НАЖАВ НОГОЙ НА МОЩНУЮ ПЕДАЛЬ

15.12.2016

НАЖАВ НОГОЙ НА МОЩНУЮ ПЕДАЛЬ

Конечно, как говорил великий рок-гитарист Закк Уайлд (Zakk Wylde), «сколько бы педалей не было разбросано по полу, играть лучше не станешь». С другой — не всякому современному музыканту по плечу подвиги группы AC/DC, где гитаристы играют на чистом перегрузе усилителей. Так что как музыканту обойтись без хотя бы минимального набора — педалей дисторшна (Distortion) и квакушки, она же Wah-Wah. И ещё одна деталь — на подобных обработках не то чтобы надо экономить, но их цена должна разумно соотноситься и с вашим бюджетом, и с классом вашей гитары.

Одна из лучших и, без преувеличения, легендарных гитарных обработок, доступных для каждого гитариста — педаль BOSS Distortion DS-1, находящаяся в серийном производстве с 1978 года. Причины популярности этой обработки, открыто называемой «лучшей дисторшн-педалью всех времен и народов» — это низкая цены, простота её схемотехники, механическая прочность корпуса и, само собой, яркий и вечно актуальный тембр звучания. Постоянно отмечалось и отмечается, что использование этой обработки придает звучанию гитары гармоническое богатство. Это неудивительно: DS-1 была разработана на стыке эпох — стадионный хард-рок уже уходил в прошлое, но и «американский металл» ещё не сложился как стиль, и эта педаль немало поспособствовала его формированию. Плюс ко всему схема педали легко подвергается кастомизации силами любого разбирающегося в своем деле звукоинженера. Звук DS-1 известен миллионам — её применяли, помимо прочих, столь разнородные музыканты, как Стив Вай (Steve Vai), Джо Сатриани (Joe Satriani) и лидер Nirvana Курт Кобэйн (Kurt Cobain). В свою очередь, обработка BOSS Turbo Distortion DS-2, отличающаяся от DS-1 наличием режима «Turbo» (I и II), обеспечивает при игре в нём более резкий и современный звук, идеально подходящий для сольных партий. В режиме «Turbo I» звук близок к старым экземплярам DS-1 японского производства, а режим «Turbo II» обеспечивает мощное и открытое звучание безо всякой тембральной расплывчатости. Эту обработку рекомендуется применять с мощными ламповыми усилителями Marshall или Mesa Boogie — транзисторные усилители неспособны раскрыть глубину её звучания. Возможно управление режимами при помощи выносной педали-переключателя, опциональная модель для такой коммутации — BOSS FS-5L.

Одной из самых мощных по звучанию обработок на сегодняшний день является BOSS Metal Core ML-2 — однако он предназначен не только для исполнения музыке в модном стиле «металкор», ей доступен любой экстремальный материал от хадкора и дес-метала до грайндкора. Особо нужно отметить резко очерченную атаку этого дисторшна и мощный фильтр — сочетание этих двух факторов позволяет очень точно воспроизводить самые заковыристые и зверские по звуку риффы. Глубокая регулировка НЧ-диапазона позволяет получать на обычной гитаре звучание инструмента с пониженным строем либо вообще 7-струнной гитары, а аналогичная регулировка ВЧ обеспечивает по-модному резкий и «жалящий» звук.

Бренд Marshall всемирно известен своими классическими гитарными усилителями, однако обработки его производства — это еще один пример вечной классики в области электрогитарного искусства. Все гитарные педали Marshall отличает единство консервативного дизайна и такое же консервативное в хорошем смысле слова звучание. Так, обработка Marshall BB-2 Bluesbreaker II объединяет эмуляцию естественного и прозрачного по звучанию лампового усилителя Marshall Bluesbreaker 60-х годов с естественным овердрайвом в режиме «Blues» и столь же естественный бустер с подстройкой его уровня посредством регулятора «Volume» в режиме «Boost». В первом случае данная обработка улучшает звучание ритм-партий, а режим «Boost» служит не только для подчёркивания звучания вашего усилителя — он может быть рекомендован для усиления сигнала с гитары при наличии звукоснимателей-синглов и длинных соединительных кабелей. Гораздо более серьёзной с точки зрения суровых гитарных героев является педаль JH-1 Jackhammer - одна из самых зверски звучащих обработок с режимами овердрайв («O/D») и дисторшн («Dist») в мире. По информации производителя, звук в режиме овердрайва близок к звучанию усилителей серии JCM 800 в режиме перегрузки, а дисторшн — к серии JCM 2000 — очевидно, в поддерживаемым данными усилителями режиме суперперегрузки. Регулировка параметров обработки осуществляется сдвоенными регуляторами вращения. Весьма важным видится введение регулировки «Contour», вырезающей из звучания СЧ-диапазон, причем регулировка «Freq» в свою очередь позволяет определить, какая именно полоса СЧ убирается из выходного сигнала. Режим дисторшна рекомендуется здесь исключительно для игры соло. Плюс ко всему JH-1 может с успехом использоваться при записи гитары напрямую в линию. Подкупает и исключительная механическая прочность корпусов обработок Marshall и наличие у них режима полного (пассивного) байпаса. По своим характеристикам эти обработки вплотную приближаются к ламповым педалям, которые не запитаешь от 9-вольтовой батареи.

Педаль Ibanez TS9DX Turbo Tube Screamer — это обработка для получения истинно современного гитарного звука. Она создана на базе классического и всем прекрасно известного овердрайва TS9 Tube Screamer, снискавшего популярность благодаря своей универсальности для разных стилей музыки. Коренное отличие TS9DX от предшественника — наличие дополнительного четырёхпозиционного переключателя режимов: «TS9» (стандартное звучание базовой модели овердрайва), «+» (чуть более жесткое и грязное звучание), «HOT» (несколько кранчевый звук с поднятым СЧ-диапазоном, схожий со звучанием стены усилителей) и «TURBO» с выделенным НЧ-диапазоном, идеально подходящий для исполнения современного альтернативного рока или ню-метала. Данная обработка допускает использование в роли бустера для ламповых и транзисторных комбоусилителей. При этом TS9DX обеспечивает совершенную прозрачность и читаемость звучания гитары при игре аккордов и риффов.

Педали-«квакушки» бренда Vox являются иллюстрацией принципа: «есть обработки Vox и все остальные». В рамках такой концепции не выглядит неожиданностью перевыпуск изготовителем педали Vox Wah V847-A, произведшей настоящую революцию в гитарном звучании конца 60-х годов. Важнейшей доработкой, внесенной в конструкцию, оказалось перерасчитанная катушка индуктивности, обеспечивающая более чистый звук и соответствующий требованиям современности динамический диапазон. Также у данной обработки теперь наличествует схема буферизации входного сигнала, предотвращающая прохождение необработанного сигнала с гитары при выключении самой педали. Модель Wah V845 также сконструирована на основе спецификаций полувековой давности, и её главные отличительные черты — защитное резиноподобное покрытие корпуса и возможность питания от внешнего блока 9 В, а не только от батареи. Звучание — классический звук «квакушки» Vox, и этим всё сказано.

Бренд TC Electronics ставил при создании обработки Dark Matter Distortion задачу воссоздания звучания ранних серий усилителей Marshall Super Lead Model 1959, известных также под «псевдонимом» Plexi. Результат известен — данная педаль обеспечивает и мягкий блюзовый кранч, и наглый, резкий звук с преобладанием ВЧ-диапазона, характерный для групп второй волны Британского вторжения 60-х годов. Особенностью данной модели является, помимо привычных для дисторшнов регулировок «Gain», «Level», «Bass» и «Treble», наличие переключателя «Voice», фактически вырезающего СЧ-диапазон из звукового спектра и одновременно обеспечивающий подъем в области НЧ. Одно движение руки — и вы переходите от традиционного звучания в духе AC/DC к современной альтернативной агрессии на границе ню-метала.

Отличные решения для начинающего рок-музыканта предлагает бренд Behringer — невзирая на невысокую цену и не самый солидный внешний вид, обработки его производства в высшей степени рекомендуемы для концертной работы. Так, педаль OD300 — это комбинированный овердрайв-дисторшн с плавной регулировкой между этими двумя эффектами, а не просто их выбором, что является не самым очевидным инженерным решением. Полный поворот вправо регулятора «Mode» — и вы переходите от мягкого овердрайва как у группы ZZ Top к почти что индустриальному звучанию. Обработка UM300 является экстремальным дисторшном («Ultra Metal»), пригодным в первую очередь для исполнения нелёгкой музыки. Его отличительная особенность — наличие трёхполосного эквалайзера с глубиной регулировки ±15 дБ и возможностью отдельного манипулирования диапазоном 200–5 000 Гц для формирования индивидуального звучания гитары. У Behringer также популярна педаль компрессора-сустэйна CS400, допускающий работу не только с гитарой, но и с клавишными инструментами, причем фактически в любых стилях современной музыки, до прогрессивного и арт-рока включительно. А если вам нравится звучание звукоснимателей-синглов на вашей гитаре, то невозможно будет обойтись без шумоподавителя NR300, уничтожающего трудноизбегаемые в подобной ситуации шумы и наводки. Эта обработка также имеет дополнительную петлю посыла-возврата, обеспечивающую уменьшение уровня шумов от внешних эффектов. Важно, что педаль сохраняет атаку сигнала и нюансы звукоизвлечения, никак не влияя на динамику звучания. Эти модели педалей Behringer — отличное введение в мир сценической обработки гитарного звука.

Поделиться: