ПОЧЕМУ ДЕТИ БРОСАЮТ ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ (И КАК ЭТО ПРЕДОТВРАТИТЬ)?

18.08.2016

ПОЧЕМУ ДЕТИ БРОСАЮТ ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ (И КАК ЭТО ПРЕДОТВРАТИТЬ)?

Огромное количество детей начинает заниматься музыкой довольно рано, что неудивительно, ведь по словам психологов и музыкальных преподавателей - юные годы лучше всего подходят для того, чтобы начать постигать исполнительское мастерство. В некоторых школах есть специальные программы, в других случаях родители отдают их в музыкальные школы или нанимают частных репетиторов. Одним-двумя годами позже после начала обучения половина детей бросают занятия. Почему так происходит?

На это есть несколько причин:

  • Ребенок не имеет музыкального таланта (ну, по крайней мере, думает так);
  • Ребенок слишком занят другими активностями;
  • Ребенок ненавидит играть дома (несмотря на упрашивания родителей);
  • Ребенку не нравится его учитель.

Но настоящие причины отказа от музыкальных занятий зачастую кроются в тех факторах, которые дети не в состоянии объяснить себе и родителям. Это задача учителей и родителей – провоцировать в течение учебного года эти самые «волшебные моменты», чтобы ребенку хотелось продолжать заниматься и совершенствоваться в игре на инструменте. Вот некоторые причины появления проблемы и пути их решения:


1. РОДИТЕЛИ НЕ ОТНОСЯТСЯ К МУЗЫКЕ ТАК ЖЕ СЕРЬЕЗНО, КАК К ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Горькая правда в том, что множество не-музыкальных учителей и школьных администраторов не ставит музыку в один ряд с другими предметами, такими как математика, литература, английский или история – но родители должны это делать! Согласитесь, никто бы не позволил ребенку отказаться от уроков математики, не правда ли? Можно представить, сколько детей, услышав о таком, моментально воспользовались бы этой возможностью. Уясните для себя – очень мало школ, в которых все устроено идеально, и если вы очень хотите, чтобы ваш ребенок учился музыке, начните сами относиться к ней, как к основному предмету. 


2. ДЕТИ НЕ ЗНАЮТ, КАК НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ЛУЧШЕ

В отсутствии правильных инструментов преподавания и привычек тренировки, чтобы добиваться успеха в любом деле, любой ребенок захочет свернуть свою музыкальную деятельность довольно быстро. Роль учителей и родителей здесь в том, чтобы развивать эти привычки у ребенка, и начать это делать с самого первого занятия. Учителя должны научить ребенка, как и где нужно практиковаться, а главное – зачем и как. А родители должны получить хотя бы минимальное представление о том, как ребенок изучает музыку, чтобы быть в состоянии поддерживать его дома.

Не забывайте периодически делать видео-записи с игрой вашего ребенка. И если он говорит, что у него ничего не получается, просто покажите ему запись с первых уроков, где он едва понимал, как извлечь звук или взять аккорд. Ретроспективный взгляд и осознание каких-то более-менее ощутимых успехов всегда мотивирует!


3. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ ДУМАЮТ, ЧТО У НИХ НЕТ НИКАКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТАЛАНТА

Разумеется, иногда встречаются дети, которые способны взять инструмент и почти сразу начать здорово на нем играть. Это случается довольно редко, да и потом таких детей ошарашивает встреча со «стеной», о которую нужно побиться, чтобы выйти на новый уровень. Большинству же приходится проделывать долгий путь, чтобы начать сносно играть. Так или иначе, игра на музыкальном инструменте – это мастерство, и если посвящать ему достаточное количество времени, то КАЖДЫЙ ребенок в состоянии достичь каких-либо успехов. Пока ребенок осознает, как нужно практиковаться и что это нужно делать регулярно, он неизменно будет прогрессировать. Многие родители жалуются на то, что сами не имеют ни таланта, ни слуха и просто хотят, чтобы ребенку было лучше, чем им. Для того, чтобы поддерживать ребенка, не нужно иметь никакого таланта, нужно просто уметь наслаждаться музыкой и любить ее – когда поймете это, поддерживать чадо станет гораздо легче. 


4. ДЕТИ ПРЕРЫВАЮТ ПРАКТИКУ ВО ВРЕМЯ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ

Статистика показывает, что ученики, которые ничего не читают летом, оказываются очень сильно позади всего класса, когда возвращаются в школу осенью – то же самое и с игрой на инструменте. Целый год обучения может попросту кануть в небытие, если ребенку не говорят о том, что и летом нужно продолжать играть – конечно, не так много как в течение учебного года, но хотя бы регулярно. Первые звуки, доносящиеся из инструмента после долгого перерыва, могут настолько расстроить ребенка, что ему сразу захочется бросить свои уроки и никогда к ним не возвращаться.


5. ИНСТРУМЕНТ НАХОДИТСЯ В «АВАРИЙНОМ СОСТОЯНИИ»

Изношенные струны или клавиши, выгнувшийся гриф, трещина на тарелке – все это может нанести большой ущерб игре ребенка. Иногда неисправность практически незаметна, и оттого ребенок думает, что это он делает что-то неправильно. А это тоже очень сильно расстраивает. Сами дети, а в первую очередь, учителя и родители должны следить за тем, чтобы инструмент был в рабочем состоянии.


6. УЧИТЕЛЯ УСТРАИВАЮТ НЕДОСТАТОЧНО КОНЦЕРТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ГОДА

Лучший способ мотивировать учеников к занятиям и достижению успеха – это маячащие впереди выступления. Недели и месяцы репетиций не имеют никакого значения без официальных событий, без появления ребенка перед публикой. Каждое выступление – это как точка в определенном периоде, пусть это даже не экзамен и не зачет, а какое-то либо промежуточное увеселительное мероприятие. Для того чтобы добиться от учеников вовлеченности и упорства, учителя должны планировать выступления примерно каждые полтора месяца. Родители могут помогать, устраивая какие-то события у себя дома – будь то семейный ужин или день рождения бабушки. 


7. ОБЫКНОВЕННАЯ СКУКА

Родителям очень важно понимать, какую музыку любят их дети. Если даже ребенок пока не разобрался с собственными вкусами, у него надо спрашивать, водить его на концерты, ставить записи дома – что угодно, главное, в итоге добыть максимальное количество информации. Вполне возможно, в школе будут давать не самые интересные для конкретного ребенка упражнения. Для того чтобы он научился наслаждаться уроками, невероятно важно, чтобы он учился играть то, что нравится ему самому. Большинство песен и композиций можно найти в интернете, ноты, аккорды, табулатуры – все к вашим услугам. Если ребенок занимается с репетитором, поговорите с ним и попросите в дополнение к стандартным урокам добавить индивидуальную часть.


8. НАЛИЧИЕ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ДРУГИХ АКТИВНОСТЕЙ

Мы не хотим говорить, что музыкальные уроки должны идти впереди спорта, кружков по рисованию или танцев – но вместе с ребенком вам необходимо уяснить, что именно нравится ему больше всего, и не перегружать его только ради того, чтобы он был занят все время.

Конечно, как и в любом другом стоящем занятии, в музыкальной учебе случаются взлеты и падения. Да, детям нужно напоминать о том, что нужно заниматься дома – однако это не значит, что на них нужно постоянно давить или, наоборот, оставлять в полном одиночестве наедине с инструментом/учебой в принципе. Родителям необходимо быть крайне чуткими – нужно понимать, когда ребенку нужен перерыв в несколько дней, а когда вам лучше предложить вознаграждение за занятие – все дети разные. В любом случае, помните, что каждый ребенок на свете, при правильном подходе со стороны учителей и родителей, способен продолжать учиться и добиваться успехов в музыке.   

Поделиться: