-синглами и одном хамбакером, причём на этой гитаре Стив много играл и в студии, и на сцене во времена его лидерства в Porcupine Tree.

Будучи сторонником ретро-подхода на современной технической базе, Стивен убеждён, что счастье гитариста кроется в хорошо укомплектованном педалборде. Компоненты такого педалборда могут быть только лучшими, именно поэтому музыкант пользуется переключателем обработок TheGigRig G2, описываемым как самый продвинутый переключатель такого рода, созданный в рамках воплощения идеи чистоты звучания и оптимизации всех нюансов звучания винтажных и современных гитар и обработок вместе с усилителями. Одной из важнейших обработок в педалборде Стивена является симулятор Лесли-эффекта усилитетя с вращающимися динамиками Neo Instruments Mini Vent II, позволяющий получать на гитаре фактически винтажный клавишный звук.

Управление TheGigRig G2 возможно как при помощи его собственных переключателей, так и при помощи педали уровня Boss FV-500L, исопльзуемой также и по прямому назначению. Особенностью педалборда Стивена также является одновременное использование двух полифонических октаверов Electro-Harmonix Micro POG с диапазоном до двух октав вниз и вверх и возможностью подключения к различным цепям обработок – эти комбинации и делают возможности педалборда фактически бескрайними. Особенно эффективное звучание Micro POG обеспечивает при одновременной работе с дисторшном AmpTweaker Tight Rock jr. – невозможно поверить, что Fender Telecaster вообще способен на подобную агрессию. Очень важной обработкой для артиста также является компрессор Origin Effects Cali76-CD (Compact Deluxe), эмулирующий студийный компрессор Universal Audio 1176 с его широчайшими возможностями микширования, усиления и управления сигналом. И, раз уж речь идёт о традиции, то невозможно не упомянуть входящие в состав педалборда традиционную «квакушку» Dunlop Cry Baby Wah GCB-95, ревербератор Strymon BigSky и дилей Strymon TimeLine – совершенно необходимые компоненты для музыканта, желающего добиться старомодного психоделического звука. А превращает педалбор в единый фактически музыкальный инструмент конвертор Selah Effects Quartz Timer V2, обеспечивающий не только преобразование аудиосигнала в MIDI-сигнал и наоборот, но и конвертацию функций отдельных обработок в пределах педалборда. Воистину, что еще нужно для полётов на гитаре в Неведомое, практикуемых Стивеном на сцене и в студии?

Всеволод Баронин

Поделиться: