НА СЦЕНЕ, КАК ДОМА: АКСЕССУАРЫ ДЛЯ КЛАВИШНЫХ

18.07.2018

НА СЦЕНЕ, КАК ДОМА: АКСЕССУАРЫ ДЛЯ КЛАВИШНЫХ

Старинная музыкантская максима гласит: «На сцене нужно чувствовать себя как дома». На сцене и, прибавим мы, на репетиции. Пожалуй, именно исполнителю на современных клавишных инструментах подобный комфорт необходим в наибольшей степени – чтобы и профессионально исполнять свои партии, и точно управлять параметрами звучания инструмента. В современном мире добиться этого просто – главное, не забывать о тех аксессуарах, которые крайне облегчают работу клавишника на сцене.

Конечно, первая и важнейшая принадлежность для исполнителя на клавишных инструментах – стойка для них. Никогда не пренебрегайте использованием подобных стоек даже на репетициях и в домашних условиях – уронить со случайной поверхности клавишный инструмент легче лёгкого. Возможен выбор двух типов – во-первых, это «скелетные» стойки, конструктивно выполненные из металлических труб круглого либо прямоугольного сечения, начиная от самых простых и всем известных X-образных моделей вроде Denn DKS001, Rockdale AP-3201 или стоек производства бренда Quik Lok. Подобные усиленные стойки могут быть рассчитаны и на два инструмента – как, к примеру, модель Quik Lok T22 BK. Что же касается серьёзных профессиональных исполнителей, то им предназначены и серьёзные стойки, рассчитанные на большие динамические нагрузки, причем рассчитанные как на один инструмент, так и на два (KORG Standard-M-SV). Все подобные стойки допускают наращивание специальными кронштейнами до второго и следующих уровней, по числу одновременно используемых инструментов. Хороший пример бюджетного варианта подобного комплекта кронштейнов на один уровень – это Onstage KSA7500.

Второй тип стоек – это полукорпусные стойки в основном для электронных фортепиано, их конструкция выполнена из пластика и многослойной фанеры. Консервативный внешний вид подобных стоек, таких как Casio CS-44, Casio CS-67PBK или Yamaha L-85 не означает того, что разработчики не предусмотрели возможности их модифицирования – обычно подобные стойки допускают монтаж в них консолей с педалями для клавишных. Нужно отметить, что полукорпусные стойки рассчитываются на конкретный тип используемого вместе с ними инструмента, так что при их приобретении необходимо особое внимание.

Мы только что упомянули педали для клавишных инструментов, без которых профессиональная работа, да и домашнее музицирование на электронном фортепиано непредставимо без них. Минимальная комплектация в данном случае – это одна напольная педаль сустэйна, соединяемая с инструментом закреплённым в её корпусе кабелем длиной обычно 6' (1.83 м) с разъёмом TRS 1/4" (джек). К подобным педалям относятся, например, модели Onstage KSP100, Denn PRO SP001 и Yamaha FC4. Фортепианную тему развивают блоки из трёх педалей, предназначенные именно для использования с конкретными моделями электронных фортепиано, в числе которых Casio SP-33 и Yamaha LP-5A WH. Эти блоки, выпускаемые в чёрной и белой расцветках и, как правило, предусматривающие жёсткое сопряжение со стойками полукорпусного типа или самим фортепиано, представляют собой электронную копию педалей обычного акустического фортепиано, то есть педалей “Soft”, “Sostenuto” и сустэйна; в части моделей педаль сустэйна работает и в режиме полунажатия. Необходимый крепёж для подобных блоков педалей поставляется в комплекте.

В свою очередь, для работы с синтезаторами предназначены универсальные педали громкости, подобные модели Quik Lok VP26-U, совместимой с клавишными инструментами брендов Ensoniq, Korg, Kurzweil, Roland и Yamaha. Особняком среди подобных педалей стоит модель Boss FV-500H, которая может использоваться также в качестве педали экспрессии. Она допускает регулировку рабочего диапазона, а также оснащена отдельным выходом на тюнер; также возможна механическая подстройка жёсткости хода педали. Возможно использование этой педали в качестве педали громкости при игре на гитаре или бас-гитаре – в этом случае он подключается к инструменту напрямую. Особняком среди педалей для клавишных инструментов стоит модель Yamaha FC-7, являющаяся ножным контроллером с функцией фортиссимо. Педаль удобна в эксплуатации – угол рабочего хода и жёсткость хода педали регулируются, имеется и соединительная планка для сбора педали в механический блок с иными педалями.

Говоря о комфорте для исполнителя на клавишных инструментах, невозможно пройти мимо такого, казалось бы, незначительного аксессуара, как банкетка. Здесь фактически повторяется ситуация со стойками – можно осуществить выбор между современными складными конструкциями с X-образными опорами (серия Quik Lok BX, Rockdale 5106 и им подобные) и банкетками более традиционного дизайна с четырьмя ножками. К числу традиционных моделей можно отнести такие банкетки, как Fotura CB-100 BR или Vision AP-5102 BR, да и вообще их выбор более чем широк. Подавляющее большинство таких моделей, невзирая на совершенно традиционный дизайн, имеют регулировку сидения по высоте – обычно в диапазоне 470… 540 мм, а обивка сидений чаще всего выполнена из высококачественной экокожи, представляющей собой синтетический материал пористого строения, обеспечивающего должную воздухопроницаемость. Словом, выбор банкетки определяется и вашими требованиями к комфорту музыканта, и финансовыми возможностями.

Аналогичен подход и к такому очевидному и необходимому компоненту – тем более в отечественных погодных и транспортных реалиях – как защитные чехлы и кейсы для клавишных инструментов. Как известно, многие клавишные, особенно начального уровня, зачастую сразу комплектуются чехлом, однако ничто не мешает музыканту поменять его на более солидный, то есть с повышенной ударопрочностью, чехол или кейс. Понятно, что конкретный выбор чехла или кейса зависит от числа клавиш на инструменте и, соответственно, его габаритов. При выборе кейса для клавишных необходимо обращать внимание на удобство транспортировки собственно кейса в руках или за спиной и в особенности на максимальную защиту инструмента и в первую очередь его клавиатуры от всяческих внешних силовых воздействий. Крайне приветствуется наличие толстых, в сумме до 20 мм, мягких прокладок со стороны клавиатуры и органов управления инструментом. Эти прокладки могут быть и съёмными. Необходимо обращать внимание на наличие внутренних или внешних карманов, либо отдельных внутренних отделений для укладки блока питания, коммутационных кабелей, педалей и прочих некрупных аксессуаров. Весьма показательными в смысле предусмотренности всего вышеперечисленного являются чехлы AMC КЛВ2 В и AMC КЛВ3 В, второй из которых имеет жёсткие ножки и обладает возможностью крепления к колёсной тележке. В любом случае к выбору чехла надо подходить очень ответственно даже в том случае, если инструменту предстоят редкие перемещения на небольшие расстояния. А для защиты клавишных инструментов от пыли во время их нахождения на сцене рекомендуются накидки, подобные изделиям серии OnStage KDA70.

Точно так же, как и защитными чехлами, блоками питания (сетевыми адаптерами) с рабочим напряжением 9 В нормально комплектуются все клавишные инструменты. Но это ни в коем случае не мешает приобретению запасного блока питания на всякие непредвиденные случаи. Единственное требование – соответствие бренда блока питания и бренда собственно клавишного инструмента. Такое же требование может быть выдвинуто к кабелям коммутации, хотя, как можно понять, оно и выглядит несколько излишним.

Хотя тема работы клавишных инструментов с отдельными усилителями (как правило – комбоусилителями) широко не рассматривается, мимо неё пройти невозможно: какой же ты клавишник, если ни разу в жизни не пытался подключить инструмент к Marshall! Шутки шутками, но вопрос отдельного усиления для клавишных встает при выступлении музыканта как «человека-оркестра», или просто работе группы на репетиции или на малой клубной сцене. В таких ситуациях и применяются специально спроектированные комбоусилители для клавишных инструментов. Одним из самых простых и современных решений в этом случае является портативный (масса – 4.1 кг) ламповый усилитель Vox VX50-KB, специально разработанный для работы с клавишными инструментами и использующий в каскаде лампового усиления технологию Nutube. Утверждается, что звучание усилителя специально оптимизировано для работы с электропиано, однако VX50-KB отлично звучит с любыми клавишными за счёт применения коаксиального динамика Vox Original диаметром 8" (203 мм). Трёхканальная схема усилителя позволяет использовать оснащённый корректирующим переключателем фазы третий вход как обычный аудиовход либо микрофонный, причём каждый канал имеет отдельную регулировку уровня сигнала (до общего регулятора “Master”) и индикацию перегрузки. В схеме усилителя наличествует трёхполосный эквалайзер (Bass–Middle–Treble), а также отдельный выход для наушников и выход для подключения к внешней акустической системе.

Еще один портативный усилитель для клавишных – стереофонический Roland KC-220 четырёхканальной схемы, причём для микрофона на третьем канале имеется и балансный вход XLR. Важнейшим преимуществом усилителя изготовитель видит возможность работы не только от сетевого адаптера Roland PSB-12U, но и от 8 батарей типоразмера AA, для размещения которых в конструкции предусмотрен отдельный батарейный отсек. На самом деле преимущества KC-220 этим не ограничиваются – четвёртый канал имеет небалансные стереовходы RCA и полуфиксированную регулировку уровня сигнала, а в схеме усилителя имеется цифровой процессор эффектов с ревербератором и хорусом двух типов. Наличествует и двухполосный эквалайзер (Low–High), а также выход на наушники. Каждый из каналов 1–3 имеет отдельную регулировку уровня сигнала до регулятора “Master”. Выход для подключения к внешней акустической системе или системе усиления – с возможностью исопльзования моно- и стереофонического режимов. Собственная выходная мощность усилителя – 30 Вт (15 Вт × 2), а два заказных широкополосных динамика диаметром 6.5" (165 мм) и два твитера обеспечивают насыщённый звук во всём частотном диапазоне. После знакомства с подобными системами усиления остается только заметить, что возможности ваших клавишных инструментов могут быть расширены и за счет замены отдельных плат памяти, а также использования внешних звуковых модулей. Но это уже более тонкие материи, нежели просто грамотное использование вышеописанных аксессуаров, с которыми ваши клавишные проживут долгую и воистину творческую жизнь.

Всеволод Баронин

Поделиться: