ТРЕМОЛО: НЕИЗБЕЖНАЯ ОБРАБОТКА

13.12.2019

ТРЕМОЛО: НЕИЗБЕЖНАЯ ОБРАБОТКА

Прекрасно известно, что обработки звука для электрических инструментов создавались и создаются зачастую на основе исполнительских и аранжировочных приёмов последнего столетия, либо вообще на основе экспериментов музыкантов. Форма же их существования – педаль либо рэковый блок. А вот отчего-то не самый популярный, но весьма нужный музыканту эффект тремоло отличается от этого подхода на обоих фронтах: он существует с тех времён, когда человечество начало всерьёз играть на струнных инструментах и его встраивали в гитарные усилители.

В силу своей естественности, идущей от укоренённости в исполнительской традиции (взял и сыграл тремоло, если это в твоих силах!), этот эффект никогда не вызывал ожесточённых дискуссий в среде разработчиков, музыкантов и экспертов. Просто подразумевалось, что у серьёзного гитариста (с новой и модной электрогитарой в руках) такая обработка должна быть под рукой. Как водится, теоретизирование по поводу создания этого эффекта в исполнении, достойном XX века, уходит в 1930-е годы, но его техническое воплощение было широко реализовано только после Второй Мировой войны, в конце 40-х.

Тремоло DeArmond Model 601 Tremolo Control бренда Rowe Industries стало вообще первым в истории автономным блоком гитарных эффектов, пошедшим в серийное производство в 1941 году, но по понятным причинам не обретшее немедленной популярности. И не только по «понятным» – это устройство обладало большой массой, было капризно в работе и оттого никак не годилось для непосредственной работы с ним на сцене.

DeArmond Trem-Trol 800

В 1946 году это устройство пошло в серию именно как гитарный эффект под именами Model 60, Model 60A и Trem-Trol 800. Но прежде чем стать гитарным эффектом, данное тремоло встраивалось в отдельные модели электропиано, а его крайняя недружелюбность к пользователю объяснялась принципом действия: сигнал усиливался и ослаблялся за счет прохождения через слой жидкого электролита (!). Резервуар с электролитом раскручивался электромотором, регулировка времени задержки сигнала определялась скоростью вращения резервуара и, соответственно, толщины слоя электролита на его стенках и днище. С годами этот оказавшийся чисто студийным агрегат оброс легендами и мифами, главный среди которых – страшилка о том, что в качестве электропроводной жидкости в нём использовалась чистая ртуть. Неизвестно, где современным пользователи берут электролит, и какой именно (вроде бы его до сих пор выпускает компания Windex, однако непродвинутые музыканты заливают в него жидкость для мытья стёкол), но эта модель тремоло доступна на интернет-аукционах даже сейчас – понятно, в винтажном виде – по ценам от $700. Считается, что самое известное использование этого тремоло в формате рок-хита случилось в пьесе Бо Диддли (Bo Diddley) “Diddley Daddy” (июнь 1955). Среди пользователей этого удивительного чуда из числа наших современников – Рэй Кудер (Ry Cooder) и лидер трио ZZ Top Билли Гиббонс (Billy Gibbons).

MXR TremoloУтверждается, что DeArmond Trem Trol 800 была создана на базе неких студийных «гигантских устройств», использовавших баки с электролитом большого объёма. Так это или нет – информации сейчас не найти… Однако на дворе была уже середина 50-х, моднее рок-н-ролла музыки не было, а раз так – то разработчикам пришла в голову жизнеспособная и конкурентная идея: встраивать эффект тремоло (а также, кстати, и реверберации) прямо в гитарный усилитель. Понятно, что это были чисто схемные решения, осуществлявшие синусоидальную модуляцию величины усиления либо предварительного усилителя, либо усилителя мощности конкретной модели. Эти встроенные тремоло обладали еще одним притягательной для музыканта особенностью: принцип действия вносил лёгкие искажения в звук гитары, что обеспечивало ещё и наличие некоторого эффекта фузза – собственно, до изобретения фузза. Сама идея встроенного тремоло была запатентована брендом Danelectro, однако первую коммерческую модель подобного усилителя разработала и запустила в серию компания Multivox, за ней последовали Gibson и Premier. Усилители же Fender, про которые обычно вспоминают в связи со встроенным тремоло (которое в те времена могло называться и «вибрато») пошли в серию только летом 1955 года – это была модель Fender Tremolux 5E9, созданная на основе усилителя Fender Deluxe (у них, в частности, был один и тот же корпус). Встроенное тремоло имело регулировки величины (“Depth”) и скорости (“Speed”) эффекта плюс ножной выключатель, скоммутированный на разъём внизу шасси кабелем с разъёмом 1/4". Fender Tremolux претерпел не менее семи модификаций (в том числе менялась возможность использования эффекта тремоло на каналах “Normal” и “Bright” либо только “Normal”) и находился в производстве до лета 1966 года. В поздних моделях была усовершенствована схема модуляции – эти усилители Fender уже звучали «нефузово».

Gravitas Analog TremoloК концу 60-х широкое внедрение в музыкальную индустрию модных тогда операционных усилителей позволило миниатюризировать сами схему электронных тремоло и превратить их в обработки в отдельных корпусах. Очень важным было то, что эти новые тремоло позволяли менять форму волны модуляции сигнала – чистая синусоида, «пила» и прямоугольный сигнал. Именно так работала легендарная обработка MXR Tremolo. Плюс ко всему эти тремоло уже могли работать со стереофоническими сигналами как по входу, так и по выходу. Дальнейшие усовершенствования в охочих до обработанного звука 70-х привели к созданию тремоло, управляемого скоростью входного сигнала – это была разработка компании Electric Druid, схема TAPLFO с цифровым управлением, допускавшая управление формой волны модуляции и возможность добавки в сигнал фузз-эффекта, характерного для встроенных тремоло усилителей Fender Tremolux ранних серий. Серийно такие тремоло выпускались компанией Chase Bliss Audio под именем Gravitas Analog Tremolo и соответствующим слоганом «Цифровой мозг, аналоговое сердце» и пользуются до сих пор заслуженной популярностью и у практикующих музыкантов, и у владельцев студий. Именно в 70-е годы педаль тремоло приобрела тот облик и тот набор возможностей, к которому мы сейчас привыкли, и всё, что вам нужно – просто приобрести эту обработку и правильно разместить её в вашем педалборде, то есть ближе к концу цепочки эффектов.

Всеволод Баронин

Поделиться: