КОРОЛЬ СКОРОСТИ: ИЗ 80-х – И В БЕСКОНЕЧНОСТЬ

29.06.2018

КОРОЛЬ СКОРОСТИ: ИЗ 80-х – И В БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Уроженца Стокгольма Ингви Мальмстина (Yngwie J. Malmsteen), справляющего 30 июня своё 55-летие, масса людей, даже  близких к рок-н-роллу, склонна воспринимать как очередного калифа на час родом из 80-х – мало ли их там было… Однако не всё так просто – Ингви не просто один из символов рок-80-х. Это, прежде всего, один из немногих гитаристов, явившихся на нелёгкую сцену 80-х уже с полностью сформировавшимся звучанием, которое совершенно заслуженно вскружило голову не только, как мы видим, собратьям по шести струнам.

Мир всегда един – то, что законопослушному советскому гражданину виделось совершеннейшей дичью в середине 80-х, в том числе и культ Ингви у местных юных металлистов, ни в малейшей мере не являлось нашим отечественным ноу-хау. Но молодой шведский музыкант стал одной из икон рок-музыки 60-х совершенно заслуженно – он первым из европейцев стал героем-гитаристом нового поколения. До его явления широкой публике подобные музыканты появлялись только  на американской сцене – достаточно вспомнить Эдди Ван Халена (Eddie Van Halen) и Рэнди Роудса (Randy Rhoads, 1956–1982). Причём гитарным героем Ингви стал именно в США, перебравшись туда в 1982 году после похвал журнала “Guitar Player” – об этом многие сейчас забыли, а то и вовсе не знают.  Ингви стал первым известным гитаристом в истории рок-музыки, который открыто декларировал в качестве своих главнейших источников вдохновения не столько собратьев по инструменту старшего поколения, сколько композиторов-класиков И.-С. Баха и Никколо Паганини. Виртуозное владение инструментом, доступный авторский музыкальный материал, изрядная эксцентричность в поведении и высказываниях – что ещё нужно, чтобы стать в молодом возрасте (а на период первых реальных коммерческих успехов с альбомами групп Steeler и Alcatrazz Ингви было 20 лет!) настоящей рок-звездой? И не забудем о том, что у нас в России отношение к шведскому виртуозу всегда будет особым: 20 его выступлений с составом Yngwie J. Malsteen’s Rising Force в Москве и Санкт-Петербурге в январе-феврале 1989 года при очень приличном заполнении залов стали для нас одним из первых окон в актуальную на тот день западную рок-музыку. А для всего мира Ингви – это человек, вставший во главе бума инструментальных гитаристов-виртуозов 80-х, и всколыхнувший интерес к классической музыке в рок-сообществе. Достаточно сказать, что на волне коммерческого успеха Ингви уже в 1986 году в музыкальном училище Беркли уже был введён спецкурс по изучению и исполнению классических музыкальных произведений.

Единственная идея требует для её разработки единственного музыкального инструмента – и что же, Ингви всегда отдавал предпочтение гитарам Fender Stratocaster выпуска 1968–1972 годов с чуть большим, чем обычно, пером грифа, улучшающим сустейн инструмента, корпусами белого цвета и, что самое важное, скалопированными грифами, выполненными из клёна. Выбор Fender Stratocaster был предопределён инструментами главных кумиров молодого Ингви – Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore) и Ули Йона Рота (Uli Jon Roth, экс-Scorpions), идея же скалопирования была позаимствована у лютни XVII века, которую некогда осваивал юный музыкант.

Основной рабочей гитарой Ингви и в студии, и на сцене с 1978 по 1994 год являлся Fender Stratocaster 1971 года (с наклейкой “Duck” на пере грифа), в оригинале оснащённый звукоснимателями-сигнлами DiMarzio HS-3 в крайних позициях и синглом Fender посередине. Сам Ингви заменил грифовый и средний звукосниматели на собственные именные DiMarzio YJM и установил на гитару высокие лады модели Dunlop Super Jumbo; скалопирование грифа очевидно. Именно этот инструмент стал физическим прототипом для серии из ста его точных копий. Однако для записи соло Ингви применяет другой Fender Stratocaster также 1971 года (с наклейкой “1” на корпусе) с тремя звукоснимателями DiMarzio YJM, заводским тремоло с тремя пружинами Wilkinson и переделанным на четырёхвинтовое крепление грифа к корпусу. Аналогична этой гитаре и спецификация инструмента, условно называемого “№2”, на этой гитаре выпуска 70-х годов музыкант записывает ритм-партии. Сам Ингви утверждает, что комбинация этой гитары, усилителя Marshall с кабинетом Marshall 4×12 и инструментального микрофона Shure SM57 даёт «самый настырный звук в мире». А на сцене гитариста и сейчас частенько можно наблюдать с Fender Stratocaster 1968 года (условно “№3”) с обратной (левой) геометрией пера грифа.

Именно Stratocaster с наклейкой “Duck” стал прообразом крупносерийной именно модели Ингви – Fender Yngwie Malmsteen Stratocaster MN с корпусом из ольхи в расцветки «состаренный белый» (Vintage White). Эта гитара имеет 21-ладовый гриф с длиной мензуры 25.5" (648 мм), ладами Dunlop 6000 Super Jumbo и скалопированной накладкой из красного дерева с радиусом скругления 9.5" (241 мм). Профиль грифа – Modern C. Конфигурация установки звукоснимателей – как указано выше, два Dimarzio YJM у грифа и посередине и один Dimarzio HS-3 у бриджа. На гитаре установлено тремоло American Vintage Synchronized и в комплект инструмента входит твидовый кейс. Также имеется модель данной гитары с накладкой на гриф из палисандра и тремя именными звукоснимателями Seymour Duncan STK-S10 YJM Fury. Часть псевдоклавишных партий на поздних работах Маэстро записаны на подобных гитарах, доработанных путём установки на инструмент 16-канального MIDI-звукоснимателя Roland GK-Kit-G-MIDI, в данном случае сигнал с гитары подаётся прямо на DI-бокс. Выбор акустических гитар у Ингви тоже жёсток – его любимыми инструментами являются Ovation Viper CV68 с нейлоновыми струнами. Для сценической работы он применяет две таких гитары с корпусами чёрного и белого цвета, а в студии Ингви использует и акустическую гитару Carvin AC175 Thinline. Когда дело доходит до самостоятельной записи партий бас-гитары, что у Ингви случается часто, в дело идут также классические инструменты – Fender Precision 1952 года и Fender Jazz Bass 1962 года с накладкой грифа из розового дерева.

Усилители Ингви тоже не выбирает – точнее, выбор один: это Marshall и ничто другое. Достаточно долго музыкант работал с усилителями Marshall JMP 50 Mk II выпуска 1971–1972 годов – так, знаменитая «стена гитарного звука» (до 80 усилителей!) на сцене собиралась именно из них. Затем, что совершенно естественно, бренд разработал для музыкантам именную модель Yngwie Malmsteen YJM100, допускающую переключение выходной мощности между 50 и 100 Вт, а также оснащённую встроенным ревербератором, шумоподавителем и бустером-овердрайвом. В начале карьеры Ингви работал с кабинетами Marshall 4×12, оснащёнными 30-ваттными динамиками Celestion G12, но затем предпочёл им 75-ваттные динамики того же бренда.

Основными гитарными обработками для Ингви на протяжении пары десятилетий так и остались классический овердрайв-предусилитель DOD 250 и шумоподавитель Boss NS-2. Причём сейчас эти обработки вместе с рядом других (в том числе с моно- и стереофоническими дилеями Korg DL 8000R) упрятаны в рэк, управляемый ножным контроллером MasterMind MIDI. Непременная принадлежность сценического сета гитариста с начала его карьеры – педальный бас-синтезатор, в данный момент это Roland PK-5, сменивший на этом посту сверхзаслуженный Moog Taurus I. Также на сцене – ревербераторы Roland DC-10 и DC-20 Analog Echo. И, понятно, Маэстро не может работать без «квакушки» Dunlop Cry Baby!

И естественный вопрос – «что у Ингви прямо в руках?» Музыкант использует на электрогитарах струны Fender Super Bullet (в комплекте 008, 011, 014, 024, 034, 046 либо 048), а на акустических – нейлоновые Dean Markley Master Series. Медиаторы Ингви – заказные Dunlop Delrin толщиной 1.5 мм. Как видите, музыкант, открывший новые горизонты для огромного числа собратьев по оружию на всей планете не экспериментирует с инструментами и оборудованием, а просто использует по максимуму модели тех брендов, которым хранит верность уже чуть не 40 лет. И не надо после этого спрашивать – «а в чём залог гитарного звука Ингви, помимо его уникальных умений?»

Всеволод Баронин

Поделиться: