NIRVANA. ЧТО СТОИТ ЗА ЗВУКОМ ЛЕГЕНДЫ

12.01.2017

NIRVANA. ЧТО СТОИТ ЗА ЗВУКОМ ЛЕГЕНДЫ

Рады представить вам нашу новую рубрику «Equipment Легенд», которую мы начинаем со статьи о по-настоящему громкой и поистине легендарной группе, которая даже спустя более двадцати лет после прекращения существования, продолжает занимать первые строчки во всевозможных чартах по всему миру. Речь пойдёт о группе Nirvana. Мы хотим рассказать о том, что помимо неоспоримого таланта помогло стать группе Nirvana той, какой мы её знаем - о музыкальных инструментах.


Курт Кобейн – одна из тех личностей в музыкальной культуре, которая сумела перерасти рамки самой музыки и стать важнейшей частью культурного кода цивилизации. Одним своим появлением альбом Nevermind совершил несколько революций, фактически на десять лет похоронив такие жанры музыки как Hard Rock, Heavy-Metal, Thrash и другие направления металла. Более того, являясь андеграундом по духу, Nirvana и Курт сумели стать абсолютным мейнстримом в медиа-пространстве, одновременно привлекая как суровых длинноволосых байкеров, так и веселых тинэйджеров, умудряющихся на одной стороне кассеты иметь запись 2Unlimited, а на другой Nirvana. Хит «Smells Like Teen Spirit» прочно обосновался на танцполах самых продвинутых дискотек. А когда Курт покончил с собой, не выдержав сочетания постоянного внутреннего надрыва со звездным статусом (по крайней мере по одной из версий), его имя встало в один рад с самыми знаменитыми личностями в истории.

Задача нашей статьи, попытаться понять из каких элементов состоял звук Курта и всей группы Nirvana, ведь это звучание не только оказалось способным «поставить на уши» миллионы поклонников, но и стало определяющим для развития одного из самых популярных жанров в музыке – а именно Grunge.

Начнем мы, конечно, с гитар

Курт Кобейн был левшой, поэтому, как правило, он использовал левосторонние инструменты, однако далеко не всегда. Нередко он брал обычную правостороннюю гитару левым хватом и переставлял струны. Поэтому среди его любимых инструментов можно встретить как правосторонние, так и левосторонние гитары.

По сути, любовь Курта к гитарам ограничивалась брендом Fender и двумя моделями: Mustang и Jaguar. Первым, заслуживающим упоминания Mustang, была модель 1969-го года Lake Placid Blue „Competition“ Mustang, серийный номер F279651. Серия Mustang Competition выпускалась с 1968 по 1973 год, инструменты этой серии легко узнать по трем «гоночным» полоскам на корпусе. Эта гитара использовалась в записи альбома Nevermind и ее можно видеть в клипе «Smells Like Teen Spirit».

Lake Placid Blue „Competition“ Mustang как у Курта Кобейна

На этом фото не оригинальная гитара Курта, но максимально похожая на нее. Судьба оригинальной гитары точно не известна. По одной из версий, она висит на стене Hard-Rock Cafe в Австралии, но исследователи биографии Кобейна сомневаются в оригинальности представленного там инструмента.

Еще одним популярным Fender Mustang в руках Курта стал Fender Mustang Sonic Blue c полноразмерным хамбакером в бридже. На самом деле, этих, абсолютно идентичных инструментов, было три, но на концертах (в туре in Utero) использовались только два из них, а третий Курт даже ни разу не достал из коробки. Конечно, это далеко не весь перечень гитар Mustang, которые использовал Курт. Все их просто невозможно охватить в рамках данной статьи. 

Курт Кобейн с JaguarЧто касается гитар Jaguar, то абсолютно необходимо выделить гитару 1965 Sunburst Red faded Jaguar, серийный номер 95747. Эту гитару можно видеть во время тура 1991 года (эпоха Nevermind) и слышать на записи этого же альбома. Этой гитаре не повезло несколько раз сорваться с ремня и удариться об сцену, из-за чего на корпусе образовалось несколько характерных повреждений. Гитара была скрупулезно воссоздана Fender и запущена в серийное производство. В частности, ее можно приобрести в магазине «Музторг».

Особенности данного инструмента:
• Специально состаренные корпус из ольхи и элементы электроники
• Накладка грифа с перламутровой инкрустацией
• Головка грифа типа Stratocaster с логотипом в стиле 1950-х
• Кастомная система контроллеров звук-звук-тембр

Fender Stratocaster и Telecaster

Помимо бесчисленных Mustang и Jaguar, Курт нередко использовал Fender Stratocaster, причем предпочитал модели японского производства из-за более низкой стоимости (а Кобейн, как мы помним, весьма любил разбить гитару во время концерта). Он предпочитал инструменты со звукоснимателями-синглами, хотя встречались среди его Stratocaster и инструменты с хамбакерами. Наиболее близко к Stratocaster Курта, из тех инструментов, что производятся сегодня, подошел Fender American Standard  Также в начале 1994 года Курту прислали санберстовый Telecaster, который использовался во время тура In Utero. Сегодня максимально близкая модель к тому телекастеру, это, пожалуй, Fender American Telecaster

Jagtang. Рисунок Курта КобейнаЧто же касается знаменитой гитары Jag-Stang, которая тоже по праву считается одной из любимых гитар Кобейна, то с ней ситуация следующая: Как мы уже выяснили, Кобейн всегда любил Fender Jaguar и Fender Mustang. И когда представители компании предложили ему создать свою собственную модель, он попросту взял фотографии этих двух инструментов, разрезал их пополам, после чего склеил две половинки от разных инструментов вместе. После согласования всех спецификаций для Курта было изготовлено всего два инструмента Jag-Stang, а вручен и вовсе всего один, на котором музыкант играл некоторые шоу тура 1993-го года. Это инструмент голубого цвета. Мастером, ответственным за этот проект в Fender Custom Shop был Ларри Брукс. По его словам «Мы как раз занимались упаковкой красного Jag-Stang для отправки его Курту, когда узнали печальную новость». После чего инструмент Jag-Stang Fiesta Red занял место в музее Fender. А Jag-Stang Sonic Blue, на котором Курт успел отыграть несколько концертов, его вдова Кортни Лав подарила гитаристу R.E.M. Питеру Баку. Его можно наблюдать в клипе на песню R.E.M. “What’s the Frequency, Kenneth?”, причем, Питер держит его правосторонним хватом. Таким образом, Fender Jag-Stang хоть и является детищем Курта Кобейна, в полной мере его гитарой так и не стала, поиграть на ней он в полной мере не успел. Сегодня эта модель не производится. На рынке вы можете найти издания 1995-1999 либо 2003-2005 годов, однако есть шанс, что рано или поздно Fender вновь вернется к этой гитаре.

Педали обработки звука Курта Кобейна

В качестве основной педали Distortion во время концертной и студийной работы эпохи альбомов Bleach и Nevermind, Курт использовал педаль BOSS DS-1. Настройки педали при этом были следующие: Level – максимум, Tone – в районе 11 часов, Distortion – в районе 1-2 часов на студии, и максимум на концерте. Педаль эта использовалась до февраля 1992 года, после чего Курт стал использовать более новую версию BOSS DS-2. Настройки педали остались приблизительно теми же. Еще через некоторое время лидер Нирвана перешел на знаменитый Sans Amp Classic, который сегодня не производится. Для некоторых студийных сессий использовался MXR Distortion  Для создания эффекта хорус Курт часто использовал известную педаль Electro-Harmonics Small Clone. Он приобрел ее около 1990 года, и на всем протяжении карьеры педаль была одной из его любимых. Ее можно увидеть на практически всех концертных бутлегах, например Unplugged, а также на фотографиях к оформлению альбома In Utero. Альтернативой этой педали был Electro-Harmonics Poly-Chorus, которая использовалась на некоторых концертах тура in Utero. Еще одной педалью, которую часто использовал Курт, стал Electro-Harmonix Big Muff, это комбинация перегруза и сутстейнера, позволяющая сделать звучание гитары более протяжным и насыщенным.

Усилители Курта Кобейна

Курт Кобейн разбивает гитаруОдним из любимых усилителей лидера Nirvana был Mesa Boogie, причем ему нравился именно предусилитель в рэковой версии (Mesa Boogie Studio Preamp), который сегодня уже не производится. В качестве усилителя мощности использовались разные усилители (Crown, Crest 4801, Carver). Вторым любимым усилителем был Fender Twin Reverb который очень нравился Курту за чистый звук. Среди многих других усилителей, которыми он пользовался время от времени, стоит отметить  Fender Champ и Peavey Vintage. В качестве кабинетов, как правило, использовались Marshall 4x12, которые можно видеть на большинстве концертных фотографий. Такие же кабинеты использовались во время студийных сессий. Но вот динамики в них были разные. В разное время в кабинетах стояли Greenback 25 ватт, Celestion 75 ватт, Vintage 30 (по мнению техников, любимые динамики Курта).

Это, конечно, далеко не полный список, однако, самые основные модели мы постарались упомянуть. Самый важный вывод, который можно сделать, проанализировав оборудование одного из самых известных музыкантов в мире, состоит в том, что ничего неординарного или очень дорогого в этом наборе не было. Любой последователь Кобейна или просто любитель музыки Grunge способен получить звук как у кумира за относительно небольшие деньги (по меркам профессиональных инструментов, конечно), просто посетив музыкальный магазин. Ну а дальше – лишь ваш полет творчества. Дерзайте, и может быть, в мире появится новая звезда, достойная стать на один уровень с простым парнем из Сиэтла, который сам того не ожидая, стал одной из самых известных икон рок-музыки.

Поделиться: