НАПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО УДАРА - ОБЗОР МАЛЫХ БАРАБАНОВ

30.03.2017

НАПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО УДАРА - ОБЗОР МАЛЫХ БАРАБАНОВ

В отечественной музыкантской традиции 70-х — 80-х годов малый барабан ударной установки зачастую именовался «ведущим барабаном». Определение, быть может, не вполне корректное, но очень верное: звук малого барабана определяет звучание джазового или рок-состава пусть и не той степени, что основные инструменты, но вряд ли может считаться и чем-то незначительным.

Вспомните — именитые продюсеры 80-х иногда тратили на поиск звука малого барабана чуть ли не по три недели. Только один этот факт говорит нам о том, что выбор самого этого инструмента очень важен для музыкального коллектива в целом.

История малого барабана как самостоятельного музыкального инструмента прослеживается с конца XIV века, когда подобный барабан — по размерам, правда, близкий к современному тому, использовался в дуэтах с флейтой. К XVII веку малый барабан приобрел примерно современную геометрию и стал полноправным инструментом симфонических оркестров, а к концу 1920-х годов перекочевал на главное место в только еще складывавшейся в то время джазовой ударной установке. Дальнейшее известно, и знайте, что многие музыкальные эксперты делят эпохи в рок-музыке не только по звуку гитар, но также и по звуку малого барабана. Записанный с глубокой реверберацией, как то было заведено в 80-е, малый барабан у многих до сих пор вызывает массу вопросов, а зря.

Изначальный звук малого барабана зависит, естественно, от материала, из которого выполнена его обечайка — но также и от материала обручей (металл или дерево) и технологии их изготовления (литьё или штамповка). Для изготовления деревянной обечайки чаще всего применяются клён или берёза, если обечайка металлическая, то она выполняется из стали, латуни или бронзы. Стандарт диаметра малого барабана — 14" (356 мм), но в качестве дополнительного инструмента, имеющегося в установках таких виртуозов, как Нила Пирта (Neil Peart) из Rush или Майка Портного (Mike Portnoy, экс-Dream Theater), применяются барабаны диаметром 10", 12" или 13" различной глубины и, понятно, с иным звучанием. Такой барабан, как правило, располагается слева от основного. При этом литые металлические обручи дают звуку барабана большую мощность при некотором обрезании высоких частот, штампованный же обод отличается несколько меньшей конкретикой в суммарном звуке при его большей яркости. Нужно помнить и о том, что на звук барабана влияет и материал подструнника: стальные подструнники  дают больше высоких частот в финальном звучании, латунные — средних, бронзовые — низких. Рассмотрим практическую разницу материалов и размеров малых барабанов не примере обновлённой модельной линейки Soundworks прославленного японского бренда Tama. Все эти барабаны имеют стандартный для малого барабана диаметр 14".

Обечайка модели DKP146-MRK изготовлена из в меру экзотического материала — влагоустойчивой древесины капура (азиатской лиственницы) естественной окраски, обычно применяемой в капитальном строительстве. Однако не самая обычная структура этой древесины в сочетании с её достаточно высокой плотностью обуславливает яркое и одновременно приятное на слух звучание, что делает данный барабан в высшей степени пригодным и для концертной, и для студийной работы. Бренд рекомендует данную модель и для работы в составе симфонического оркестра. Толщина обечайки составляет 5 мм, число слоёв древесины в ней — шесть. Глубина барабана — 6". А малый барабан DMP1465-MVM имеет обечайку из клёна (толщина опять же 5 мм, 6 слоёв дерева), что обеспечивает ему открытый и мощный звук, характерный для кленовой древесины. Глубина этого барабана — 6.5". Хромированные обручи толщиной 2.3 мм располагают 10 отверстиями для крепления.

Модель LGB146-NQB — это оружие настоящего профессионала: изготовление обечайки из 12 слоёв бубинги, то есть африканского розового дерева, причём с высокой степенью натяжения, обеспечивает барабану очень чистый тембр звука с некоторым призвуком у края. Такое звучание идеально подходит для работы со  сложными ритмическими рисунками, а исполнение дроби на этом барабане возможно в диапазоне от пианиссимо до фортиссимо. Глубина барабана — 6", обручи модели Steel Mighty Hoop выполнены из стали толщиной 2.3 мм, и на нём установлены лаги модели Starclassic Lug. Вся фурнитура выполнена из углеродистой стали с последующей глубокой никелировкой. Число пружин на подструннике — 20.

Обечайка же малого барабана модели DST1465M 6.5x14 изготовлена из стального листа толщиной 1.2 мм — это обеспечивает чёткое и высокое звучание, что даёт возможность использовать его как основной и как дополнительный малый барабан в установке, несмотря на его «полный» диаметр и глубину 6.5". В хромированном обруче имеется 10 отверстий для крепления. На барабан этой модели устанавливается пластик Evans G1 Coated Batter Head.

Однако, какую бы конкретную модель малого барабана вы не выбирали для своей ударной установки, необходимо помнить, что выбор по индивидуальности звучания должен осуществляться лично вами. Ведь малый барабан в инструментарии коллектива любой стилистики, как мы уже говорили, не менее важен, нежели гитары или клавишные — и в его выборе барабанщик должен полагаться на собственную интуицию и поставленные перед собой музыкальные задачи.

Поделиться: