СЕМЬ ПЬЕС, В КОТОРЫХ ВЫ НЕ ЖДАЛИ УСЛЫШАТЬ БЛОКФЛЕЙТУ

22.08.2017

СЕМЬ ПЬЕС, В КОТОРЫХ ВЫ НЕ ЖДАЛИ УСЛЫШАТЬ БЛОКФЛЕЙТУ

Как мы уже неоднократно говорили, блокфлейта – очень гибкий и универсальный инструмент, место которому найдётся и в инструментарии многих современных рок-составов. И доказательством тому служат семь нижеприведенных пьес, или наборов пьес, с изобретательным применением блокфлейты. Они не только интересны для прослушивания, но и являются руководством для включения фантазии музыканта и введения блокфлейт в аранжировку.

LED ZEPPELIN “Stairway To Heaven” (альбом “Led Zeppelin” (“Led Zeppelin IV”), 1971)

Самый главный, но далеко не хронологически первый пример уместного применения блокфлейт в этой очень английской по духу композиции. Партии блокфлейт во вступлении, принимаемые многими за клавишные партии, сыграны квартетом – точнее, наложением партий, исполненных бас-гитаристом группы Джоном Полом Джонсом (John Paul Jones). А на концертах они исполнялись музыкантом на меллотроне 400/D, который являлся прообразом современных клавишных секвенсоров, будучи записанными в его память, устроенную по принципу обычного ленточного магнитофона. Некоторые эксперты всерьёз считают, что непередаваемая атмосфера “Stairway To Heaven” создаётся не только гитарными соло Джимми Пейджа (Jimmy Page), но и этими блокфлейтами Джонса. 

Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=5FT7KZ0drPk


THE MOODY BLUES “Nights In White Satin” (альбом “Days Of Future Passed”, 1967)

Вторая полноразмерная работа британского квинтета положила начало его настоящей биографии в грамзаписи и стала классикой постбитловского психоделик-попа. Поэтому и расширение инструментария оказалось The Moody Blues более чем к лицу: вопреки тому, что вы увидите в первобытном видеоклипе, в самой известной пьесе квинтета звучит именно блокфлейта. Как неоднократно рассказывал в интервью фронтмен группы Рэй Томас (Ray Thomas), появление его в кадре с таким нероковым инструментом, как блокфлейта, могло быть по тем временам превратно истолковано. Сам же номер стал визитной карточкой группы, и при этом совершенно забылось о том, что он первоначально назывался “The Night: Nights In White Satin” и являлся замыкающей частью одного из первых в истории концептуального альбома.

Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=88uv7S9Bz9U


THE BEATLES “The Fool On The Hill” (альбом “The Magical Mystery Tour”, 1967)

Конечно, лучшая рок-группа всех времён и народов не могла обойтись без блокфлейты, тем более в период, когда усложнять аранжировки стало и модно, и интересно, и коммерчески выгодно. В пьесе на 90% собственного сочинения партии блокфлейты исполнил будущий Сэр Пол Маккартни (Paul McCartney). Перед нами тот удачный пример, когда блокфлейта вышла за пределы вспомогательного инструмента – весь придурочный картонно-деревянный героизм фильма-концерта “The Magical Mystery Tour”, смешанный с нешуточной печалью в музыке, просто требовал подобной, и опять же очень английской аранжировки и звучания.

Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=al2gj2WoBN4


THE JEFFERSON AIRPLANE “Coming Back To Me” (альбом “Surrealistic Pillow”, 1967)

Покуда англичане создавали громоздкие концепты и разнообразно шутили, на противоположной стороне Атлантики (точнее даже на побережье Тихого океана, в Сан-Франциско) усложнение музыкальных партий рассматривали как одно из средств решения общественных и личных проблем. Первопроходцы американского психоделического поп-рока The Jefferson Airplane не могли пройти мимо модных веяний – конечно, в этой смурной балладе блокфлейта играет вспомогательную роль, и всё же без неё страдания об утраченной любви в исполнении Грэйс Слик (Grace Slick) не были бы столь убедительны.

Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=Y43W5yMaZO0


FLEETWOOD MAC “Oh Well” (альбом “Then Play On”, 1969)

Парадокс: третий альбом на тот момент ещё британских и пока ещё блюз-рокеров рассматривается во всём мире как образец нового гитарного звука 60-х наряду с творениями Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) – тем не менее, здесь можно услышать и блокфлейту, хотя и в очень странной для этого пьесе. Ведь прямо с 1969 года номер “Oh Well” – настоящий манифест неистовой гитарной игры Питера Грина (Peter Green) но без серединного психоделического сегмента (примерно с 4'10") с партией блокфлейты воздействие этой вечной музыки на слушателя было бы несколько слабее того, чем оно есть на самом деле.

Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=wKjfjO2Y1H4


FOCUS “Delitiae Musicae” (альбом “Hamburger Concerto”, 1974)

Голландский квартет был одной из самых странных арт-роковых групп 70-х, прорвавшихся в мэйнстрим. Причем этот прорыв не в последнюю очередь случился из-за умений лидера группы, клавишника, флейтиста и певца Тийса ван Леера (Thijs van Leer) использовать в аранжировках флейту и блокфлейту в сочетании с мелодическим даром гитариста Яна Аккермана (Jan Akkerman). Если вы желаете услышать, что это значит на практике, причем во временном отрезке короче полутора минут – фактическое вступление к четвертому студийному альбому группы перед вами. И блокфлейта на месте.

Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=RV7uQ5GS4C4


IN SPE – программа альбома “In Spe” (1983)

Единственная работа первого состава эстонской группы In Spe (она же – «Синий альбом») – это, без шуток, величайший арт-роковый альбом, созданный, записанный и изданный на территории СССР. Немалое место в своеобразии звучания этой на 5/6 инструментальной работы занимают буколические блокфлейтовые пасторали в духе ранних альбомов первопроходца нью-эйджа Майка Олдфилда (Mike Oldfield), мастерски исполненные лидером группы и её основным композитором Эркки-Свеном Тююром (Erkki-Sven Tüür) и штатным флейтистом состава Петером Брамбатом (Peter Brambaat). Не в последнюю очередь благодаря применению деревянных духовых все пьесы “In Spe” звучат удивительно свежо и оригинально даже более чем треть века спустя после создания этой небанальной работы.

Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=46cmRkT6BCk

Поделиться: