ТОМ ЙОРК И ЕГО ВЗГЛЯД НА ГИТАРЫ

05.10.2018

ТОМ ЙОРК И ЕГО ВЗГЛЯД НА ГИТАРЫ

Вряд ли лидер британской группы Radiohead, гитарист, мультиинструменталист и вокалист Том Йорк (Thom Yorke) рассчитывал стать великим музыкантом на заре своей карьеры. Но судьбе было угодно распорядиться так, что Radiohead совершенно неожиданно сами для себя стали сверхзвёздами альтернативного рока со своим третьим и известным ныне всякому слушателю альбомом “OK Computer” (1997). Том с того момента оказался не только в роли «голоса поколения», но и великого гитариста того же поколения. Но подход музыканта и его коллег к собственным инструментам и оборудованию не изменились – Radiohead и поныне предпочитают разумную простоту инструментария. Накануне полувекового юбилея собственно «голоса поколения», то есть Тома, об этом невредно напомнить.

Том Йорк может со спокойной совестью говорить о звучании Radiohead, сложившемся как раз на альбоме “OK Computer”, как о сумме стечения обстоятельств: «оно само получилось». В любом случае сделавшая гитарный звук группы связка из гитар Fender Telecaster и Gibson SG и комбоусилителей Vox и Fender сложилась ещё в те времена, когда коллектив Тома носил название On A Friday и исполнял довольно неизобретательный пост-панк. Впрочем, Том известен своим постоянством во всех областях музыкального творчества – однако сейчас мы ведём речь о его гитарах.

Том Йорк (Radiohead) и Gibson SGНасколько можно судить сейчас, первой рабочей электрогитарой Тома для сцены стал Gibson SG с корпусом расцветки «красная вишня» (Cherry Red), находящийся ныне неведомо где: он был украден у музыканта ещё в 1995 году – Radiohead на тот момент звёздами точно не стали. На самом деле Gibson SG – это гитара, которую Том, как говорится, старается не выпускать из рук: на исходе 90-х у него был один или два таких же инструмента той же расцветки в той же базовой комплектации, а в 2006 году она начал использовать на концертах гитару той же модели 1964 года выпуска. Кроме того, среди запасных сценических гитар музыканта можно обнаружить ещё как минимум два Gibson SG, но в ярко-красной и красно-розовой расцветке корпусов.

Однако когда даже перед неискушённым поклонником группы встаёт вопрос «с какой гитарой в наибольшей степени ассоциируется образ Тома Йорка», ответ будет почти однозначным – это Fender Telecaster. Вряд ли возможно выстроить гитары этой модели, принадлежащие музыканту, по их значению и сценическому и студийному использованию, однако они вошли в его инструментарий также в первой половине 90-х. Первая из этих гитар, ставшая для Тома рабочей – чёрный Fender Telecaster Thinline 1969 года выпуска, которую музыкант несколько модифицировал ещё до лета 1994 года: пикгард был заменён на белый, был поставлен нековый звукосниматель-хамбакер и бриджевый сингл. В такой модификации инструмент актвно использовался на концертах середины 90-х годов. В 1996 году музыкант приобретает также чёрный Fender Deluxe Telecaster 1974 или 1975 года выпуска, который весьма активно используется им на протяжении почти всего последующего десятилетия. На этой гитаре были сняты оба регулятора тембра, и один из них заменён на переключатель звукоснимателей – вероятно, от гитары Gibson. Однако заводская конфигурация звукоснимателей была сохранена. В то же время во владении музыканта оказался чёрный Fender Telecaster Custom, модернизированный подобным образом, то есть оказавшийся в результате без регуляторов тембра, но с переключателем звукоснимателей. Одним же из любимых инструментов Тома так и остался Fender Telecaster светлой расцветки (Blonde) с чёрным пикгардом и, самое главное, установленным заново грифом от Fender Stratocaster и двумя звукоснимателями-хамбакерами. На верхней деке этой гитары также установлен стандартный входной разъём TRS ¼" для всяческого звукового экспериментаторства. В ранний период существования Radiohead Том также играл на концертах на чёрном Fender Telecaster с белым пикгардом 1960 года выпуска в стандартной комплектации.

Том Йорк (Radiohead) и Fender Jazzmaster

Как и всякий большой музыкант, Том имеет в своём арсенале не самые привычные для нынешней эпохи электрогитары. А именно – как минимум три Fender Jazzmaster, первый из которых является аутентичным инструментом выпуска 1963–1965 годов с корпусом из тёмного ясеня и грифом из розового дерева. Корпус гитары имеет белую расцветку с красным черепаховым пикгардом. Аналогичная гитара в точно такой же расцветке является более поздней репликой и с 2008 года активно применяется и на сцене, и в студии. Кроме того, у Тома наличествует Fender Jazzmaster с корпусом чёрной расцветки с белым пикгардом. Помимо вышеперечисленных электрогитар, Том использует стандартные Gibson Les Paul и Fender Stratocaster, а также Rickenbacker 330, приобретённый в конце 90-х; Gibson ES-125T 1959 года выпуска, вошедший в сценический набор гитар в 2001 году; Gibson ES-330 и ES-340; Ibanez Blazer BL 400BS, на которой Том играл на ранних выступлениях группы; Epiphone Casino и 12-струнную электрогитару Danelectro 12SDC. Но, безусловно, и эти гитары никакой особой экзотикой не назовёшь.

Том Йорк (Radiohead) и акустическая гитара Gibson HummingbirdНабор акустических гитар у Тома также хорош, но это именно качественные модели безо всяких удивительных особенностей, которые вроде бы подразумевает музыка Radiohead. Насколько сам музыкант отделяет одни «акустики» от других в смысле сценической или студийной работы, не очень-то понятно, однако все нижеперечисленные гитары совершенно точно использовались на концертах группы. Самый известный акустический инструмент Тома – это Takamine EN10-C с верхней декой из кедра, нижней декой и обечайкой из красного дерева и грифом их розового дерева; также у музыканта имеется гитара Takamine EF-261 SAN. На сольных выступлениях Том обычно играет на акустической гитаре Alvarez / Yairi DY 87–12 также с кедровой верхней декой. Ещё один инструмент Тома для сольных выступлений – Gibson CL-30 Deluxe с корпусом из бубинги (африканского розового дерева), грифом из красного дерева и накладкой грифа из розового дерева.

А в самый звездный период Radiohead, в конце 90-х – начале 2000-х, основной «акустикой» лидера группы была Gibson Hummingbird с еловой верхней декой, обечайкой и нижней декой из красного дерева и накладкой грифа также из розового дерева. Также Том, начиная с 2000 года, широко использует на концертах акустические гитары Martin 000-18 и Taylor Baby Mahogany и электроакустические инструменты Lakewood M14 и Gibson B25, на которых установлены звукосниматели Fishman Rare Earth Blend.

Том Йорк (Radiohead) поёт в микрофон

Абсолютно та же ситуация абсолютной простоты и достаточности складывается с гитарными обработками Тома. Казалось бы, музыкант, взявший в руки гитару с целью «быть как Брайан Мэй» (Brian May), должен был громоздить невероятные педалборды даже на раннем этапе своей карьеры – но ничего подобного! В начале профессиональной деятельности Radiohead все сценические обработки у Тома были сведены к минимуму – это был дисторшн Pro Co TurboRAT (кстати, им же по молодости пользовалась и группа Metallica), хорошо послуживший музыканту и на записи первых двух альбомов, а именно “Pablo Honey” (1993) и “The Bends” (1995). Судя по всему, начиная с конца 90-х педалборды у Тома собираются исходя из требований к звуку новейших относительно турне пьес коцертной программы, тем не менее видится, что их важнейшими компонентами на сегодняшний день являются два дилея Line6 DL4, дилей-лупер Akai Professional E2 HeadRush и обработки бренда Electro-Harmonix – фейзер Small Stone, частотный анализатор XO и ретро-фуз Big Muff Pi. К этому набору идеологически примыкает и дисторшн MXR M-104. Другой набор обработок – исключительно бренда BOSS: помимо прочих, это переключатели входов PSM-5, AB-2 и LS-2, хроматический тюнер TU-2, дилеи DD-3 и DD-5 и дилей-гармонизатор с функцией транспонирования PS-2.

Том Йорк (Radiohead) поёт в микрофон и играет на акустической гитареТак что использование Томом очевидных усилителей уже не вызывает удивление – выбор в пользу комбоусилителя Fender Twin Reverb (один из них – 1965 года выпуска) был сделан еще на заре 90-х, именно они ответственны за гитарный звук альбома “OK Computer”. С 1998 по 2006 год музыкант активно работал с комбоусилителем Marshall Bluesbreaker 1962 года, но параллельно использовал классические комбики Vox AC30 с некоторыми схемотехническими улучшениями. В результате с 2007 года одним из основных усилителей Тома является Vox AC30 начала 60-х годов производства ещё компании JMI.

А раз Том является фронтменом Radiohead, то без упоминания его микрофонов никак не обойтись. Очевидно, что в использовании музыкантом на концертах сверхпопулярных моделей ShureSM57 и Beta 87A ничего необычного нет. Однако для нас весьма приятным моментом является то, что при записи последних студийных работ Radiohead Том работал с вокальным конденсаторным микрофоном Soyuz SU-017 тульского производства, уже названным «автомобилем Rolls-Royce микрофонного мира» и совместно с каскадом усиления на лампе 6Ж1П вполне оправдывает звание «классики ламповых микрофонов». Богатый звук этого микрофона имеет открытый ВЧ-диапазон, кроме того, нам неизвестно, каким картриджем пользовался на записях Том – кардиоидным или с круговой направленностью. Важнее другое – работа музыканта с микрофоном Soyuz лишний раз подтверждает его ориентированность на сочетание традиции и качества своих музыкальных инструментов и оборудования.

Всеволод Баронин


Читайте также:

Поделиться: