ОСТОРОЖНЕЕ С ВИНИЛОМ!

03.09.2019

ОСТОРОЖНЕЕ С ВИНИЛОМ!

Винил вновь моден, и не первый год; и в России – тоже. Но вот незадача – издательских фирм, специализирующихся на выпуске записей именно на виниловых носителях очень мало, тем более в нашей стране. Заказ изготовления винила формата LP через посредников также вызывает вопросы, а его цена – тем более.

Говоря прямо, даже далеко не начинающий исполнитель в наши дни должен задать себе вопрос: нужен ли ему в каталоге виниловый артефакт с его записями, и готов ли он ради этого идти на разнообразные риски, в том числе совершенно не технологического, а в некотором смысле социального плана.

Верно сказано: «Винил – это как религия: или ты веришь в него, или нет». Поэтому не стоит разводить дискуссию о том, что звучит лучше – аналоговый носитель (винил) или цифровой (CD), и на дизайн какого из них приятнее любоваться. Лучше оценить плюсы и минусы, которые виниловый релиз, неважно какого формата (SP, EP или LP) даёт музыканту и его поклонникам.

Стоит начать именно с малых форматов – синглов (SP / Single Play, диаметр 7", скорость вращения 45 об. / мин.) и миньонов (EP / Extended Play, 33 об. / мин.). Эти форматы на самом деле хороши для коллективов, исполняющих музыку в диапазоне от панк-рока до экстремальных форм хэви-метала, и известны сотни примеров, когда тот или иной релиз на подобном «малом виниле» у подобных коллективов приобретал культовую популярность. Проблема здесь заключается в том, что в границах России эти форматы виниловых пластинок, также как и пластинки-«гранды» диаметром 10" не изготавливаются вообще. Географически ближайший производитель их – чешская компания GZ Media (из каталога которой, кстати, они тоже исчезали), но доставка подобного продукта в Россию обходится дороже самого продукта. Впрочем, всё в руках артиста или его менеджмента.

Однако, так уж сложилось исторически ещё с советских времён, подобные форматы у наших меломанов и коллекционеров популярностью практически не пользуются, в отличие от всего остального мира, где они являются серьёзными коллекционными объектами. Для нашего слушателя винил – это именно альбом формата LP (Long Play) диаметром 12" со скоростью вращения 33 об. / мин. Но давайте прежде всего смотреть на ситуацию трезво: для чего ваши слушатели и поклонники будут покупать виниловую грампластинку – чтобы её слушать или чтобы просто воздвигать на видное место и просто ею любоваться (и такое явление широко распространено)? Проигрыватели винила с соответствующим внешним звукоусилительным трактом есть далеко не у всех, а недопустимость использовать для меломанских радостей дешёвые проигрыватели китайского производства с корундовыми иглами уже, к счастью, осознана. Поэтому, вероятно, не прозвучит ужасным цинизмом призыв к тому, чтобы, определившись с LP-релизом, все усилия приложить именно к его качественному визуальному оформлению. И не только художественному дизайну обложки и вкладки, но и исполнению самой пластинки как артефакта на однотонном или разноцветном нечёрном виниле, либо вообще в формате пикчер-диска (Picture Disc), когда дизайн обложки переносится на сам виниловый диск. Собственно, так поступают сейчас и за пределами России – визуализация для грампластинки теперь явно первична. Хотя, конечно, качественный мастеринг исходной фонограммы именно под винил никто не отменял даже при том, что производители грампластинок сами делают заводской домастеринг поставляемых фонограмм. Опять же надо помнить о том, что большинство фонограмм для винила конвертируется в наши дни с цифровых носителей.

Отличный коммерческий ход – разработка нового оформления обложки и вкладки именно для LP-релиза, пусть и на основе такового для CD или компакт-кассеты (MC). Коль скоро такой дизайн по размеру велик, то всё внимание – на детали изображения, и вообще помните о том, что потребитель, даже самый искушённый, первым делом клюёт на обложку! Не забудьте и о формальностях винилового альбома – необходимо, чтобы выходная информация (имя артиста, название альбома и его номер) была продублирована на внешнем корешке конверта. С наполнением комплекта вариантов вообще масса: разворотный конверт, внешняя лакировка, помимо красочного конверта-вкладыша – плакат или открытки, да вообще что угодно. Никогда не стесняйтесь печатать обложку грампластинки и прочие бумаги для неё отдельно от винила, если у вас на примете есть хорошая типография – увы, но сами производители LP у нас не всегда обеспечивают толковое качество полиграфии.

Последнее, о чём нужно помнить: винил – это тяжёлая и не самая удобная даже в продаже часть мерчандайзинга артиста, к тому же, в случае не самой великой известности исполнителя, с долгим сроком реализации. Долгая реализация винила привычна в России даже для именитых групп уровня «Кипелова», поэтому необходимо подумать сто раз, прежде чем решаться на выпуск собственного LP. Вполне может быть, что в рамках сегодняшней моды на винтаж и аналоговый звук вам проще будет прослыть большим оригиналом и издаться на компакт-кассете. Одним словом – осторожнее с винилом, и не в том смысле, что его сильно не рекомендуется ронять.

Всеволод Баронин

Поделиться: