ВСЯКОЙ МУЗЫКЕ — СВОИ НАУШНИКИ

15.07.2016

ВСЯКОЙ МУЗЫКЕ — СВОИ НАУШНИКИ

Стереофонические наушники, или строго выражаясь, головные телефоны, всегда были самым незаметным компонентом звуковой аппаратуры. Возможно, в силу размерности, а возможно — убеждения в том, что музыка должна звучать громко. Однако со времен кассетной и CD-революции 80-х годов наушники заняли прочное место в арсенале не только каждого меломана, но и обычного слушателя. Сейчас специализация наушников зашла очень далеко, а ассортимент расширился настолько, что впору определяться, какие же модели лучше подходят для прослушивания классической музыки, а какие, допустим — для джаза, нью-эйджа и традиционной рок-музыки.

Качество наушников основывается на трёх китах: максимально широком диапазоне воспроизводимых частот, максимальной же достоверности воспроизведения всех обертонов и нюансов музыки и высоком уровне эргономики. Никому не нужны наушники, плохо сидящие на голове или причиняющие неудобства конструкцией оголовья, либо дающие «щелчковое» или бубнящее звучание в низкочастотном диапазоне. Или, напротив, пронзительность и «битое стекло» на высоких частотах. Кроме того, хорошие наушники — это всегда наушники, обеспечивающие звукоизоляцию внешнего уха слушателя от внешней среды. Необходимо помнить и о собственном здоровье и знать, что одним из условий сохранения слуха пользователя при длительной работе с наушниками является соизмеримость физических размеров внешнего уха человека и диаметра динамика, установленного в наушниках. Этот фактор и определяет использования в огромном количестве традиционных наушников динамиков диаметром не менее 40 мм. А теперь — рекомендации в рамках отдельных стилевых предпочтений.

Классическая музыка, нью-эйдж, акустический джаз

Зарубежные эксперты едины в своем мнении: именно наушники Sennheiser HD 650 являются на сегодняшний день одной из лучших моделей для прослушивания записей классической и иной «деликатной» музыки. Сама компания-изготовитель описывает их как «акустический шёлк». Причина этого — непривычно широкий заявленный диапазон воспроизводимых частот 10–39 500 Гц, обеспечивающий гладкое и точное звучание в среднечастотном диапазоне безо всякой фальши на высоких частотах, а также превосходную детализацию НЧ-диапазона. Эти наушники хочется описать в терминах аппаратуры класса Hi End — они обеспечивают полный эффект присутствия и дают максимальное разрешение всех исполнительских и аранжировочных нюансов воспроизводимой музыки. Sennheiser HD 650 действительно являются наушниками для аудиогурманов, поскольку совершенно не окрашивают звук — обычный слушатель будет удивлен отсутствию подчеркивания НЧ-звучания. Обладая сопротивлением 300 Ом, данные наушники требуют мощного усилителя, что совершенно оправдано при прослушивании высококачественных фонограмм. Высокие качества модели HD 650 позволяют рекомендовать её и в качестве референсных студийных наушников для контроля финального микса и мастеринга.

Рок-музыка (мэйнстрим), блюз, блюз-рок, джаз-рок, фьюжн, хэви-метал

Что, казалось бы, общего у вышеперичисленных музыкальных стилей? Внимание к деталям во всех частях звукового диапазона. Причем эти детали должны везде подчеркиваться одинаково, дабы в наушниках не выпирала общепринятая студийная манера записи отдельных партий, и они ни в коем случае не звучали отчуждённо друг от друга. Именно такое «слитное» звучание демонстрируют наушники Audio-Technica ATH-M30x и ATH-M50x — оно обычно описывается как «впечатляющее». Главное отличие этих моделей от своих проверенных временем предшественников ATH-M30 и ATH-M50 — чуть измененная конструкция чашек наушника, снижающая вероятность возникновения акустического резонанса. Результат — уверенное и детализованное звучание во всех диапазонах и реалистичное заполнение звуковой панорамы, причём эти параметры в данном случае зависят уже от особенностей микширования и мастеринга исходной фонограммы. Заявленный диапазон воспроизводимых частот — 15–22 000 Гц (ATH-M30x) и 15–28 000 Гц (ATH-M50x) при диаметрах динамиков с неодимовыми магнитами и катушками из омедненного алюминия 40 и 45 мм и сопротивлении 47 и 38 Ом соответственно. Такое сопротивление позволяет использовать данные модели с маломощными усилителями, привычными для современной портативной техники. А коль скоро модели ATH-M30 и ATH-M50 некогда создавались в первую очередь как мониторные студийные наушники, ничто не мешает использовать их последователей для профессиональной работе. Только помните о стилевом соответствии.

Электронная музыка

Народная мудрость гласит, что «рэйв — это когда бухает». Ну и, понятно, электронная музыка в диапазоне от синти-поповой танцевалки до монументального эмбиента склонна к экзотичным звукам, особенно в ВЧ-диапазоне. Поскольку профессиональные продюсеры уделяют должное внимание обоим этим теоретически несовместимым подходам, то сложилась легенда о том, что любая электронная музыка в наушниках «звучит погано». Следовательно, носители этой легенды никогда не добирались до наушников Shure SRH840. Теоретически они являются мониторными наушниками с диапазоном воспроизводимых частот 5–25 000 Гц, но уже признаны во всех обзорах 2016 года компонентом, входящим в первую пятерку наушников, в наибольшей степени подходящих для прослушивания именно электронной музыки. Причина — именно что «заниженный» НЧ-диапазон, не обладающий однако же никаким сабвуферным призвуком. Басовое звучание хорошо структурировано при всех возможных сэмплерных вывертах «внизу», которым столь богаты все субстили электронной музыки. ВЧ-диапазон звучит чуть окрашено и резко, но это опять же плюс для воспроизведения всяческих неожиданных сэмплов. А вот средние частоты здесь несколько отстраненны — впрочем, это вполне соответствует манере продюсирования вокальных партий в электронной музыке, и посему классические записи Depeche Mode или Human League звучат в этих наушниках очень естественно и слитно, без ненужного разделения партий. И еще один плюс этих наушников, обязательный для электронной музыки — их звучание совершенно не утомляет, вне зависимости от характера воспроизводимого материала.

Современная традиционная поп-музыка (мэйнстрим)

Поп-музыка для большинства — синоним веселья и красоты, а раз так, то не нужно ожидать от наушников, разработанных именно что для широкого потребителя солидности габаритов и изрядных нюансов в звуке. Такие наушники мало что должны обладать известной окрашенностью и насыщенностью звучания, но еще и стильно выглядеть. Именно такова модель Sennheiser Momentum 2.0 (M2 OEI) — накладные наушники закрытой конструкции. Полноразмерные амбушюры и весьма лёгкое регулируемое оголовье делают их очень удобными для пользователя. Диапазон воспроизводимых частот — 16–22 000 Гц, а звучание наушников яркое и динамичное, отличающееся известной окрашенностью и выделенностью НЧ-диапазона, но опять же безо всякого его уклона в сабвуферные и бубнящие призвуки. Сопротивление наушников — всего 18 Ом, что с легкостью позволяет использовать их с mp3-плеерами, мобильными и i-устройствами. Всё вышесказанное позволяет сделать правильный вывод о том, что данная модель обеспечивает комфорт слушателю даже при длительном воспроизведении музыки.

Универсальные наушники

Наушники, прилично воспроизводящие все стили музыки, работающие с портативными устройствами, пригодные для студийной работы и к тому же предлагаемые за более чем демократичную цену — возможно ли такое? Возможно, и такая модель наушников существует — это Sennheiser HD 201. При диапазоне воспроизводимых частот 21–18 000 Гц эти наушники имеют весьма сбалансированное и детализованное звучание и передают звучание ритм-секции, неважно, живой или электронной, безо всяких искажений. Сопротивление наушников — 24 Ом, что допускает их использование с мобильными устройствами. Прочная конструкция и комфортабельные амбушюры, изготовленные по технологии Circum-Aural, создают комфорт при длительной студийной работе или прослушивании музыки. Собственно, сам за себя говорит тот факт, что запущенные в серию более десяти лет назад, HD 201 смогли выдержать все технические вызовы новейших времен и остаться удобной и стильной моделью наушников «для всех».

Поделиться: