СВИДЕТЕЛИ ГЕНИАЛЬНОСТИ. ОБОРУДОВАНИЕ ДЖИМИ ХЕНДРИКСА

21.11.2017

СВИДЕТЕЛИ ГЕНИАЛЬНОСТИ. ОБОРУДОВАНИЕ ДЖИМИ ХЕНДРИКСА

В ближайшие дни будет сказано немало добрых слов в адрес Джими Хендрикса (Jimi Hendrix, 1942–1970) – ведь 27 ноября исполняется 75 лет со дня рождения гениального музыканта, фактически в одиночку придумавшего звук современной электрогитары, именно такой, какой мы знаем и любим. Конечно, без умений и фантазии Джими и этот звук мог оказаться каким-то иным, да и вообще электрогитара вряд ли бы стала главным символом и фетишем рок-музыки… Тем не менее, говоря о гениальности Джими, никогда не надо забывать и о том, что он придумал не только звук, но и строгий и, можно сказать, классический комплект для его извлечения – связку из гитары Fender Stratocaster и усилителей Marshall. Но и иные гитары, обработки и усилители стали свидетелями гениальности музыканта – без этого оборудования личность музыканта никогда не раскрылась бы.

Ко всему прочему надо помнить, что к концу 1966 года, когда Джими только-только начал раскручиваться на британской рок-сцене совершенно с нулевого уровня, никакого стандарта для сценического оборудования не существовало. Да и рок-групп в современном понимании это термина толком не было – The Beatles как раз находились на пути трансформации из бит-состава в студийную группу, и единственным примером для «аппаратурного» подражания у Джими могло быть только трио Cream. Посему и восторгаться тем, что Джими добивался воистину неслыханных новаций в своей звуке при очень простом комплекте аппаратуры, не совсем верно – для конца 60-х это был комплект совершенно «на уровне». О компонентах этого сценического тракта мы поговорим несколько позже, а пока укажем, что основой новаторского звучания стала как абсолютная творческая незашоренность и хорошая отвязность музыканта, так и то, что он был левшой.

В те уже почти фантастические времена левосторонние гитары серийно фактически не производились, и потому музыкант просто переворачивал инструмент и переставлял струны в обратном порядке сверху вниз. Таким образом, звукосниматели становились реверсивными, и особое значение это имело для Fender Stratocaster – бриджевый звукосниматель теперь снимал звук с самой длинной басовой струны и самой короткой первой, а не наоборот, как пи обычном положении гитары. Плюс влияние на моторику левой в случае Джими руки оказывал и тот факт, что переключатель звукоснимателей и ручки регулировок, а также рычаг тремоло оказывались не снизу, а сверху струн. Вот эта комбинация и вносила свое ощутимое влияние в классический звук гитары Джими, ну а если прибавить сюда многое из вышесказанного и его удивительную склонность к оправданной импровизации на концертах буквально в каждой пьесе, то будет понятно, что для эпохи всеобщего неаккуратного музыкального хиппизма это был прорыв.

Приобщение Джими к продукции бренда Fender произошло в феврале или марте 1964 года, когда он прошел прослушивание в аккомпанирующий состав группы The Isley Brothers и получил в подарок от О'Келли Айли (O'Kelley Isley) свою четвертую в жизни электрогитару. А именно – белый (или очень светло-кремовый) Fender Duo-Sonic, котором он впоследствии установил тремоло VMA-1; возможно, что это тремоло было взято им с предыдущего инструмента, 1961 Epiphone Wilshire. Первый же Fender Stratocaster (и его восьмая электрогитара) появилась у Джими не ранее весны 1966 года, причем эта гитара не была увезена им в Великобританию. В Старый Свет с Джими поехал его второй белый Stratocaster 1964 года выпуска – на ней 23 октября 1966 года была записана пьеса “Hey Joe”, с ней же музыкант участвовал и в ряде британских телепрограмм. Вроде бы этот инструмент был украден после концерта в лондонском клубе Roundhouse 22 февраля 1967 года. Но к тому моменту основной рабочей гитарой стал инструмент 1964 года выпуска с корпусом расцветки санбёрст (Sunburst)… Всего же считается, что на протяжении своей карьеры Джими играл (во всяком случае на публичных концертах и телевыступлениях) не менее чем на 18 экземплярах Fender Stratocaster, последним из которых стал белый инструмент, на котором игралась основная часть программы концерта 25 апреля 1970 года на лос-анжелесской арене The Forum.

Среди этих гитар – и первоначально красный инструмент 1963 года, который Джими собственноручно декорировал психоделическими цветочками и завитушками, а затем сжёг и разбил на сцене фестиваля Monterey Pop Festival в июне 1967 года. Именно этот инструмент в дизайне Джими стал прототипом его именной модели Fender Jimi Hendrix Monterey Stratocaster, выпущенной ограниченным тиражом к 50-летию этого фестиваля. Корпус гитары выполнен из ольхи, покрытие – глянцевый полиуретановый лак, воспроизведена и роспись корпуса и пикгарда. 21-ладовый гриф гитары профиля “C” изготовлен из клёна, а накладка из южноамериканского железного дерева, известного под названием Pau Ferro. Разметка на грифе – искусственно состаренные бело-кремовые точки. На обратной стороне грифа имеется воспроизведение автографа Джими, а на пластине крепления грифа – гравированный портрет музыканта. Звукосниматели – отбираемые при заводской настройке инструмента Vintage-Style Strat с винтажными характеристиками. Гитара комплектуется мягким фирменным чехлом.

Еще одна именная гитара Джими – Fender Stratocaster Jimi Hendrix Strat MN с корпусом стандартной (правосторонней) Stratocaster-формы, но перевернутой на 180° головой грифа. Подобное техническое решение не только производит известное впечатление на публику, но и позволяет создать исходный для Джими эффект реверсивных звукоснимателей – ведь здесь нижняя струна также становится самой короткой, а басовая – самой длинной, плюс бриджевый звукосниматель также установлен реверсивно, что в сумме дает более насыщенное и тёплое звучание. Корпус этой модели также ольховый с глянцевой отделкой, гриф – 21-ладовый (лады типа Medium Jumbo) с длиной мензуры 25.5" (648 мм), выполнен из клёна с кленовой же накладкой, имеет радиус скругления накладки 9.5" (241 мм). На обратной стороне грифа опять же воспроизведён автограф Джими. На гитаре установлены звукосниматели American Vintage ’65, и в её комплект также входит чехол. Модель Jimi Hendrix Strat MN выпускается в двух расцветках – чёрной (Black / BLK) и белой (Olympic White / OWT).

Но было бы неверно не рассказать о других рабочих гитарах Джими классического периода его творчества. Не приходилось ли вам задаваться вопросом, отчего бы многие имперсонификаторы великого музыканта, в числе которых и Ленни Кравиц (Lenny Kravitz ), отдают предпочтение гитаре Gibson Flying V – во всяком случае на сцене? А ответ прост: эта славная модель была вторым основным музыкальным инструментом Джими после Fender Stratocaster, и с августа 1967 по август 1970 года он был владельцем трёх таких гитар: первая (1967 года выпуска, но серии Original V / O.V.) имела роспись по корпусу, выполненную самим Джими; второй же «стрелой» (1969) была гитара с расцветкой корпуса Tobacco Burst. Третья «стрела» оказалась у Джими единственным заказным инструментом – уникальной левосторонней гитарой этой модели, и ан ней он играл с мая по август 1970 года, в том числе на знаменитом рок-фестивале The Isle Of Wight 30 августа. Также в арсенале Джими имелись две гитары Gibson SG – стандартная белой расцветки (1969) и левосторонняя натуральной расцветки, а также как минимум один Gibson Les Paul Custom (1956), на которой было частично отыграно несколько концертов в 1968 году. Поскольку вся история отдельных гитар Джими описана историками рок-музыки очень подробно, можно только удивиться тому, что великий музыкант относился к своим инструментам предельно прозаично и не делал из отдельных гитар фетишей – поиграл, и сменил на другую.

Как уже говорилось, цепь эффектов и усиления у Джими была сведена к минимуму – но не в силу каких-то предпочтений, а потому, что в конце 60-х никто еще таких цепей не строил. Таким образом, тот считающийся классическим сет, с которым Джими играл на фестивале в Вудстоке (1969) уже мог считаться сложным – две педали (причём одна с модулем управления), один эффект, два усилителя и четыре кабинета. Конкретно говоря и в порядке тракта от гитары к усилителям – квакушка Vox V846 первой серии, транзисторный фузз Dunlop Dallas Arbiter Fuzz Face (после смерти артиста на его основе была создана модель Dunlop Jimi Hendrix Fuzz Face Distortion Pedal) и педаль Univox Uni-Vibe, являющаяся четырёхуровневым фэйзером и исходно предназначенная для имитации эффекта аудиосистемы Leslie с вращающимися динамиками. Именно эта обработка ответственна за нестандартное звучание гитары Джими в его классических пьесах “Voodoo Chile” и “The Wind Cries Mary” и концертной версии гимна США “Star Spangled Banner” на фестивале в Вудстоке. Нужно отдельно отметить, что с обработками музыкант пользовался непривычно грамотно для тех лет – если большая часть музыкантов тогда «давила на фуз» и забывала о работе с усилителем, то Джими обеспечивал перегруз именно усилителем, а фуз и педали были для него именно обработками, а не средством получения финального звучания. Классическими для сценического сета Джими являлись 100-ваттные головы Marshall Super Lead и кабинеты Marshall 4×12 – с его подачи они и превратились в аппаратурную классику рок-н-ролла. Именно на их основе бренд Marshall разработал ограниченную серию усилителей Jimi Hendrix Signature Super 100JH ручной сборки. Но в студии и на репетициях музыкант пользовался и иными усилителями, в том числе 40-ваттным Marshall DSL40C с одним 12" динамиком Celestion Seventy 80 – естественно, в его винтажном варианте без цифрового ревербератора. Все же остальные умения за пределами гитар и простой сигнальной цепи воистину находились в голове великого музыканта – и можно только надеяться, что простота аппаратурного комплекта Джими подвинет каждого гитариста на поиск и совершенствование именно всего собственного музыкального мышления и навыков, а не обзаведеие максимальным количеством обработок. Как говаривал еще один гигантский поклонник Джими Закк Уйалд (Zakk Wylde), «сколько бы не было разбросано у тебя педалей по полу, играть лучше ты не будешь».

Поделиться: