ГИТАРА EPIPHONE J-200: ВЕЛИКАЯ НАСЛЕДНИЦА

26.04.2022

ГИТАРА EPIPHONE J-200: ВЕЛИКАЯ НАСЛЕДНИЦА

Далеко не каждую акустическую гитару назовут «королём» — причем не только музыканты, играющие на ней, но именно искушённые эксперты, а то и сами представители бренда-производителя. И гитару Gibson J-200 называют её так уже больше трёх четвертей последнего века: она была разработана в 1937 г. Этот инструмент стал символом и американских «поющих ковбоев» 1930-х гг., и массы фолк-, кантри и рок-музыкантов последующих десятилетий. Достаточно сказать, что эта гитара неразрывно связана с образами таких разнородных артистов, как Элвис Пресли (Elvis Presley, 1935–1977), Боба Дилана (Bob Dylan) и лидера группы Led Zeppelin Джимми Пейджа (Jimmy Page). Отличный инструмент не просто обладает долгой и интересной историей, но в 2010 г. он получил новую жизнь: уже старинные технологии Gibson были адаптированы к новой реальностью брендом Epiphone под маркой Epiphone J-200. А в прошлом году эта гитара была усовершенствована и ныне украшает собой серию Epiphone “InspiredbyGibson”.

Развитие гитарных технологий за океаном началось вовсе не после Второй Мировой войны, но много раньше — в конце 1920-х годов, когда гитару (тогда ещё акустическую) стали вводить в составы джазовых и эстрадных оркестров. Однако хороший оркестр всегда заглушал гитару, и расслышать звук шести струн можно было только во время воистину сольных партий гитариста. Электрогитару по большому счету ещё только предстояло изобрести — вместе с гитарным усилителем, а потому бренды двинулись в понятную сторону: чисто геометрическое увеличение корпуса инструмента и эксперименты с его формой и конструкционными материалами для увеличения громкости не в ущерб иным характеристикам звучания. Но подобные гитары были нужны не только оркестрантам: после Великой депрессии в США 1930-х стали чрезвычайно популярны шоу “Rodeo Show”, проводившиеся в залах до нью-йоркского Madison Square Garden включительно. Эти шоу, помимо демонстрации профессионального мастерства ковбоев, обязательно включали исполнения ими тогдашней фолк-классики, «минорных песен под чёрные гитары». А теперь представьте, какова должна была быть акустическая гитара, чтобы с элементарной тогдашней подзвучкой хорошо звучать в огромном зале! Поработать было над чем, и Gibson включился в борьбу с давним конкурентом, фирмой Martin.

Фундамент для подобной работы существовал — еще в 1929 г. Gibson представила гитару с корпусом той же формы (но ещё не размеров), что у J-200 — это была модель HG-24 с внутренним подкреплением корпуса. Через два года была изготовлена модель-прототип Gibson Jumbo, внешне отличавшаяся от гитар-дредноутов Martin корпусом со скруглёнными заплечиками. Удивительно глубокое басовое звучание этого инструмента, идеальное для вокального аккомпанемента, обеспечивалось использованием красного дерева для изготовления нижней деки и обечайки корпуса и развитым «рёберным» подкреплением в верхней части корпуса — такое решение перекочевало сюда с модели Gibson Nick Lucas (1926). Верхняя дека изготовлялась из красной ели.

В 1934 г. гитара Gibson Jumbo пошла в мелкосерийное производство — первый экземпляр оказался в руках певца Джо Уолвертона (Joe Wolverton). А в 1936 г. Gibson представил модель Advanced Jumbo — явного конкурента гитары Martin D-28: новая длина мензуры 25½" (649 мм) вместо 24¾" (629 мм) плюс нижняя дека и обечайка корпуса, выполненные из розового дерева. В средней части корпус стал пошире для компенсации удлинённой мензуры и более лёгкой конструкции подкрепления. Причём верхняя дека каждой Advanced Jumbo доводилась вручную для получения нужной тональности звучания! Правда, в серии выпустили до 1939 г. всего около 300 гитар по цене $80 — инструмент почему-то «не пошёл»; параллельно выпускали и более простую модель Gibson Jumbo 35 (цена $35). Все перипетии закончились в декабре 1937 г., когда первая предсерийная гитара SJ-200 (Super Jumbo с ценой $200) была подарена компанией популярнейшему «поющему ковбою» Рэю Уитли (Ray Whitley), активно помогавшему Gibson при разработке этого инструмента. Ширина корпуса составила уже 16 7/8" (429 мм) против 16" (406 мм) у предыдущих моделей, а подкрепление корпуса стало двойным. Но на тот момент гитара была непозволительно дорога почти для всех, кроме звёзд-исполнителей, и до декабря 1941 г. было продано вряд ли намного больше сотни новых гитар, и то не в магазинах, а по почте.

Послевоенный экономический бум в США затронул и рынок музыкальных инструментов — желающих купить SJ-200 становилось все больше и больше, и в 1947 г. нижняя дека и обечайка корпуса гитары начали изготавливаться из отборного клёна. Использование клёна обеспечивает более чёткое разделение нот при звукоизвлечении, но это решение привело к тому, что все SJ-200 более раннего выпуска сразу же обратились в коллекционные редкости. Кстати, массив клёна и сейчас используется в конструкции J-200. И, наконец, как раз на заре эры рок-н-ролла, в 1955 г. название гитары официально сократилось именно до J-200 — название SJ-200 с тех пор используется лишь для специальных мелкосерийных моделей.

Такой заслуженный инструмент выпускается до сих пор. А в прошлом году он стал ещё ближе к музыканту — бренд Epiphone в серии “Inspired by Gibson” начал производство полуакустической гитары J-200 ANA Aged Antique Natural, являющейся в смысле конструкции точной репликой «короля гитар» SJ-200 1930-х гг. Гитара наглядно демонстрирует, чем же хорош инструмент с корпусом типа супер-джамбо и традиционной конструкцией из массива ситхинской ели (верхняя дека) и массива клёна: наполненное и тёплое звучание, отчётливая передача среднечастотного диапазона и нежный звук на высоких частотах. Подкрепление корпуса традиционно выполнено из многослойной фанеры. Вклеенный 20-ладовый гриф с традиционной длиной мензуры 25½" (649 мм) профиля “Rounded-C” трёхслойный: клён — красное дерево — клён, а накладка грифа изготовлена из индийского красного лавра (лаурели). Колки — Epiphone Deluxe Grover винтажной конструкции. Присутствуют и «особые приметы» J-200, идущие от момента её фактического появления на свет, а именно «усатая» инкрустация на фигурном бридже и разукрашенная в фолк-мотивах перламутровая накладка корпуса. Ведь J-200 — гитара для поющих ковбоев, верно? Но чтобы гитара в руках ковбоя звучала громче, современная J-200 — это «полуакустика»: здесь установлен на элементах скрытого монтажа пьезоэлектрический звукосниматель Fishman Sonitone и предусилитель Fishman Sonicore, причем их связка специально адаптирована под акустические характеристики гитары. Регулировки предусилителя — “Volume” и “Tone”. На гитаре устанавливаются струны Gibson Phosphor Bronze калибра .12–.53. Остаётся только добавить, что Epiphone J-200 доступна в самых что ни на есть традиционных расцветках — естественной и в винтажном санбёрсте.

Эта сверхстильная современная гитара в ваших руках — настоящий проводник не только по истории американского фолка, не столь уж популярного у нас, но и классики эпохи рок-н-ролла. Многие ли знают, что гитара, с которой запечатлён Боб Дилан на обложке альбома “Nashville Skyline” (1969) — это именно Gibson J-200? А одним из первых приобретений Элвиса Пресли, когда он в 1956 г. стал богатым и знаменитым, стала новая гитара J-200N за №A22937, и она не просто висела на стене — Король рок-н-ролла активно использовал ее на всех своих концертах до уходя на армейскую службу. Среди выдающихся музыкантов, игравших на J-200 — такие величины, как гитарист The Beatles Джордж Харрисон (George Harrison, 1943–2001), лидер Led Zeppelin Джимми Пейдж (утверждается, что на J-200 были записаны вообще все акустические партии на всех альбомах группы) и гитарист группы U2 Эдж (Edge), игравший на ней даже слайдом. В умелых руках J-200 — не просто дань прошлому, но и настоящая гитара для прорывов в будущее.

Поделиться: