KAOSSILATOR: ЭТИ ЗАГОГУЛИНЫ ЗВУЧАТ!

27.06.2017

KAOSSILATOR: ЭТИ ЗАГОГУЛИНЫ ЗВУЧАТ!

О таких свершениях современных технологий, как портативный синтезатор с прямым вводом информации принято говорить возвышенно: «Сбылась мировая мечта человечества». Каоссилятор (kaossilator), ведущий свою родословную от ди-джейских пэдов Kaoss выполнен практически в форм-факторе планшета, а то и смартфона – но это полноценный музыкальный инструмент, а никакая не игрушка.

Причем инструмент, не требующий клавишного или струнного контроллера для ввода музыкальной информации: соответствующее программное обеспечение в буквальном смысле слова заставляет звучать загогулины, рисуемые пальцем на экране.

Идея создания музыкального инструмента, управляемого, грубо говоря, движением рук, витала в воздухе с момента возникновения электронных музыкальных инструментах. При этом первым именно электронным инструментом стал терменвокс (в англоязычной терминологии – theremin), управляемый движением рук и тела исполнителя. Идея «рисования загогулин», хотя и на более высоком уровне, занимала и создателя самобытного советского синтезатора АНС Евгения Мурзина – основным устройством ввода этого инструмента была не клавиатура, появившаяся в его конструкции позднее, а вращающиеся стеклянные диски с протравленными фотохимическим методом в маскировочном покрытии прозрачными дорожками, модулирующими проходящий через них световой поток. Соответственно, на таких дисках можно было что-то нацарапать и от руки… Несколько позже и британский модульный синтезатор EMS Synthi 100 допускал подключение аналогичного оптического модуля ввода – правда, как запасной вариант создания звуковых коллажей. То есть идея создания такого инструмента, как Kaossilator, не с потолка взята – можно сказать, что человечество шло к ней минимум с 1920 года, года изобретения терменвокса.

Однако базовая модель каоссилятора, KORG Kaossilator Pro, именуемого производителем «фразовым синтезатором», оказалась представлена лишь в 2010 году – она оказалась дальнейшим развитием тачпэд-контроллера / процессора KORG Kaoss Pad KP3, вплоть до унифицированного металлического корпуса. Усовершенствованная модель каоссилятора Kaossilator Pro+ выпускается с 2013 года. Ключевая разница этих двух инструментов – в различном способе ввода информации: у Kaoss Pad дискретно снимается сумма положений точки касания пальца с тачпэдом по двум осям, у каоссилятора перемещение пальца оформляется на выходе как непрерывный поток цифровой информации. Перемещение по тачпэду каоссилятора по горизонтали обеспечивает изменение высоты музыкального строя в пределах одной или двух октав – данный параметр зависит от выбранного инструментального сэмпла; для некоторых сэмплов он даже превосходит две октавы. Вертикальное перемещение осуществляет модуляцию выбранного звука – посредством его можно управлять в том числе такими параметрами, как глубина модуляции и частота среза. Всё вышесказанное – это самая базовая исполнительская техника каоссилятора, и коль скоро Kaossilator Pro+ является базовой моделью данного инструмента, то имеет смысл рассказать о ней подробнее.

В память Kaossilator Pro+ загружены 250 сэмплов различных музыкальных инструментов, как традиционных (от рояля и трубы до барабанов), так и электронных. В их числе – 26 сэмплов ударных, в том числе PCM-сэмплы популярного перкуссионного синтезатора Wavedrum. Таким образом, при известной ловкости и умениях исполнителя всего один каоссилятор позволяет исполнять музыку в самых разных стилях. Это тем более просто, если учесть наличие у инструмента функции Loop Recording, допускающей запись отдельных музыкальных фраз длительностью до четырёх тактов (с назначенной длиной и уровнем выходного сигнала) и дальнейшего использования их в качестве аранжировочных или ритмических петель. Для записи таких петель здесь имеется четыре отдельных банка Loop Recorder с возможностью наложения загруженных сэмплов, а также сэмплов с линейного аудиовхода каоссилятора. У каждого банка имеется отдельное кнопочное с подсветкой управление записью петель, что обеспечивает музыканту весьма широкие исполнительские возможности во всяком случае в поле современных электронных стилей. Режим записи визуализирован – при записи петель тачпэд меняет подсветку с зеленого на красный. Помимо аудиовхода имеется и микрофонный вход, дающий возможность микшировать с инструментальными сэмплами не только чистый вокал, но и обрабатывать его при помощи 15 загруженных вокодерных программ.

Информация бренда KORG представляет каоссилятор как инструмент с «неограниченными исполнительскими возможностями» – действительно, при помощи функции Musical Scale возможно использование одного из 35 представленных вариантов музыкального строя, вплоть до такой экзотики, как испанский или индийский (рага). В сочетании с функцией Key подобное назначение строя позволяет избежать фальшивых нот при игре, а функция Note Range определяет и переопределяет тональность исполняемых нот. Динамика исполнения может быть усилена посредством функции Gate Arpeggiator, построенной на основе программного арпеджиатора грув-машин KORG Electribe EMX-1 и Electribe ESX-1 и предназначенной в первую очередь для создания энергичных грувов. Эта функция синхронизирует исполнение записанных паттернов и темпа. Посредством слайдера возможно управление временем или скоростью гейта. Темп задается вручную либо вводится с помощью функции Tap Tempo.

Оптимальным является сохранение записанных петель (лупов), сэмплов от вешних инструментов и пользовательских настроек на картах памяти SD и SDHC. Кроме того, наличие разъёмов MIDI IN / MIDI OUT и порта USB позволяют использовать каоссилятор в качестве внешнего контроллера для MIDI-устройств. Облегчить работу с каоссилятором призвана программа Kaossilator Pro+ Editor – она обеспечивает архивацию пользовательских петель и редактирования параметров MIDI-контроля. Данная программа может быть бесплатно скачана с Web-сайта компании KORG.

Полную универсальность каоссиляторам KORG придает их совместимость – так, все данные, записанные при помощи Kaossilator Pro+, экспортируются для работы с Kaossilator 2S, и наоборот. Оправданный подход, поскольку Kaossilator 2S является более простой и воистину мобильной моделью с уменьшенным тачпэдом и несколько сокращенным функционалом – 150 инструментальных сэмплов и два банка для записи петель, допускающие микширование петель и / или их кроссфэйд, управляемые с тачпэда. Аналогично здесь управляется и арпеджиатор. Плюс данный каоссилятор оснащен инструментальным входом и встроенным микрофоном. Сохранение информации возможно на карты памяти форматов MicroSD и SDHC, а малые габариты и вес и возможность работ от 4 батарей типоразмера AA превращает Kaossilator 2S в настоящий «полевой инструмент», позволяющий записывать новые музыкальыне идеи когда угодно и где угодно.

Говоря о каоссиляторах, невозможно не упомянуть иные подобные инструменты бренда KORG, в первую очередь секвенсор Electribe2S, ориентированный в первую очередь на создание агрессивной танцевальной музыки. Он соединяет в себе все преимущества грув-машин Electribe ранних моделей и каоссилятора – в нём также применяется тачпэд для создания мелодической основы, что делает Electribe2S более универсальным по назначению, нежели просто продвинутый ритм-бокс. Из каоссилятора сюда перекочевала функция Touch Scale, позволяющая создавать мелодии прямым вводом с тачпэда. Эта грув-машина – желательный компонент вашего инструментального комплекта и в том случае, если вы собираетесь быть не просто гением усложнённого, действительно профессионального ди-джейства, но современным электронным музыкантом. При всей универсальности современных устройств подобного рода легче конструировать свой состав в привычных личностных терминах, и в такой ситуации Electribe2S – незаменимый секвенсор. Также весьма универсален фразовый сэмплер Roland SP-404SX, модернизированная модификация сэмплера Roland SP-404, ориентированный больше на самостоятельную работу вне сцены и создание исходных демо. В конструкцию интегрирован малый тачскрин Sub Pad для выбора и повторения сэмплов, как библиотечных, так и созданных пользователем самостоятельно. А универсальной бас-гитарой из будущего в чисто электронном составе или в руках человека-оркестра оказывается басовый синтезатор KORG Aira TB-3 Touch Bassline, созданный на основе легендарного «танцевального синтезатора» TB-303 разработки 1981 года, и имеющий сверхчувствительный тачпэд. 134 загруженных сэмпла включают в себя все исторические звуки TB-303, переработанные по технологии Analog Circuit Behavior. Для пущей неожиданности творческого процесса имеется режим генерации случайных паттернов.

Конечно, каоссилятор и другие вышеперечисленные инструменты пока не очень привычны не то что широкой публики, но даже и традиционно мыслящим музыкантам. Однако вспомните всем известный пример из истории рок-н-ролла – ведь ничто не помешало Джимми Пейджу (Jimmy Page) превратить уже упоминавшийся теремин в ненамного меньший символ группы Led Zeppelin, нежели собственное уникальное гитарное мастерство. Так что задумайтесь о горизонтах, которые открывает перед вами каоссилятор и подобные ему устройства.

Поделиться: