МАЙК ПОРТНОЙ: ТЕХНОЛОГИИ ГРОМОВЕРЖЦА

17.04.2020

МАЙК ПОРТНОЙ: ТЕХНОЛОГИИ ГРОМОВЕРЖЦА

Очень странно в наши дни измерять профессиональный уровень рок-барабанщика размерами его ударной установки. Но, коль скоро именно так очень часто поступали в 70-е годы, то к бывшему лидеру нью-йоркских прогрессив-металлистов Dream Theater Майку Портному (Mike Portnoy), являющемуся выдающимся поклонником рока именно той эпохи подобная оценка применима в высшей степени. Но дело не только в размере установки: виртуозность Майка превращает любые барабаны и тарелки любых брендов в визуальный фокус любого его состава сегодняшнего дня.

А коль скоро только основных составов у Майка на сегодняшний день три – Sons Of Apollo, Flying Colors и The Neal Morse Band – то и ударные установки для них у музыканта разные. Сам музыкант объясняет это просто: «Выбор той или иной конфигурации установки для конкретного состава определяется исключительно тем, как я вижу место ударных в музыкальном материале группы. Если этот материал подходит для моего самовыражения как исполнителя, в том числе и в смысле исполнения соло – номенклатура барабанов и тарелок в установке увеличивается. Так обстояло и обстоит дело в Dream Theater, Sons Of Apollo , Winery Dogs и отчасти в суперпроекте Transatlantic. Если мне надо играть простые номера с чёткой песенной структурой, как в группе Flying Colors, то я стараюсь использовать скромную установку. То же относится и к The Neal Morse Band, где я вижу себя просто гостевым музыкантом, играющим пусть и очень хороший, но всё равно написанный не мной материал». То есть с точки зрения серьёзного профессионала всё верно – ударные установки Майка идеально соответствуют сути материала, на них исполняемого.

Но это – идеология, а практика заключается в том, что все установки Майка объединяет одно – в них используются исключительно барабаны Tama и тарелки Sabian, причём музыкант является эндорсером этих брендов. За всю историю публичной карьеры Майка исключение было только одно – в 1993 году он перешёл на барабаны Mapex с корпусами из клёна, но эта модель почти немедленно исчезла из каталога, и таким образом Майк поддерживал несуществующий продукт, что вызывало массу вопросов со стороны поклонников. И в 1996 году, к моменту начала работы над альбомом “Falling Into Infinity” (1997) музыкант вернулся к барабанам Tama, точнее – к новой серии Tama StarClassic. Вообще же Майк, будучи сыном небедных родителей, мог позволить себе оборудование Tama с самого начала карьеры – белая установка с двумя бас-барабанами использовалась с первых дней существования группы Dream Theater (ещё под названием Majesty), и даже фигурировала на обложке единственного альбома “12 A.M.” (1986) исторически второй его группы Inner Sanctum. Нужно отметить, что Майк никогда не впадал и в грех чрезмерного изобретательства – исключение здесь опять же одно: в 1996 году он совместно со специалистами Tama разработал малый барабан размерностью 5½"×14" с регулируемым отдельной педалью натяжением пружин (на три позиции). Этот барабан использовался в составе установки “The Purple Monster”, на которой были записаны альбомы Dream Theater “Falling Into Infinity” и “Metropolis Pt. 2: Scenes From A Memory” (1999), и которые использовались в соответствующих турне. Но этот барабан оказался сложен в эксплуатации – с его педалью мог нормально работать только сам Майк, и в серию он не пошёл. Тем не менее, эта разработка дала жизнь именному инструменту Tama MP 1455 BU серии Melody Master – малому барабану размерности 5½"×14" с корпусом из 9 слоёв бубинги (африканского розового дерева). Эта модель оснащена тем самым трёхпозиционным переключателем натяжения пружин (OFF / LOOSE / TIGHT), но с ручным управлением. На барабанах установлены литые обручи с 8 позициями крепления. Аналогичную конструкцию с тем же переключателем натяжения пружин имеют именные модели Майка MP 125 ST (размер 5"×12") и MP 1455 ST (5½"×14") с корпусами из стальной поковки толщиной 1 мм.

Вершиной же компоновочных технологических изысков Майка так и осталась установка The Mirage Monster (названная так за прозрачные корпуса барабанов), на котором были записаны два последних альбома музыканта в Dream Theater, “Systematic Chaos” (2007) и “Black Clouds & Silver Linings” (2009), и которая занимала по ширине едва ли не треть немаленькой сцены. По существу, все последующие установки Майка – это в той или иной мере упрощённые варианты “The Mirage Monster”. Идея “The Mirage Monster” была проста – объединить установку Dream Theater с двумя бас-барабанами и упрощённую установку с одним бас-барабаном, на которой Майк обычно играл на своих мастер-классах и отчасти в проекте Transatlantic. Такая гибридизация привела к тому, что в составе установки оказалось не только два вышеупомянутых малых барабана MP 1455 ST (левый) и MP 125 ST (правый), но и навесной том 5½"×14" и два сиденья Tama HT430 Round Rider. Причём смена левой (два бас-барабана) и правой (один бас-барабан) установок и сидений может осуществляться прямо в ходе отдельно взятой пьесы на концерте, во время короткого гитарного или клавишного заполнения.

В минимальную номенклатуру “The Mirage Monster” также входят два бас-барабана 18"×22" и один 18"×20", навесные томы 7"×8", 8"×10" и 9"×12" и односторонний 5"×13", напольные томы 14"×14" и 16"×16" (два), ручной бас-барабан 14"×20", по два октобана OCT536 и OCT600 и октобан 7850N4L. Установка обычно дополняется октобанами OCT433 и OCT472, линейными колоколами LP 515 Studio, переключателем триггеров Roland PD-8, тамбурином LP Cyclops и мешком для палочек Pro-Mark JSBG. Пластики – Remo Controlled Sound (CS) Clear Black Dot на малых барабанах, Remo Emperor (верхние на томах и фронтальные на бас-барабанах, но с отверстием), Remo Ambassador (нижние на томах) и Remo Powerstroke 3 (рабочие на бас-барабанах). Плюс в составе установки имеется иное важное оборудование Tama – две педали бас-барабанов 18"×22" Speed Cobra HP910LS, сдвоенная педаль («кардан») для бас-барабана 18"×20" Iron Cobra Power Glide HP900PSW и стойка для хай-хета Iron Cobra Lever Glide HH905.

Как уже говорилось, из тарелок Майк отдаёт предпочтение продукции бренда Sabian по причине «максимально широкого воспроизводимого разнообразия звуков». Создаётся впечатление, что набор тарелок создаётся у Майка методом накопления и монтажа на различные установки, но даже здесь можно обнаружить некоторый эксклюзив, в том числе 15" тарелки для хай-хета, разработанные брендом специально под звучание проекта Transatlantic. Полная номенклатура тарелок в установке “The Mirage Monster” – около 30 позиций, однако после ухода из Dream Theater Майк довольствуется примерно половинным их количеством. Но кое-что остаётся на месте – как, например, неизменные ныне для музыканта 14" тарелки для хай-хета AAX Stage, а также крэш-тарелки 18" AAX Ozone, 18" AAXPlosion и 20" AAX V-Crash, все из бронзового сплава B20. Также на месте остались и тарелка 18" HHX Chinese и крэш-тарелка 19″ HHXplosion также из сплава B20 с характерным и достаточно сложным «тёмным» звучанием, современным и способным выделяться на фоне других тарелок. Наличествуют в установке по-прежнему и малые сплэш-тарелки 7" MAX, 9" MAX, 11" MAX, Medium MAX и Low MAX, а также сдвоенная тарелка-колокол 7" Radia Bell. И, наконец, пара тарелок, которыми Майк особенно дорожит и считает их едва ли не основой своего «верхнего» звука – это райд-тарелка 22" Custom V Shop Ride и 19" Paragon Chinese. Последняя из них была разработана по спецификации одного из кумиров Майка, великого барабанщика канадского трио Rush Нила Пирта (Neil Peart, 1952–2020) и является одной из ультимативных моделей каталога Sabian, отличающейся одновременно тёплым и мощным звучанием.

Остаётся добавить, что Майк много лет пользуется именными барабанными палочками ProMark MP420 Millenium II и TX420N Mike Portnoy из гикори (американского орешника) с нейлоновыми наконечниками, что обеспечивает яркое и разборчивое звучание при игре на столь внушительных установках. А коль скоро свои «ответы на Dream Theater» ныне существуют, наверное, в каждом уездном городе России, то музыкантам не только важно знать об инструментарии основателя коллектива, но и делать из принципов комплектации установок Майка важный вывод о необходимости соответствия ударной установки исполняемому на ней сложному материалу.

Всеволод Баронин

Поделиться: