ЛЕННИ КРАВИЦ. 300 ГИТАР КОРОЛЯ ПОП-ФАНКА

24.05.2019

ЛЕННИ КРАВИЦ. 300 ГИТАР КОРОЛЯ ПОП-ФАНКА

Ленни Кравиц (Lenny Kravitz) – очень странный в преломлении наших масс-медиа артист. Несмотря на то, что музыкант дважды приезжал в Россию с совершенно аншлаговыми концертами в столицах, у нас он воспринимается не как современный музыкант, и даже вовсе не музыкант, а всего-то вроде как некий слабосветский персонаж. К сожалению, у нас Ленни действительно любят только настоящие меломаны и те, кому полагается относиться к нему уважительно по статусу: действительно профессиональные музыканты, звукорежиссёры и саунд-продюсеры. А как, спрашивается, таким людям не уважать персонажа, записывающего и продюсирующего свои альбомы фактически в гордом одиночестве?

Однако Ленни Кравица следует ценить не только профессионалам – подумайте, именно этот музыкант не на словах, а на деле заново изобрёл ретро-рок и поп-фанк тогда, когда сам термин «ретро-рок» употреблялся хорошо если 20 экспертами по обе стороны Атлантики, причём крайне редко и робко, да и то часто в негативном смысле. Нельзя сказать, что в 1989 году или чуть позже Ленни был одинок – ретро-альбомы выходили тогда и у других музыкантов, взять хотя бы группы The Black Crowes или Burning Tree. Зато Ленни с самого начала использовал в студийной и концертной деятельности исключительно винтажные гитары и бас-гитары, и придерживался этой практики аж до начала 2000-х годов, когда перестал возить такие инструменты в турне.

Ленни Кравиц на сцене

Даже в студии Ленни теперь иногда пользуется новодельными репликами великих моделей гитар былого – по словам музыканта, «всё дело исключительно в звучании инструмента, если оно подходит к конкретной песне – я сыграю нужную партию на современной гитаре». Тем не менее, на сегодняшний день у Ленни в распоряжении около 120 винтажных гитар из более чем 300, являющихся у него в большей или меньшей степени рабочими. Со всеми тремястами не разберёшься, да и такой необходимости нет – но нужно знать, при помощи каких инструментов и обработок музыкант добивается звучания, восходящего к первой половине 70-х годов и в конечном счёте местами воспроизводящим его.

Ленни Кравиц и Epiphone SorrentoПо словам Ленни, его первой настоящей рабочей гитарой была акустическая Yamaha со звукоснимателем и предварительным усилителем. Но моментом откровения для него стал поход в музыкальный секонд-хэнд в Лос-Анжелесе и решительная «проба пера»: гитара Epiphone Sorrento (1962) в сочетании с усилителем Fender Tweed Deluxe дала понять юному музыканту, что это такое – чистый звук 70-х, которому он внимал на записях своих любимых Sly & The Family Stone. Интересно отметить, что и сейчас в арсенале артиста имеется как минимум пара таких усилителей 1957 года выпуска, однако ныне Ленни пользуется ими для получения естественного грязного звучания, не прибегая к помощи фуза или иных подобных обработок.

Музыкант всегда числил в своих кумирах в смысле игры на гитаре таких разнородных артистов, как Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), Би Би Кинга (B.B. King), Уэса Монтгомери (Wes Montgomery), Джимми Пейджа (Jimmy Page) и Кенни Баррела (Kenny Burrell) – и, возможно, именно поэтому не тяготел к каким-то определённым моделям инструментов. Однако без выбора определённого бренда дело не обошлось: гитары Gibson сопровождают Ленни с самого начала его профессиональной карьеры и в студии, и на сцене.

Ленни Кравиц и Gibson Flying V Lenny Kravitz Signature ModelТочнее говоря, это две модели Gibson, и при этом всем известные и универсальные: Gibson Les Paul и Gibson Flying V одинаково пригодны и для вечно молодого поп-фанка, и для молодецкого хард-рока не без ретро-элементов в духе Led Zeppelin – как известно, именно этой группой в «чёрном» варианте Ленни в единственном лице пытался стать на целом ряде своих сольных альбомов. 17 лет назад вторая из этих гитар стала основой для именного инструмента 2002 Gibson Flying V Lenny Kravitz Signature Model, выпущенного, правда, исчезающей малой серией. Эта гитара подробно воспроизводила все конструктивные особенности Gibson Flying V выпуска 1967 года (таких гитар у Ленни имеется четыре экземпляра), но внешне отличалась позолоченным (!) металлическим пикгардом и аналогичной накладкой на паз анкера на голове грифа. Однако Gibson Flying V никогда не используется в студии – только и только на сцене!

История же взаимоотношений артиста с Gibson Les Paul началась очень рано, когда он обменял свою первую рабочую электрогитару Fender Jazzmaster на Gibson Les Paul Deluxe. Как мы видим, дороги назад не было: и на последнем выступлении в России в 2014 году музыкант работал на сцене исключительно с гитарами Gibson Les Paul с различными расцветками корпуса. Впрочем, концертные инструменты подбираются Ленни исходя из наилучшего взаимодействия с настоящим бешеным виртуозом, вторым гитаристом своего состава Крэйгом Россом (Craig Ross, экс-The Broken Homes) – единственным музыкантом, с которым наш герой постоянно работает и в студии, причём с 1991 года. Безусловно, в силу своей универсальности Gibson Les Paul хорошо взаимодействует с разнообразными гитарами Крэйга, создавая на сцене ясное и чёткое разделение звука между двумя музыкантами.

Ленни Кравиц и Gibson Les Paul GoldtopВ студии и на сцене Ленни также использует гитары Gibson Les Paul Studio, Gibson Les Paul Goldtop (1959), Gibson 20th Anniversary 1957 Les Paul Custom Black Beauty и 1959 Gibson Les Paul Replica Black Over Flame Top Series. Вторая и третья из этих гитар оказались основными инструментами при записи одного из его главных хитов последнего десятилетия, титульного номера альбома “Strut” (2014), а последняя восхваляема её владельцем за громкий и чистый тон, ясно слышимый в самом неразборчивом концертном миксе. Самым же необычным Gibson Les Paul, на котором музыканту довелось играть – это чёрная гитара, являющаяся репликой инструмента, принадлежавшего музыканту группы The Doors Робби Кригеру (Robby Krieger) 1954 года выпуска. Достаточно часто в 90-е годы

Ленни на сцене использовал гитары Gibson Custom ES-5 Switchmaster, Gibson SG ранних серий, Fender Stratocaster и уже упоминавшийся Epiphone Sorrento. В 2012 году артист стал одним из первых обладателей реплики этой гитары, выпущенной малой серией под маркой The 50th Anniversary “1962” Sorrento Outfit с миниатюрными звукоснимателями-хамбакерами серии Gibson USA. Естественно, что такой поклонник ретро-звука, как Ленни, не смог избежать работы и с вполне очевидными гитарами, а именно Gibson ES-335 и Gibson ES-355. Когда дело доходит до акустических партий, артист предпочитает записывать их при помощи действительно непревзойдённых инструментов, а именно: Gibson Hummingbird самых различных серий и годов выпуска.

В области гитарных обработок музыкант тяготеет к синтезу винтажного и относительно нового оборудования – но если ты отдал душу настоящему поп-фанку образца 70-х, без некоторой небольшой «расшатанности» и даже «неустойчивости» в гитарных ритм-партиях, тем более на концертах, не обойтись. Эта задача решается Ленни посредством использования винтажных педальных обработок – фейзеров MXR Phase 90 1974 года выпуска (причем ручного монтажа и сборки) и MXR Phase EVH-90, плюс флэнжера MXR Flanger EVH-117; две последних педали – именные обработки Эдди Ван Халена (Eddie Van Halen). Аналогичным целям служит и хорус Analog Man Mini Chorus. Важненйшими обработками для гитар Ленни также являются аналоговый овердрайв Fulltone Full-Drive 2 Mosfet, компрессор-микшер («параллельный компрессор») Cali76 TX-P и компрессор Origin Effects SlideRIG, изначально разработанный для применения со слайд-гитарой. Также музыкант использует на сцене компрессов MXR M-102 Dyna Comp, октавер Boss OC-3 Super и дисторшн Boss MT-2 Metal Zone.

Ленни Кравиц на сцене

А в области студийного гитарного усиления Ленни остаётся приверженцем технологий былого. Про естественно перегруженные усилители Fender Tweed Deluxe 1957 года мы уже упоминали, но в данном конкретном случае они являются всё же скорее гитарной обработкой. Естественно, что ретро-подход к изначально старообразному музыкальному материалу требует использования классических комбоусилителей Vox AC30, которые он вообще считает «основой основ гитарного усиления», а раз так, то музыкант не ограничивается только винтажными экземплярами.

Также в студии активно используются комбоусилители Fender Pro Reverb AB668 и Fender '65 Twin Reverb, которые, по словам Ленни, «лично для меня способны в большинстве случаев заменить Marshall». Совершенно особняком в комплекте усилителей стоит Gibson GA-5T Skylark выпуска 1967 года с выходной мощностью всего 5 Вт, но дающий чистейший звук в сочетании с гитарой Gibson Les Paul, и потому активно применяющийся в работе над лирическими песенными номерами.

Ленни Кравиц на сцене

Остаётся только добавить, что как вокалист Ленни отдает предпочтение – во всяком случае в сценической работе – микрофонам Audio-Technica 4054. По словам его FOH-инженера Дэйва Нэтэйла (Dave Natale) выбор именно этой модели обусловлен тем, что данный микрофон очень хорошо взаимодействует с рэковым микрофонным предусилителем Focusrite ISA 110 и лимитером Manley, установленными в рэк у микшерного пульта. Воистину, технология работы Ленни в студии и на сцене базируется исключительно на сочетании комфорта исполнителя и его подлинной любви к ретро-звучанию. Идеал Ленни Кравица? Безусловно!

Всеволод Баронин

Поделиться: