ГИТАРЫ ДЛЯ ВЕЛИКИХ ПЕСЕН

04.10.2018

ГИТАРЫ ДЛЯ ВЕЛИКИХ ПЕСЕН

Песни Джона Леннона (1940–1980) времён хоть The Beatles, хоть его сольной карьеры – это действительно великие песни. Если не по сумме музыкальных достоинств, то хотя бы по одному факту авторства. А раз так, то в разряд «великих» переходят и те инструменты, на которых эти песни были сочинены и записаны – да-да, вспомните, какие рекордные в своём секторе суммы собирали гитары Джона, выставлявшиеся в последние годы на аукционы! И в канун 78-й годовщины со дня рождения Джона просто грех не вспомнить о его гитарах, внесших свою лепту в звук The Beatles и просто в образ Леннона-музыканта.

Джон Леннон и RickenbackerВ представлении обычного меломана гитара рок-героя – этот тот инструмент, с которым он появляется на сцене и, соответственно на фотографиях и на телеэкране. Поэтому даже не самые искушённые люди знают, что основные гитары Джона Леннона – это Rickenbacker 325 (6- и 12-струнные модели) и электроакустическая гитара Gibson J-160E. Кое-кто попродвинутее вспомнит о гитарах Epiphone и Gretsch… И это всё? Конечно, нет! И пусть Джон никогда не был великим гитаристом и не воображал себя таковым, но сам факт того, что один из фронтменов The Beatles держал в руках шестиструнный инструмент и сочинял на нём песни, подвигает нас на то, чтобы составить список «великолепной полудюжины» гитар Джона не без некоторой привязки к их современным аналогам.

Самая известная гитара м-ра Леннона – конечно же, упоминавшаяся Gibson J-160E. Вторая и самая удачная на начало 60-х попытка Gibson создать серийную электроакустическую гитару оказалась просто классической – не в последнюю очередь потому, что Джон и его коллега Джордж Харрисон (George Harrison, 1943–2001) широко пользовались ими в студии и при написании материала. Более того, эту и только эту гитару можно услышать вообще на всех альбомах The Beatles с 1963 по 1970 год! Выбор Джона понятен – гитара с корпусом типа «дредноут» звучала отлично и сама по себе, и в подключённом состоянии: на ней был установлен сам по себе легендарный звукосниматель-сингл Gibson P-90, однако под верхней декой, плюс регуляторы громкости и тембра. В 2010 году Gibson перевыпустил эту гитару, точнее – современную реплику модели 1962 года в трёх различных расцветках и дизайнах корпуса моделей J-160E VS, White и Museum.

Джон Леннон и Epiphone CasinoГитара Rickenbacker 325 куда более выигрышно смотрелась на сцене, и образ Джона в рядах The Beatles неразрывно связан с этим инструментом выпуска 1958 года, причем именно эта гитара относилась к самой первой серии со сплошной верхней декой. В дальнейшем Rickenbacker 325 мало что стал неразрывно связан с образом великой группы, но считается, что звук 12-струнной модификации этой гитары на записях The Beatles сильнейшим образом повлиял на формирование звучания американской рок-музыки второй волны середины 60-х годов, в частности на изобретателей кантри-рока The Byrds. А гитара Epiphone Casino стала основным инструментом Джона в 1965 году и оставалась таковой до самого конца карьеры The Beatles, также оказавшись одним из визуальных символов группы – она наверняка знакома вам хотя бы по фильму, запечатлевшему выступление группы на крыше офиса фирмы Apple 30 января 1969 года. Также Джон играл на ней вместе с составом Plastic Ono Band на фестивале “Toronto Rock And Roll Revival” 12 сентября того же года, запись которого была издана как альбом “Live Peace In Toronto” (1969).

Гитара Gretsch 6120 оказалась одним из символов Джона в пост-битловскую эпоху, хотя её первое появление в инструментарии группы следует отнести к записям материала для альбома The Beatles “Revolver” (1966). Не самый стандартный выбор в те годы для музыканта, никогда не позиционировавшего себя как виртуоза или поклонника музыки кантри – а ведь эта модель Gretsch тогда по-иному не воспринималась. Тем не менее, студийный и концертный звук творчества Джона в 70-е в немалой степени определялся этой гитарой и её умеренной приглушённой певучестью, что в некотором смысле предопределило популярность инструмента у ряда исполнителей неорокабилли конца 70-х и хитрого альтернативного рока «не для всех» уже в 80-е.

Джон Леннон и Gibson

Еще пару инструментов трудно отнести к символическим для Джона, однако они оба входили в его инструментарий с 1968 и 1965 года соответственно. Первый из них – это Gibson J-45, акустический инструмент, обретший легендарность и без участия Джона. Впервые он использовался на «Белом альбоме» The Beatles (1968). Электрогитаре Fender Stratocaster к моменту приобретения её Джоном тоже никакой промоушн был уже не нужен, но, тем не менее, сейчас имеется мнение, что она сыграла весьма важную роль в создании рок-части звучания финальной работы музыканта, альбома “Double Fantasy” (1980).

Джон Леннон и VOX AC30В смысле гитарного усиления Джон отдавал предпочтение традиционным для эпохи биг-бита комбоусилителям, в первую очередь – Vox AC30. Однако в поздний период существования The Beatles ему на смену пришёл Fender '68 Custom Twin Reverb – как видите, выпускаемый и поныне. Этот усилитель можно услышать на альбоме “Let It Be” (1970) и в записи уже упоминавшегося «концерта на крыше». Но было же и исключение – современный мини-усилитель Vox Mini Superbeatle получил своё имя по усилителю Джона Vox Superbeatle (голова + кабинет), весьма близким по звуку к Vox AC30 и использовавшийся в концертной работе музыканта.

Джон никогда не был музыкантом, злоупотреблявшим гитарными обработками – тем не менее, The Beatles были едва ли не первыми артистами, обогатившими свой инструментарий педалями Maestro Fuzz-Tone как минимум в студии. Причём было это ещё в 1963–1964 годах, однако неизвестно, использовались ли подобные обработки на концертах. Под конец карьеры квартета Джон вместе с Джорджем обратился к обработкам Vox Tonebender и Fuzz Face (современный аналог – TC Electronic Rusty Fuzz), дававшие очень жёсткий и прямолинейный звук. Подобная сумма обработок, усилителей и гитар, собранных согласно вкусам и предпочтений Джона, вряд ли в момент обратит вас в «новых битлов», однако именно такой комплект крайне подходит всем тем музыкантам, кто делает ставку на то, чтобы оседлать не самый последний музыкальный тренд наших дней, а именно ретро-рок.

Всеволод Баронин

Поделиться: