ИЗБРАННЫЙ МУЗЫКОЙ. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДАРОНА МАЛАКЯНА

18.11.2019

ИЗБРАННЫЙ МУЗЫКОЙ. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДАРОНА МАЛАКЯНА

Для многих миллионов слушателей в масштабах всего мира американская (или, как указывается во всех современных освещающих рок-музыку, справочниках, «армяно-американкская») группа System Of A Down – просто очередной модный коллектив, исполнявший смутно понимаемый, но весьма высокоэнергетичный новый хэви-рок XXI века. Музыкальное новаторство и музыканты, его обеспечивающие на деле, остаются у широкой публики за бортом их внимания…

А ведь без несомненных талантов гитариста Дарона Малакяна (Daron Malakian) как композитора и аранжировщика System Of A Down никогда не стали бы столь популярным коллективом…

Да и не только System Of A Down – без сайд-проекта, а фактически собственной группы музыканта Scars On Broadway, где он выступает также в роли вокалиста, современная фолк-металлическая сцена потеряла бы многое. Справедливости ради надо сказать, что и материал System Of A Down на полном серьёзе почитался и почитается многими за фолк-метал, но это мнение скорее стоит списать на национальный состав популярной группы и фантазии экспертов. Однако такой персонаж, как Дарон, просто по происхождению не мог не стать музыкантом, и потому он справедливо указывает в своих интервью: «Я просто не мог не стать рок-музыкантом».

А начиналось всё, как и у массы иных заокеанских рокеров, с записей группы Kiss, которые Дарон услышал в весьма нежном возрасте – в четыре года! За ними последовали актуальные на тот момент альбомы Оззи Осборна (Ozzy Osbourne) и групп Van Halen и Judas Priest, а также, не удивляйтесь, Depeche Mode. Естественным оказался и его интерес к группе Slayer, но всё переменилось в 17 лет – Дарон открыл для себя не только The Beatles как группу с обширным, и не только раним, рок-н-ролльным каталогом, но и сольные альбомы Джона Леннона (John Lennon). По собственным словам Дарона, «если кумирами многих моих школьных друзей так и остались герои-гитаристы 80-х, то для меня Леннон стал больше, чем кумиром. Он – тот музыкант, у которого я учился писать песни и отвечать перед своими коллегами, а потом и слушателями, за каждую инструментальную партию… да и за каждое спетое слово». Последнее замечание не лишнее – даже в рядах System Of A Down Дарон записывал в студии не только все партии гитар и клавишных инструментов, но и «не менее 90%» партий бас-гитары, а также писал тесты «всех припевов и примерно половины куплетов». Странное дело – плохим примером для Дарона всегда был альтернативный рок 90-х годов, невзирая на то, что те же System Of A Down воспринимались многими как сверхновая рок-альтернатива XXI века.

Поэтому практически очевидно, что определяющим на протяжении всей полу- и профессиональной музыкантской карьеры Дарона было его тяготение к чистому звуку как поклонника одновременно The Beatles и гитарного звучания начала 80-х. Причём желательно оформленному сразу в «подключённом» виде – отсюда и пристрастие к цельнокорпусным электрогитарам. Исключений здесь очень мало: акустическая гитара Gibson Blues King с верхней декой из ели и нижней декой и обечайкой из африканского розового дерева бубинги, которой он пользовался во время акустических сетов в ходе турне с группой Scars On Broadway летом 2018 года; полуакустическая гитара Gibson ES-150DC, использовавшаяся для запис части ритм-партий для второго альбома Scars On Broadway “Dictator” (2018) плюс аналогичный и совершенно классический инструмент Gibson ES-335, на котором музыканту доводилось играть на сцене.

Основной же гитарой музыканта ещё со школьных лет является Gibson SG, причём различных моделей этого почтенного инструмента в пользовании Дарона на сегодняшний день насчитывается не менее шести. Основной из них являются Gibson SG 1962 с корпусом чёрной расцветки, которую Дарон использует и как инструмент для игры с естественным дисторшном усилителя – в данном случае применяется усилитель Marshall JMP100 с одним кабинетом 4×12, причём его чистый канал имеет заводскую конфигурацию, второй же канал переделан для получения максимального гейна. Совершенно прямолинейная связка «гитара-усилитель» записывается при этом необычным образом, изобретённым лично Дароном: одна стена в студии полностью завешивается акустическими гитарами с заглушенными струнами, и на эту стену направляется кабинет. Сигнал снимается микрофоном в точке, находящейся примерно на полпути от кабинета до «стены гитар», результатом чего становится звук с резкими обертонами. В этой же технике записываются также ритм-партии гитары Gibson SG Special 1964, оснащённой аутентичным тремоло и комбинацией из звукоснимателя-хамбакера и сингла P-90, что обеспечивает открытый звук, обладающий при этом должной атакой. У музыканта в наличии также имеется Gibson SG Special 1964 с двумя звукоснимателями P-90.

Кроме того, Дарон записывает ритм-партии на гитарах Gibson Korina Flying V выпуска начала 80-х годов (таких гитар у него две), Gibson Custom 50th Anniversary 1958 Korina Flying V, Jackson RR5 Randy Rhoads Flying V с звукоснимателями-хамбакерами, Jackson RR1T Randy Rhoads Flying V (с звукоснимателем Gibson в бриджевой позиции) и Jackson RR24 Randy Rhoads с активными звукоснимателями EMG. Судя по интервью музыканта, эти шесть гитар также использовались на студийных записях в сочетании с «акустической стеной», описанной выше. А в 2009 году бренд Gibson по спецификации Дарона выпустил малую серию гитар Custom Shop SG Ebony с установленным на ней тремоло Maestro Vibrola. Этот инструмент известен по использованию в ходе реюнион-тура группы System Of A Down 2012 года, перед которым на гитару был установлен позолоченный пикгард.

Помимо этих инструментов, Дарон играет и на более привычных гитарах – Fender Stratocaster (как минимум одна из них имеет накладку грифа из розового дерева), Gibson Les Paul Standard и два Fender Jazzmaster. Правда, Jazzmaster используется музыкантом почти исключительно для получения, как он выражается, «греческой тональности» – точнее говоря, в этом случае Fender Jazzmaster 1962 используется исключительно в связке с усилителем Divided By 13 FTR-37. Имеется у Дарона и настоящая мечта звёздного гитариста, двухгрифовый инструмент Gibson EDS-1275 (6 + 12 струн) – как раз модель, некогда прославленная лидером Led Zeppelin Джимми Пейджем (Jimmy Page).

Необходимо упомянуть и о гитарах Ibanez Iceman, которыми Дарон пользуется с середины-конца 90—и в студии, и на сцене – и пристрастие к которым идёт у музыканта ещё с юных лет, от его кумира Пола Стэнли (Paul Stanley) из Kiss. Первой из подобных известных гитар у музыкантам появилась модель Ibanez Iceman IC100, с которой он работал как минимум полтора года, но в самое позднее 2000 году её сменила Iceman IC300, на которой Дарон ухитрялся иногда отыгрывать целые концерты без смены инструмента. Через два года он обзавёлся уже кастомной моделью Iceman ICX120, причём с корпусом, расписанным его отцом. Этот инструмент с грифом с длиной мензуры 24.75" (629 мм) стал прототипом для именной модели Дарона Ibanez Iceman DMM1 / Daron Malakian Mark 1. Параллельно музыкант играл на серийной модели ICX120, у которой длина мензуры составляла 25.5" (648 мм).

Дарон никогда не был поклонником широкого использования гитарных обработок в любых ситуациях, полагая, что для получения нужного звучания ему вполне достаточно любимой гитары и хорошего усилителя, но есть и редкие исключения… Главное из них – это педаль BOSS MT-2 Metal Zone, которую музыкант называет «лучшей педалью для хэви-металлического дисторшна», однако же сам работает с ней в основном при создании новых пьес на демо-уровне. В сценическом педалборде Дарона также имеются тюнер BOSS TU-3, «квакушка» Vox V848 Clyde McCoy, фейзер MXR M101 Phase 90 (в основном для исполнения сольных партий) и два цифровых дилея – BOSS DD-5 и Strymon DIG Dual. И опять же никаких выкрутасов – все обработки используются строго по назначению и далеко не во всех сегментах исполняемых пьес.

Несмотря на понятное уважение музыканта к выбранным им усилителях, о которых частично говорилось ранее, Дарон и здесь прибегает к разумной достаточности – основой его студийного и концертного сетов являются усилители Marshall (Super Lead 1959, JCM800, MF350 Mode Four, 1959SLP Plexi, 1987X Plexi и 1987XL Vintage Series 50W) с кабинетами 1960A и 1960B и Mesa Boogie (Dual Rectifier и Triple Rectifier) с соответствующими кабинетами. При всей, казалось бы, ограниченности выбора нельзя не отметить, что комбинация этих усилителей с любимыми гитарами музыканта обеспечивают по-умному злое и современное звучание во всех его группах и проектах. Но немалый вклад в такое звучание вносят и струны,а именно Ernie Ball Skinny Top / Heavy Bottom (.10–.52) и Ernie Ball 3215 Nickel Skinny Top / Heavy Bottom, а также медиаторы Dunlop Delrin Triangle толщиной 0.43 и 0.96 мм и Dunlop Tortex Triangle – вторые музыкант использует с 2008 года. Каково бы ни было ваше отношение к новаторству Дарона как композитора и гитариста, нельзя не отметить, что музыкант строит своё новаторское звучание на основе очень строгого технического отбора, и такое отсутствие альтернатив позволяет ему знать свой звук во всех подробностях и, соответственно, развивать его.

Всеволод Баронин

Поделиться: