В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ЗВУКА: ВЕЛИКИЕ КОМБИНАЦИИ ГОЛОВ И КАБИНЕТОВ

20.03.2017

В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ЗВУКА: ВЕЛИКИЕ КОМБИНАЦИИ ГОЛОВ И КАБИНЕТОВ

Каждый из нас неоднократно читал, да и слышал лично, что всякий великий (а быть может — и не очень) гитарист имеет своё собственное, индивидуальное звучание инструмента. Если в случае с акустической гитарой всё ясно, и звук музыканта воистину оказывается в его руках, то с электрогитарой дела обстоят сложнее. Залог именно что индивидуального звучания электрогитары — это не только умения музыканта и его звукоизвлечение, но и собственно инструмент и весь звукоусилительный тракт, то есть все приборы для обработки звука, усилители (неважно — комбоусилители или «головы»), кабинеты (то есть акустические системы гитарного усиления) и, быть может, сценические микшеры. Наверное, разговор о выстраивании личного звука гитариста стоит начать именно с проблемы выбора усилителя для гитары и комбинации головы и кабинета в пределах этого несложного комплекса.

Казалось бы, нелогично: обработки стоят в цепи впереди усилителя, и поэтому вперёд надо бы рассматривать их. Но насколько ни был бы хорош ваш комплект обработок, его качества могут быть сведены на нет усилителем и акустической системой. К тому же не надо забывать, что исполнение в отдельных стилях (к примеру, в кантри-энд-вестерне или smooth-джазе) зачастую вообще не подразумевает использования каких-либо гитарных обработок. Если вам нужен более очевидный пример, то можно вспомнить, что знаменитая группа AC/DC не использует, как это ни удивительно, никаких гитарных эффектов, довольствуясь и в студии и на сцене звуком перегруженных усилителей. Так что следует начать с теоретических положений, ныне изрядно забытых рядовым музыкантом по причине уходя компонентной аппаратуры из широкого бытового использования. Ведь объединение усилителя (головы) и кабинета в единый стек (stack) с физической точки зрения ничем не отличается от подключения акустических систем к бытовому моно- или стереоусилителю.

Часто задаваемый молодыми музыкантами вопрос гласит: «могу ли я полностью раскачать такой-то кабинет таким-то усилителем?» На самом деле в нём упущено понятие запаса мощности — кабинет обязан иметь номинальную мощность выше, чем у усилителя. То есть 100-ваттный усилитель никогда не «раскачает полностью» кабинет большей мощности, хотя бы 120 Вт. Но это совершенно некритично, работать со 120-ваттным кабинетом можно и 20-ваттным усилителем: выходной сигнал будет тише, зато запас мощности — гораздо больше, что обеспечит меньшее искажение звучания. Точнее — звучание вообще без искажений в рамках технических характеристик обоих составных частей вашего стека. При этом мощность кабинета рассчитывается элементарно — сложением мощностей установленных в нём динамиков. Но при оценке звучания динамика нельзя полагаться исключительно на его мощность — значительно большее значение имеют амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) и, следовательно, характер звучания, рассчитанный его изготовителем. То есть понятно, что не следует подключать кабинет меньшей мощности к усилителю большей мощности: результатом будет мечта юных фантазёров под названием «порвать кабинет». Вы попросту сожжёте динамики кабинета, и всё.

Также необходимо согласование сопротивления усилителя и кабинета: их значения должны совпадать, либо сопротивление кабинета должно быть больше сопротивления головы. Однако во втором случае наблюдается потеря мощности —  при разнице сопротивлений в два раза (голова — 8 Ом, а кабинет — 16 Ом) такая потеря составляет около 30%. При подключении ламповых усилителей Marshall к кабинетам необходимо помнить, что на задней стенке ряда моделей этого бренда имеются выходы с подписанным сопротивлением нагрузки для каждого из них. Безопасные комбинации подключения таковы: на выходе 16 Ом — один кабинет с сопротивлением 16 Ом, 8 Ом — 1×8 Ом или 2×16 Ом и 4 Ом — 1×4 Ом или 2×8 Ом. Иных безопасных конфигураций не существует, и попытки других подключений могут иметь результатом перегрузку секции усиления мощности или даже повреждение ламп усилителя, а также и его выходного трансформатора.

А теперь, после подобных сухих технических выкладок, нужно сказать и о том, ради чего городится весь этот огород — то есть согласование усилителей и кабинетов разных брендов. Повторимся, что звучание электрогитары — хоть в студии, хоть на сцене — формируется не только самим инструментом и обработками, но и усилителем и кабинетом; точнее — моделями установленных в нём динамиков и его конструктивной и акустической геометрией. Так вот, идеальное звучание электрогитары должно определяться только вашими личными представлениями о нём, а не тем аппаратным комплексом, который будет описан именитыми экспертами (хотя к их советам тоже следует прислушиваться, но не бездумно). Вам, лично вам играть с этим усилителем и кабинетом. И тут уж какие-то общие рекомендации не работают — причем надо уметь добиваться своего идеального (или близкого к идеальному) звуку и в условиях известной финансовой ограниченности, которая у всех разная. Соответственно, при выборе связки усилитель-кабинет нужно пробовать их звучание с собственной основной рабочей гитарой и, по возможности, набором опять же рабочих обработок. Ни в коем случае нельзя бояться даже самых диких, на первый взгляд, комбинаций усилителей и кабинетов, в том числе установленных в параллельных каналах (после сплиттера) не только усилителей с кабинетами, но и отдельных комбоусилителей. Вполне возможно, что вам нужно иметь для исполнения своей музыки не один звук, и такое построение гитарной системы усиления — дело естественное.

Обратимся к авторитетам — именно таково затейливое построение сценического тракта усиления у великого Карлоса Сантаны (Carlos Santana). Основой знаменитого «поющего» звука гитары Карлоса является комбинация усилителей Mesa Boogie почтенного возраста — а именно головы Mark I и комбоусилителя Mark I Snake King, а также заказного усилителя Bludotone Custom; эта комбинация разведена на три канала. Используемые кабинеты для голов Mark I — PRS 4×12 и Tone Tubby 1×12. Такое построение тракта усиления не только позволяет получить Карлосу известный всем звук гитары, но и свести число обработок к минимуму: фактически, здесь в роли обработок выступают комбинации усилителя и кабинета или отдельный комбоусилитель.

Более просто построена гитарная система усиления у виртуоза Стива Вая (Steve Vai) — два усилителя Carvin Legacy VL100 через оконечный усилитель Carvin TS100 подают сигнал на два кабинета Carvin С412T Legacy 4×12, однако в сценическом сете есть и комбоусилитель Fender Dual Pro, без которого жалящий звук гитары Стива был бы неполным.

Говоря о комбинациях усилителей и кабинетов, совершенно невозможно пройти мимо сценических трактов усиления, созданных лидером Led Zeppelin Джимми Пейджем (Jimmy Page). На протяжении его карьеры как студийного музыканта (1963–1966), и в работе с группами на сцене, ему приходилось использовать массу оборудования, от фактического британского стандарта 60-х, усилителя Vox AC-30 до кабинетов ENGL, применявшихся на концерте-реюнионе Led Zeppelin в 2007 году. Понятно, что в 60-е и 70-е Джими зачастую играл на том, что было под рукой — ведь даже во время могучих стадионных турне по США в 70-е промоутеры зачастую снабжали Led Zeppelin несколько странными комплектами сценического оборудования. Поэтому стоит внимательнее рассмотреть набор усилителей и кабинетов как раз на лондонском реюнионе-2007: любимые усилители Джими Orange, по мнению многих и сформировавшие уникальный звук Led Zeppelin были представлены моделями AD-30HTC и AD-50, также в сете имелись усилители Marshall 1959 SLP с установленными лампами KT-88, повышавшими выходную мощность с номинальных 100 Вт до 200 Вт и Petersburg P-100 / JP-100. Кабинеты — два заказных Fender Tonemaster 4×12 (для Marshall и Petersburg) и два ENGL 4×12 (для Orange). Каким бы странным не выглядело подобное сочетание, именно оно и в новом веке обеспечило Маэстро синтез «света и тьмы» в его гитарном звуке. Эксперименты подобных величин — это не только стремление получить собственный гитарный звук, но и стимул для десятков тысяч музыкантов по всему миру сделать то же самое. Комбинируйте смелее!

Продолжаете искать свой звук? Тогда вас точно заинтересуют другие статьи из нашей рубрики «В поисках идеального звука»:

Поделиться: