GIBSON PLAYER PORT: УСЛЫШЬ СЕБЯ, КАК ДРУГИЕ СЛЫШАТ ТЕБЯ

20.03.2022

GIBSON PLAYER PORT: УСЛЫШЬ СЕБЯ, КАК ДРУГИЕ СЛЫШАТ ТЕБЯ

Вопрос того, как слышит исполнитель сам себя при нахождении на сцене — очень и очень серьёзный. Напольные и вкладные мониторы — это, конечно, хорошо, но давайте обратимся к тому опыту (или вернёмся к былым временам), когда любые мониторы у исполнителя на акустической гитаре просто отсутствуют, и он должен слышать партии своего инструмента наилучшим образом и в самых естественных тембрах. Берёте в руки гитару, играете на ней и слышите естественный звук гитары… А вы уверены, что это действительно её естественный звук? Возможно, вы никогда даже не думали над тем, что именно слышите во время игры, но бренд Gibson задумался над этим очень и очень давно… и вновь вернулся к простому и эффектному решению этой проблемы.

Слышать на сцене себя так, как тебя слышит концертная аудитория — это величайшее счастье для любого музыканта, тем более играющего на таком инструменте, как акустическая гитара. В том-то всё и дело, что публика слышит звучание, исходящее из резонаторного отверстия гитары (или подхваченного микрофоном в большинстве случаев именно там же), а сам гитарист… Он слышит звук корпуса гитары и частично призвук струн на грифе, а звуковые волны из резонаторного отверстия доходят до него в отражённом и зачастую в сильно искажённом виде. Не будем лишний раз объяснять, что при сольной и ансамблевой игре на акустических инструментах акустические данные концертного помещения могут сильно исказить звук инструментов и, соответственно, мнение самих исполнителей о нём. Следовательно, надо приблизить собственно звук инструмента к музыканту путём модернизации самого акустического инструмента.

Интересно отметить, что этот вопрос встал перед производителями гитар как раз в начале 1960-х гг.: громкую музыку изобрели, а мониторные системы — ещё нет, и в те годы даже The Beatles были вынуждены играть на сцене, ориентируясь там в основном по движениям (!) коллег по группе. Это не байка, а суровая действительность — и представьте себе, каково в те годы было их «не полностью подключённым» коллегам, вроде американцев The Byrds, или вообще массе авторов-исполнителей, двинувшихся модной дорогой Боба Дилана (Bob Dylan)? Вопрос о том, как музыканту слышать себя на сцене более-менее громко и, главное, правдоподобно стоял в полный рост.

В 1964 г. лютьеры бренда Gibson приступили к разработке гитары, обеспечивающий полный звуковой комфорт исполнителю и делающий сам звук инструмента более ярким и открытым. Технологическое решение оказалось необычным: у этой акустической гитары должно было быть два (!) резонаторных отверстия — одно обычное, и второе, расположенное сверху корпуса инструмента на его выпуклой верхней части. Планировалось, что гитара поступит в серийное производство под названием Gibson Modern J-45, но этого по неизвестной причине не произошло. Наверное, на тот момент было просто невозможно просчитать, насколько одобрительно отнесутся музыканты к несколько неочевидной новации… В результате хорошая идея отправилась в долгий ящик более чем на полвека — но, очевидно, как минимум один предсерийный инструмент сохранился на инженерном складе производителя, откуда и был извлечён около двух лет назад. Во всяком случае, директор бренда Gibson по маркетингу Роби Джонс (Robi Johns) утверждает, что сотрудниками была «случайно обнаружена акустическая гитара с корпусом со скруглёнными заплечиками и дополнительным резонаторным отверстием, позволяющим исполнителю слышать “внутренний” звук инструмента».

Идея была буквально в руках, и дальше оставалось додумать немногое — а именно точное расположение второго, верхнего резонаторного отверстия на корпусе и его форму. Эта практическая работа, призванная обеспечить максимальное взаимодействие музыканта и гитары, была проведена лютьерами производства Gibson, расположенного в г. Бозман (шт. Монтана). По сравнению с прототипом Gibson Modern J-45 верхнее резонаторное отверстие, как раз получившее название Player Port, стало овальным и оказалось несколько смещено вниз по корпусу, что обеспечило гораздо более чистое и мощное, фактически трёхмерное звучание гитары с точки зрения исполнителя — точнее, его слуха. По словам Роби, «этот внутренний звук прямо-таки вторгается в уши музыканта». Таким образом, у музыканта возникает возможность услышать гитару по-новому и соответствующим образом контролировать и корректировать собственную игру.

Сказать, что подобная ситуация позволяет значительно поднять уверенность музыканта в собственных умениях, а равно и даёт возможность контролировать собственное звукоизвлечение, в особенности при ансамблевой игре — значит не сказать ничего. Лучше всех сказал про игру на такой гитаре американский автор-исполнитель Алехандро Аранда (Alejandro Aranda), выступающий под псевдонимом Scarypoolparty: «Эта гитара звучит очень благородно, ты как будто находишься в объятиях её звука. Звучание гитары оказывается очень наполненным и даёт музыканту подлинный эффект нахождения в потоке музыки, что является идеальной ситуацией при исполнении материала, особенно на концерте».

И вот осенью 2021 г. четыре гитары с подобным революционной конструкцией пошли в производство — серия получила название Gibson Generation Collection (она же Gibson G-Series), и объединила четыре инструмента: гитару с уменьшенным корпусом G-00, дредноут с закруглёнными заплечиками корпуса G-45 (по образцу корпуса модели J-45), G-Writer с корпусом типа Songwriter с нижним вырезом и G-200 с корпусом с нижним вырезом, но по прочей геометрии практически приближающийся к размеру джамбо. Нужно отметить, что гитары отличаются от инструментов подобных типоразмеров уменьшенной глубиной корпуса, что снижает утомляемость исполнителя при долгой игре. Кроме того, радиус скругления накладки грифа из чёрного дерева с его проявленной продольной структурой увеличен до 16" (406 мм), что в значительной степени облегчает игру. В свою очередь, гриф, выполненный из африканского красного дерева сипо (Энтандрофрагма полезная) имеет профиль Advanced Responce, что тоже помогает музыканту и улучшает удобство контакта руки и грифа. Длина мензуры — 24¾" (629 мм) у G-45 и 25½" (648 мм) у G-Writer. Отдельно нужно отметить не самый очевидный выбор конструкционных материалов корпуса — вполне очевидно, что верхняя дека изготовлена из ситхинской ели, и это придаёт гитарам яркое и отчётливое звучание. А вот использование древесины грецкого ореха в качестве материала для нижней деки и обечайки было впервые опробовано брендом на модели J-15 в 2014 г. и вызвало определённый фурор — ведь подобный корпус не только красиво выглядит, но и обеспечивает прекрасное звучание гитары; сам же грецкий орех — широко культивируемое дерево. Вклейка грифа в корпус осуществляется с профилем «ласточкин хвост» на горячем клею. Традиционная, отработанная годами технология покрытия корпусов нитролаком придаёт инструментам этой серии необычно естественный вид.

Каждая гитара G-серии отличается своим звучанием: G-45 — очень тёплым и открытым звуком с подтянутыми и отрывистыми басами, а G-Writer может похвастаться широким и выразительным динамическим диапазоном звучания и хорошо сбалансированной «низкой серединой» и высокими частотами. В свою очередь G-200 звучит великолепно во всём диапазоне частот, и имеет гулкие басы и очень прозрачное звучание «наверху», а G-00 — очень естественный и тёплый, «деревянный» звук, одновременно сфокусированный и мягкий во всём частотном диапазоне. А на модели G-Writer устанавливается звукосниматель-предусилитель LR Baggs Element Bronze с регулировкой громкости. Остаётся отметить, что инструметы G-серии ни в коем случае не выглядят как продукт поточного производства — следовательно, вы держите в руках совершенно классический инструмент Gibson.

Поделиться: