ВЛАСТЕЛИН БИТОВ И ГРУВА. ОБОРУДОВАНИЕ ДЭВИДА ГЕТТЫ

17.10.2017

ВЛАСТЕЛИН БИТОВ И ГРУВА. ОБОРУДОВАНИЕ ДЭВИДА ГЕТТЫ

В это сложно поверить, но 7 ноября ведущему французскому электронному композитору, музыканту и ди-джею Дэвиду Гетте (David Guetta) исполняется 50 лет. Ещё сложнее поверить, что ди-джейская и музыкальная карьера Дэвида начались в совершенно другой музыкальной эпохе, а именно в 1984 году. Естественно, возникает вопрос: что же способствует долгой и успешной карьере музыканта? А это не только его таланты как мелодиста и чутьё подлинно современного аранжировщика, но и точный подход к выбору музыкальных инструментов, обработок и программного обеспечения, позволяющий ему вечно пребывать на пике мировой музыкальной моды.

Для Дэвида первична сцена – как-никак, его профессиональная ди-джейская карьера стартовала в 17 лет, а его дебютный сингл был издан только в 1990 году; первый же альбом последовал только в 2002 году. Легко понять, что в далёком уже 1984-м основой звука каждого ди-джея планеты были специализированные виниловые LP-проигрыватели – и Дэвид был не исключением. Но и сейчас, в цифровую эру, он называет ядром своего сценического сета оборудование бренда Pioneer – два CD-проигрывателя CDJ-2000 NXS2, четырёхканальный микшерный пульт DJM-900 Nexus NXS2 и систему ремикширования RMX-1000 Remix Station. Последний компонент, RMX-1000, по мнению Дэвида является настоящим «сумасшедшим прорывом» в ди-джейской технологии и позволяет создавать «совершенно новые записи» из существующих CD-треков прямо в режиме реального времени.

«На скамейке запасных» у Дэвида имеются ранее активно использовавшиеся им компоненты производства бренда Numark – опять же два CD-проигрывателя TDC 05 и простой двухканальный микшерный пульт MX 05. Причем указанное физическое оборудование производства Pioneer (CDJ-2000 NXS2 и DJM-900 Nexus NXS2) сейчас рассматривается экспертами профильных СМИ как основа для построения инструментария действительно профессионального ди-джея для сценической работы на любой площадке, независимо от её размеров. Помимо чисто ди-джейского оборудования, Дэвид использует на сцене неклавишные синтезаторы, в числе которых и басовый синтезатор Roland AIRA TB-3 Touch Bassline, дополняющий, а иногда даже и заменяющий у музыканта Pioneer RMX-1000. Причина симпатии Дэвида к этому вроде бы простому инструменту понятны – TB-3 разработан на основе модели 1981 года классического бас-синтезатора TB-303. Причем в нем сохранена возможность использования абсолютно всех тех уже древних тонов и звуков TB-303, характерных для первого золотого века электронной танцевальной музыки, но при реализации современной технологии ACB (Analog Circuit Behavior). Всего в арсенале TB-3 имеется 134 звука при возможности записи в режиме реального времени и генерация случайных ритмических паттернов. Сценические инструменты у Дэвида коммутируются физически через компьютер Apple MacBook Pro (широко применяемый им и в студийной работе) с установленным ПО Logic Pro, а виртуально – посредством ПО Key 5 Harmonic Mixing, позволившим ему избавиться от использования клавишных инструментов на сцене для получения опорных тонов. По существу в настоящее время негласно признаётся, что любой серьёзный ди-джей не должен бояться инвестировать в комплект сценической аппаратуры, подобный имеющемуся у Дэвида – качественный звук и широкие возможности его обработки куда как важнее денег, тем более в специфических условиях DJ-обработки и микширования сигналов. А ещё одним весьма важным компонентом сценического сета Дэвида является внешняя аудиокарта Universal Audio UAD-2 Satellite QUAD Firewire DSP Accelerator, причём её встроенное ПО позволяет разгрузить процессор центрального компьютера системы, так что при всей свей мощности она не мешает работе MacBook Pro с прочими инструментами и устройствами.

Весьма важен для ди-джея выбор мониторных наушников – не сомневайтесь, Дэвид использует только лучшие из них. Сейчас его основные наушники и для сцены, и для студии – Beats by Dr. Dre Mixr, в разработке которых музыкант принимал непосредственное участие. Главным и важнейшим их плюсом он считает отсутствие искажений при любом уровне воспроизведения сигнала, а также малый вес, что безусловно важно при долгой сценической работе. Запасные наушники Дэвида – Sennheiser HD 25-1 II, обеспечивающие одновременно хорошую звукоизоляцию и весьма широкий диапазон воспроизводимых частот (16–22 000 Гц), что позволяет избежать искажений и ненатуральности звучания в области «сверхнизкого баса». Малый вес этих наушников (всего 140 г), низкое физическое давление конструкции и специально оптимизированная для работы ди-джея длина соединительного кабеля 2 м сделали эти наушники фактическим стандартом для его собратьев по ремеслу, не исключая и топовых российских артистов.

Как и у массы коллег, студийное оборудование у Дэвида распадается на два комплекта – мобильную студию для записи спонтанных идей, иногда прямо в процессе работы на сцене, и куда более серьёзную стационарную студию. Но при этом идеологией ди-джея является понятное и естественное желание не переусложнять звук студийных творений и не отдалять его от простых и понятных слушателю сценических версий. В результате любая студия Дэвида строится вокруг компьютера Apple MacBook Pro с ПО Logic Pro. Но оба варианта студии ди-джея и электронщика немыслимы без качественных контроллеров – так, в мобильной студии музыкант работает с портативным (вес – менее 300 г!) MIDI-контроллером Akai Pro LPK25, который, по словам Дэвида «всегда находится в моей сумке и является моим лучшим другом». Несмотря на свои малые габариты и стоимость, это никакая не игрушка, а полноценный инструмент с 25 уменьшенными динамическими клавишами, арпеджиатором и функцией определения темпа Tap Tempo – он позволяет и создавать мелодические линии, и управлять малым комплектом студийного оборудования. Этот контроллер поддерживает режим Plug & Play, не требуя драйверов как для компьютеров Mac, так и для PC. Удобство пользования также обеспечивается питанием по USB-порту. А при создании более простых треков Дэвид пользуется в стационарной студии MIDI-контроллерами Ableton Push и Ableton Push 2, причем два отдельных Ableton Push часто сопрягаются попарно. В данном случае рабочим ПО компьютера является Ableton Live Live 9 Intro (при работе с Ableton Push 2 это Ableton Live 9.5 Intro) – но при этом поддерживаются и плагины форматов VST и Audio Units. Дэвид утверждает, что Ableton Push 2 является своего рода студией «в себе», и он совершенно прав – цветной жидкокристаллический дисплей позволяет визуально контролировать массу установок контроллера, в том числе поиск по библиотекам сэмплов и эффектов, параметры эффектов, а также волновые формы сэмплов и установки микшера. Ещё больше возможностей Ableton Push 2 обеспечивается двумя входами для подключения педалей-переключателей.

Однако в случае серьёзной студийной работы Дэвид обращается к столь же серьезному контроллеру – пятиоктавной полувзвешенной MIDI-клавиатуре Novation 61 SL Mk II, с клавишами, изготовленными по запатентованной технологии Fatar, причём для каждой клавиши возможна индивидуальная настройка функций послекасания. Работа с этим контроллером очень легка и комфортабельна за счет применения 144-значного ЖК-дисплея и полной подсветки всех органов управления. Вдобавок запатентованная технология бренда Novation, Speed Dial, позволяет производить оперативное переназначение контроллеров и клавиш быстрого набора. Кроме клавиатуры органом управления данного компонента являются 8 энкодеров и 8 пэдов, расположенных на верхней панели инструмента и чувствительных к нажатию. Подобное разветвлённое управление в сочетании с музыкальным ПО Automap 3 PRO превращает данный контроллер во второй мозговой центр студии, частично берущий на себя функции дополнительного микшерного пульта, чем Дэвид широко пользуется. Именно с Novation он широко практикует нарезку и редактирование готовых треков, реализуя тем самым свой принцип «кто не редактирует готовые треки – тот не ди-джей».

Но музыкальный материал Дэвида своеобразен прежде всего по своему сочетанию глубокого баса и поп-мелодики, а раз так – то он и должен сводиться с контролем на неочевидной акустике. Музыкант пользуется при студийной работе исключительно активными мониторами, а именно ADAM A77X, являющимся в данном случае монитором ближнего поля для контроля звука при воспроизведении записей на компонентах невысокого качества. Основной же мониторной системой в стационарной студии Дэвида является Genelec 1034B – эта акустика обеспечивает мощный звук с характерным, по мнению самого музыканта, концертным призвуком в хорошем смысле этого термина.

Плох тот ди-джей, который не мечтает о мировой славе и полных стадионах народа, но плох и тот ди-джей, кто не обращает внимание на минимально необходимую, но максимально качественную комплектацию своего сценического и студийного аппаратного комплекса. Но следование советам Дэвида Гетты поможет выстроить именно такой комплекс, пусть, возможно и не сразу.

Поделиться: