МИКРОФОНЫ ДЛЯ РЭПА

20.12.2018

МИКРОФОНЫ ДЛЯ РЭПА

Говорить о современной, третьей по счёту, волне популярности рэпа в России довольно бессмысленно – рэп сейчас пользуется экстремально высоким успехом почти что по всему миру. А раз так, то масса молодых исполнителей метит в рэп-звёзды, и желает знать, что для этого необходимо. А необходим, помимо всего прочего, ещё и качественный микрофон, как для работы на сцене, так и для участия в рэп-баттлах и, само собой, записи в студии. К студийным и сценическим микрофонам предъявляются порой довольно противоречивые требования, но выбор микрофона для сцены и оценка студии по установленному там микрофону для рэпера – это право и долг самого исполнителя.

Поскольку возникновение рэпа как влиятельного стиля современной музыки более-менее чётко прослеживается от второй половины 70-х годов, то и требования к микрофонам для подобного отличного от других голосового и вокального искусства к нашему времени вполне успели сложиться. Эти основные требования, как то видится из анализа рекомендаций иностранных и, в первую очередь, американских экспертов, таковы: точная звукопередача во всём частотном диапазоне и достоверность передачи вокальной энергетики исполнителя при наличии плотного инструментального микса с известным акцентом на низкочастотной составляющей сигнала. Оба пункты понятны: рэп едва ли не в первую очередь – текстовое искусство, и именно текст обязан быть донесён до слушателя с максимальной точностью, а про инструментальные рэп-партии вы и сами знаете всё. Ключ к получению подобных результатов – подбор качественного конденсаторного микрофона как минимум для студийной работы.

Neumann TLM 103 в МузторгеРабота рэпера на современной концертной площадке чаще всего предваряется появлением его, точнее – исполненных им треков, в Интернете, а поэтому сперва стоит рассмотреть лучшие микрофоны для записи рэпа в студии. Пожалуй, не найдётся сейчас студийного эксперта в области рэпа или рэп-исполнителя, кто бы не вознёс похвалу микрофону Neumann TLM 103 с кардиоидной диаграммой направленности, оснащённому диафрагмой большого диаметра. Этот микрофон очень чётко передаёт исполнительскую экспрессию и вокальную детализацию, плюс обладает очень открытым и прямолинейным звучанием – то есть именно таким, какое и требуется от записей современного рэпа. Механическая конструкция корпуса такова, что массивная металлическая сетка в ряде случаев работает не хуже поп-фильтра. Низкий уровень собственного шума (7 дБ), диапазон воспроизводимых частот 20–20 000 Гц, гладкая частотная характеристика с небольшим подъёмом в высокочастотном диапазоне и невероятный уровень допустимого звукового давления 138 дБ обеспечивает прозрачное и чуть резкое звучание рэп-партий на записи. А для полного счастья необходимо использовать TLM 103 в связке с качественным микрофонным усилителем.

AKG Pro Audio C414 XLII в МузторгеАбсолютом в отношении записи рэп-партий заслуженно считается микрофон AKG Pro Audio C414 XLII, в идеале представленный подобранной парой AKG Pro Audio C414 XLII ST. В традиционном продюсировании он используется для записи ведущих партий инструментов, инструментального ансамбля в целом и хоровых партий. Мало того, что конструкция этого конденсаторного микрофона с большой диафрагмой и переключаемой диаграммой направленности (всенаправленная, кардиоида, широкая кардиоида, гиперкардиоида и «восьмёрка») восходит к легендарному микрофону AKG C12 1953 года – научный метод подбора пар микрофонов и сверхчистое звучание с диапазоном воспроизводимых частот 20–20 000 Гц и уровень собственного шума всего в 6 дБ обеспечивают полнейший реализм записи рэп-партий. Однако для многих студий такая пара – явный перебор, и тогда обратите внимание на гораздо более бюджетную модель AKG C214, к тому же представленную отдельным микрофоном, а не парой. Этот микрофон имеет кардиоидную диаграмму направленности и динамический диапазон 143 дБ, что при уровне максимального звукового давления 156 дБ (против 140 дБ у C414) обеспечивает сравнимое с топовой моделью качество записи.

Но для большинства, не посвященного в тонкости студийной технологии, рэп – это прежде всего сценическая агрессия. Следовательно, и концертный микрофон в руках у рэпера должен быть весьма устойчив к внешним физическим воздействиям и высоким уровням звукового давления. Поэтому рекомендации по сценическому рэп-микрофону мало отличаются от таковых для более привычных стилей музыки. В первую очередь обратите внимание на такую уже почти вечную классику, как кардиоидный динамический микрофон Shure SM58S, о котором за последние полвека сказано больше, чем о любом другом микрофоне в мире. Ещё одна крайне рекомендуемая модель Shure, и столь же классическая – это сверхстильно выглядящий 55SH Series II, имеющий особые заслуги перед рэпом – именно эту модель ветераны сцены ещё на заре 80-х разгоняли для получения максимальной динамики вокала, получившей название «эффект “Пружина Боб”» (Spring Bob). Обе эти модели имеют выключатель на корпусе. Тем же, кто считает своей стихией лирический рэп, в массе нюансов смыкающийся с вокальным соулом – скажем, в духе современной Никки Минаж (Nicki Minaj), не стоит проходить мимо динамического суперкардиоидного микрофона Seinnheiser E945 с очень тёплым и по-хорошему старомодным звучанием.

Shure SM58S в Музторге

Если же вас не устраивают и эти модели, но позволяет бюджет, то стоит обратиться к выбору Эминема (Eminem) – микрофону-передатчику Seinnheiser SKU5200. В условиях же малого бюджета да ещё и работы в формате рэп-дуэта рекомендуется радиосистема AKG WMS40 Mini2 с двумя микрофонами-передатчиками с картриджами D88 и двухканальным радиоприёмником. Кроме того, не следует пренебрегать и такой популярной моделью, как суперкардиоидный микрофон Shure Beta 58A и его беспроводными собратьями семейства Shure SLX2 Beta58. Только необходимо помнить о том, что коль скоро рэп позиционируется ныне как предельно правдивая музыка, то и микрофон для её исполнения обязан быть таким же правдивым, то есть обеспечивающим передачу всех нюансов динамики вашей рэп-партии. А конкретную модель сценического микрофона вы подберёте лично под себя.

Всеволод БАРОНИН

Поделиться: