САМЫЙ БРУТАЛЬНЫЙ КЛАВИШНИК

15.05.2019

САМЫЙ БРУТАЛЬНЫЙ КЛАВИШНИК

Не успеваешь уже и замечать, как меняются тренды в современной рок-музыке, относящейся к экстремальным или брутальным субстилям. Куда быстрее этот процесс идёт за океаном – и не особо влияет на то, что происходит на территории старушки-Европы, однако профессионал обязан знать о таких переменах. Какой там модный просто металкор – ему на смену уже пришёл прогрессивный металкор, непредставимый не только, скажем так, без нечеловеческой музыкальности в плане вокальных и инструментальных партий, но и без сочетания брутального и чистого вокала, а равно и не таких уж скромных клавишных партий. Говоря о подобной музыке, нельзя не пройти мимо одних из её изобретателей – американского, естественно, состава Between the Buried and Me.

А упоминая о группе Between the Buried and Me, невозможно пройти мимо её основного композитора, вокалиста и клавишника (и немного гитариста) Томми Джайлза Роджерса-младшего (Tommy Giles Rogers jr.). Говоря об этом составе и его лидере, профессиональные эксперты уже и не вспоминают ни про какой металкор – они уже давно называют стилистику квинтета прогрессив-металом, а то и бери выше – рок-музыкой для мыслящего слушателя. К этому немало оснований – и широчайшая музыкальная палитра коллектива, воистину от дес-метала и иных экстремальных субстилей буквально до блюза, и затейливые аранжировки с действительно немалым удельным весом клавишных партий. Вдобавок Томми ни от кого не скрывает тот факт, что сам он сочиняет музыку в основном именно на клавишных инструментах, но у нас об этом речь пойдёт несколько позже.

KORG на сцене

Как и большинство клавишников, работающих в современном мэйнстриме, пусть и смыкающимся с экстремальной сценой, Томми использует в концертной деятельности исключительно один клавишный инструмент, зато класса рабочей станции. Возможности есть – музыкант является эндорсером бренда KORG, и применяет его продукцию и в студии (как при создании исходных демо-треков, так и при записи финальных партий), так и на сцене. Хотя, скажем честно, Томми и в рамках Between the Buried and Me, и при создании своих немалочисленных воистину сольных альбомов (как под собственными именем-фамилией, так и под именем проекта Giles он выступает в роли человека-оркестра) не злоупотребляет богатством тембров клавишных инструментов.

Либо это атмосферная смурь, либо гитароподобные лаконичные партии, подобные тем, что вы могли слышать н альбомах королей американского прогрессив-метала Dream Theater их зрелого периода. Сам Томми утверждает, что его выбор рабочих станций KORG определён их удобством пользования, в том числе и на сцене, и, само собой, возможностью создания необходимых сэмплов. Кому и минимализм – богатство, но Томми остаётся самодостаточным музыкантом и в такой ситуации, и к тому же было бы безумием говорить, что клавишные партии играют в творчестве Between the Buried and Me самую важную роль.

KORG Triton Le-61 в Музторге

Две рабочих станции у Томми универсальны – и для студии, и для концертных вступлений. Это – модели KORG Triton Le-61 и KORG Krome-61. Первая из них – это облегчённая модель 2002 года из линейки Triton Le с 62-голосой полифонией и тон-генератором с системой синтеза KORG HI / Hyper Integrated, применяемом в линейках Triton и Karma. В память станции загружается 448 предустановленных и 64 пользовательских звуковых пэтча, 384 звуковых сценария (в каждом – до 8 пэтчей включительно) и 24 набора виртуальных ударных инструмента.

Возможно предварительное прослушивание пэтчей, а также поиск звуков и эффектов по категориям. Возможно управление при помощи 89 алгоритмов инсертными эффктами; также наличествует трехполосный стереофонический эквалайзер. Естественно, управление боьшинством эффектов допустимо и по протоколу MIDI. При этом 16-дорожечный MIDI-секвенсор обладает ёмкостью до 200 000 нот при разрешении 1/192 четверти. Венчает богатство возможностей этой рабочей станции два полифонических арпеджиатора с 221 паттерном, из которых 200 редактируемых, и 16 – пользовательских, а также функция RPPR (Realtime Pattern Play / Recording), допускающая запуск музыкальных фраз (до 74 на один песенный трек) посредством нажатием единственной клавиши.

KORG Krome-61 в Музторге

Особенностью рабочей станции KORG Krome-61 является не только её ориентация на создание уже готовых треков – как демо, так и рабочих для сцены и студии – но и на её музыкальность как отдельно используемого инструмента, опять же для концертных и студийных условий. Изюминка таких возможностей – в использовании полноразмерных незацикленных сэмплов, не в последнюю очередь ориентированных на достоверное воссоздание тембров концертного рояля и различных моделей электропиано. Krome-61 унаследовала от рабочей станции Kronos рояльный звук “German D Grand”, основанный на 88 полноценных сэмплах и эффекте демпферного резонанса.

Что же касается режимов электропиано, то здесь предусмотрена восьмиуровневая чувствительность к скорости взятия нот именно в этих режимах, что обеспечивает удивительную экспрессивность исполнения, весьма важную для партий подобного теоретически не очень гибкого инструмента. И это при максимум 120-голосой полифонии! Плюс данный инструмент имеет внушительную библиотеку звуков ударных, которые могут использоваться не только при предварительной аранжировке, но и в режиме реального времени («подстановка») при снятии триггерами динамики удара с живых барабанов прямо в студии и на концерте.

Novation Circuit в МузторгеПри предварительной студийной работе над музыкальным материалом Томми использует в основном бюджетную рабочую станцию KORG M50, работающую в архитектуре синтеза EDS / Enhanced Definition Synthesis, применявшуюся в моделях KORG M3 и KORG PA500/588. Фактически, главной особенностью EDS является технология плавного (а не дискретного) микширования сэмплов, до 4 одновременно, плюс возможность прямой эквализации каждого рабочего трека, в том числе ударных, посредством трёхполосного параметрического эквалайзера.

То есть именно то, что и требуется для многоликой музыки Between the Buried and Me. В «домашних работах» у Томми также принимают участие портативная MIDI-клавиатура / контроллер CME Xkey и грув-бокс Novation Circuit. Вероятно, это не самая привычная комбинация для создания довольно брутального прогрессив-метала, и тем не менее – из баловства с этими инструментами родилось не так уже мало пьес группы Томми.

Нужно помнить и о том, что Томми как вокалист имеет эндорсерские соглашения с брендами Sennheiser и Shure. Его основной рабочий микрофон – это динамический Sennheiser E935, а вот легендарный блюзовый – точнее, для блюзовой губной гармоники – микрофон Shure 520 DX “Green Bullet” используется им тогда, когда в студии нужно записывать партии воистину нечеловеческого вокала. Столь нестандартное применение этого микрофона компенсируется дотошной работой музыканта с голосовым процессором TC Helicon VoiceLive Touch 2, применяемым, им, впрочем, и на сцене. Остаётся только добавить, что для сочинения части материала Томми не пренебрегает своим первым инструментом, то есть гитарой – он пользуется инструментами брендов PRS и Ibanez, причём модель Ibanez S Classic является не только его старейшим инструментом, но и основной рабочей гитарой. Непривычное добавление к инструментарию одного из самых брутальных клавишников, не так ли?

Всеволод Баронин

Поделиться: