МАСТЕР НИЗКОГО СТРОЯ

14.05.2019

МАСТЕР НИЗКОГО СТРОЯ

Трудно требовать от рядового меломана, чтобы он дотошно разбирался в стилях современной рок-музыки и тем более в особенностях гитарного звучания каждого из них. И тем не менее, даже персонажи не сильно «наслушанные», далеко не первый год знают, что столь популярный субстиль, как ню-метал (Nu Metal) фактически изобрела калифорнийская группа Korn. А раз так, то и представление о первом и главном гитаристе-первопроходце, начавшем не просто использовать в групповой игре низкий гитарный строй, но обратившем его в модный приём, у таких слушателей есть. Это – как раз гитарист и один из основателей Korn - Джеймс Шаффер (James “Munky” Shaffer).

Только не надо шутить о «струнах, опущенных так низко, что они цепляются за лады». Какую музыку сочиняет и исполняет Джеймс в рядах Korn, лишний раз объяснять не надо, но его профессиональная карьера началась в другой группе и с совершено другой музыкой. Первой профессиональной группой Джеймса был квартет L.A.P.D., записавший в 1989–1991 годах один EP и один полноразмерный альбом и музыкально двигавшийся в направлении таких уже популярных составов, как Red Hot Chili Peppers и Faith No More. Именно L.A.P.D. стал основой для группы Korn – помимо Джеймса, в неё перекочевала и старая ритм-секция.

James “Munky” Shaffer

Однако новое, ню-металлическое звучание новой группы, было основано не только на её наработках в области ритмики, но и на использовании непривычно тяжелого для рок-мэйнстрима гитарного звучания. А ключом к этому звучанию стало приобретение Джеймсом семиструнной гитары Ibanez Universe UV7 – и после этого пути назад не было. По сей день музыкант отдаёт предпочтение семи- и восьмиструнным инструментам именно Ibanez, хотя в студийной работе использует и гитары иных брендов.

James “Munky” ShafferНа сегодняшний день Джеймс имеет в своем распоряжении не менее четырёх гитар Ibanez Universe UV70P – с белой, чёрной, серой и зелёной расцветками корпуса. Эти именные инструменты виртуоза Стива Вая (Steve Vai) в сочетании с немалым набором гитарной обработки и своеобразным выбором усилителей, о чём речь пойдёт ниже, оказались средством создания того самого неповторимого, хотя и не для всех приемлемого звучания группы Korn – чрезвычайно тяжёлого, и одновременно иногда зафлэнжированного до не самой приятной для слуха «неустойчивости». А когда к 2000 году Korn сами стали большим именем в ряду мэйнстримовых групп, предложения о создании именной модели поступили от Ibanez уже лично к Джеймсу. Результатом их сотрудничества стала гитара Ibanez K-7, до сих пор применяемая музыкантом и в студийной, и в концертной работе.

Являясь дальнейшим развитием гитар серии RG, этот инструмент имеет корпус из красного дерева и 24-ладовый кленовый гриф с двумя вставками из бубинги (африканского розового дерева) и накладкой из палисандра. Длина мензуры грифа – 25 ½" (648 мм), профиль грифа – Ibanez Prestige, лады – типа Jumbo. Крепление грифа к корпусу – четырьмя болтами. На гитаре установлены тембрально злобные звукосниматели-хамбакеры DiMarzio PAF7 и бридж Lo-Pro Edge. Этот инструмент выпускался до 2006 года, а потом ему на смену пришла также именная модель Ibanez APEX1, отличие которой состоит в материалах грифа – это клён с вставками из венге (африканского палисандра) – и накладки грифа (розовое дерево). К 20-летию группы Korn в 2013 году была запущена в производство модель Ibanez APEX20 с аналогичной спецификацией и накладкой на гриф из палисандра и фиксированным бриджем Gibraltar Standard II-7.

Дальнейшим развитием линейки именных инструментов Джеймса стал гитара Ibanez APEX100 с аналогичной спецификацией, но с корпусом их ольхи и иной схемой установки звукоснимателей модели DiMarzio Blaze – сингл в нековой позиции, и хамбакер – в бриджевой. На этой гитаре установлен бридж Lo-Pro Edge 7. Аналогична ей модель Ibanez APEX200, имеющая корпус из липы. А верхом радикальности для нашего героя стала восьмиструнная гитара Ibanez RG8, формально относящаяся к линейке RG Standard. Корпус этого инструмента изготовлен из красного дерева, а 24-ладовый гриф с удлинённой мензурой 27" (686 мм) и профилем Wizard II-8 с радиусом скругления 400 мм – из клёна с двумя ореховыми вставками. На гитаре установлены два звукоснимателя-хамбакера Ibanez IBZ-8, трёхпозиционный переключатель звкоснимателей и по одному регулятору уровня выходного сигнала и тембра.

IBANEZ APEX200 в Музторге

Как уже говорилось, ещё одной основой звука группы Korn является связка гитарных обработок, применяемых Джеймсом на сцене и в студии. Сам музыкант часто называет свой рабочий педалборд «космическим кораблём» из-за его размеров, нестандартного подхода к построению сигнальной цепи и постоянных экспериментов с новыми компонентами. Так что, наверное, не так уж и неправы те эксперты, которые считают, что для музыканта звук гитар, невзирая на всю его насыщенность – это всего лишь аналог холста у художника, а вот краски – это именно набор обработок и усилителей.

Если отвлечься от постоянных улучшений и дополнений, то базовая цепь обработок у Джеймса выглядит следующим образом: переключатель каналов входного сигнала (с нескольких гитар) – педаль гармонайзера и «квакушки» DigiTech XP 100 – бас-гитарная (!) «квакушка» Dunlop Cry Baby 105Q – фейзер MXR Phase 90 – фейзер Electro-Harmonix Nano Small Stone – дисторшн Boss MT-2 Metal Zone – симулятор эффекта “Leslie” (кабинет с вращающимися динамиками) BBE Soul Vibe SV-74 – цифровой дилей Boss DD-6 – цифровой ревербератор Boss RV-5 – аналоговый мини-синтезатор Chimera Synthesis bC9 – аналоговый дилей Electro-Harmonix Memory Boy – цифровой дилей Boss DD-3 – ток-бокс (вокодер) MXR Talk Box. На выходе этой цепи стоит второй переключатель каналов, на сей раз для выбора конкретного гитарного усилителя. Кроме этих обработок, сам гитарист называет жизненно важными – как минимум для студийной работы – следующие гитарные эффекты: винтажный, 1978 года выпуска флэнжер-фильтр Electro Harmonix Deluxe Electric Mistress, педаль перегрузки Electro-Harmonix Big Muff, вибрато MXR Uni Vibe M68 и фэйзеры Boss HR-2 Harmonist и Boss PH-3.

James “Munky” Shaffer и Mesa BoogieЭтот головоломный набор обработок, как раз и призван вызвать к жизни тот самый одновременно перегруженный и «неустойчивый» звук гитары, однако к усилителям у Джеймса не менее причудливый подход. Музыкант не использует чистый и перегруженный каналы в одном усилителе – на сцене он просто переключается между различными усилителями, для чего в сигнальной цепи после всех обработок установлен ещё один переключатель каналов.

На сцене у Джеймса имеются две 150-ваттных «головы» Mesa Boogie Triple Rectifier Solo, усилитель Diezel VH4 и моделирующий усилитель Line 6 Flextone. Усилители скоммутированы с тремя кабинетами Mesa Boogie (4×12") с динамиками Celestion, а подзвучивание каждого кабинета осуществляется тремя микрофонами Shure – KSM27, Beta 52 и Beta 56A. В студии Джеймс также пользуется усилителями Marshall JCM 900 и Rivera Knucklehead. При сценической работе с перегруженным усилителем на сцене музыкант использует исключительно в промежутках между песнями шумоподавитель Pigtronix Gatekeeper. Одним словом, не стоит рассуждать о «висящих струнах», а стоит построить хотя бы несколько подобный сигнальный тракт при наличии соответствующей гитары и попробовать добиться той же радикальности гитарного звука, что получается у Джеймса на протяжении вот уже 26 лет.

Всеволод Баронин

Поделиться: