ГИБРИДНАЯ «АКУСТИКА»: ЧТО ВЫБРАТЬ?

02.03.2018

ГИБРИДНАЯ «АКУСТИКА»: ЧТО ВЫБРАТЬ?

Не надо лишний раз повторять, что акустическая гитара – это музыкальный инструмент  повышенного спроса. Да и что может сравниться по универсальности с акустической гитарой как универсальным инструментом, звучащим в диапазоне от классических произведений для собственно гитары до экстремальнейших форм современного хэви-рока? Про smooth-джаз, нью-эйдж и Flamenco Nuovo даже нечего и упоминать… Плюс нельзя забывать, что «акустика» – это не только гитар начального уровня, но и тот инструмент, к которому музыкант постоянно возвращается не только в поиске новых звуков и аранжировок, но и просто в процессе постоянных занятий.

Однако технологии не стоят на месте, и сейчас можно смело говорить о том, что современная профессиональная акустическая гитара всегда является гибридной. Использование не только на сцене, но и в студии электроакустической гитары давно стало общим местом современного музыкального процесса, полуакустические же гитары очень часто способны заменить их владельцу при наличии у того одновременно исполнительской смелости и аккуратности в исполнении полноценную электрогитару. А относительно новая разработка бренда Yamaha, трансакустическая гитара, оказывается универсальной – ей подвластны сцена, студия и камерное исполнение, в процессе которого этот инструмент создаёт у слушателя иллюзию присутствия в настоящем концертном зале с едва ли не полноценной системой звукоусиления. Однако о такой гитаре со странно звучащим для многих названием речь пойдёт чуть позже, а пока стоит разобраться с назначением всех трёх типов гитар и их месте в арсенале полу- или совершенно профессионального музыканта.

Под электроакустической гитарой понимается акустический инструмент, имеющий корпус большого объёма, достаточного для установки пьезоэлектрического звукоснимателя и темброблока с необходимыми регулировками и, очень часто, тюнером. В англоязычной терминологии они именуются акустико-электрическими гитарами (acoustic-electric guitar). Первоначально все подобные гитары имели корпус типа дредноут. Это закономерно, особенно если вспомнить, что впервые гитара с корпусом такого типа была предложена в 1916 году фирмой Martin (она же C.F. Martin & Company) именно как «гитара с увеличенной громкостью звучания». Электроакустические гитары вошли во всеобщее пользование в конце 80-х годов, а их популярности поспособствовала тогдашняя повальная мода на акустические выступления изначально вполне «электрифицированных» рок-групп, превратившаяся теперь в устойчивую рок-традицию и передача музыкального телеканала MTV “Unplugged”. В состав темброблока подобных гитар обычно входит регулятор уровня выходного сигнала и двух- или трёхполосный эквалайзер (ВЧ/НЧ или ВЧ/СЧ/НЧ), а также хроматический тюнер, обычно оснащённый ярким дисплеем, хорошо читаемым при любом свете на сцене. Выходной разъём темброблока – стандартный джек ¼" TRS, а питание темброблока обычно осуществляется от стандартной батареи 9 В либо типоразмера AA, вставляемой прямо в корпус темброблока. Но нельзя забывать, что электроакустические гитары – это в первую очередь концертный инструмент, приобретаемый обычно тогда, когда от занятий уже можно и нужно переходить к сценической практике. Пригодится такая гитара и в простой домашней и проектной студии – но заметим, что при продюсировании записи профессионального уровня уже необходимо озвучивание электроакустической гитары внешним конденсаторным микрофоном, а её темброблок необходимо держать отключённым и убирать из него батарею. Рекомендуемыми инструментами подобного рода являются гитары Ibanez серии PFPerformance с корпусами типа дредноут с вырезом (Cutaway Dreadnought). Едва ли не самой универсальной моделью этой серии является гитара PF15ECE, представленная в трёх расцветках: PF15ECE-NT (натуральный), PF15ECE-BK (черный лаковый) и PF15ECE-TBS (прозрачный синий санбёрст). Также рекомендуется модель Ibanez PF17ECE-LG с верхней декой, выполненной из кедра. Среди других рекомендуемых моделей электроакустических гитар – Fender Strataсoustic (V2) чёрной и серой расцветок и CD-60CE Dreadnought в расцветках натуральной, чёрной и коричневый санбёрст и Epiphone Pro-1 Ultra.

Полуакустическая гитара (semi-acoustic guitar) – инструмент с полым (hollow body) или частично полым (semi hollow body) корпусом особой конструкции и с установленными нормальным образом нормальными электромагнитными звукоснимателями. Несмотря на то, что подобные инструменты пошли в серию ещё в 1931 году, их настоящий расцвет состоялся в 1949-м, когда бренд Gibson запустил в производство знаменитую гитару модели ES-175. Это оказался действительно универсальный инструмент, рассчитанный и на профессионала, и на массового музыканта, причём спокойно вошедший в эру рок-н-ролла: именно ES-175 была до конца 80-х одной их основных гитар дикого героя американского стадионного рока Теда Ньюджента (Ted Nugent). В 1958 году был выпущена прославленная модель ES-335, окончательно сформировавшая облик и конструкцию полуакустической гитары – она до сих пор является одной из рабочих гитар музыканта трио Rush Алекса Лайфсона (Alex Lifeson). На примере хотя бы этих двух великих рокеров – и мы даже не говорим о массе прославленных блюзменов! – хорошо видно, что полуакустическая гитара может легко стать вашим основным инструментом вообще на всю карьеру. Может ли быть такая гитара инструментом первоначального обучения – здесь мнения разнятся, однако многое зависит и от личных предпочтений музыканта. Если вашим предпочтением однозначно является блюз, smooth-джаз или простой «корневой» рок с опорой опять же на блюз,  то даже и не задумывайтесь – полуакустика создана прямо для вас. А все проблемы с более агрессивным звуком решатся в рабочем порядке, на электрогитару же со сплошным корпусом перейти никогда не поздно. Причем можно начинать сразу с отличного инструмента, такого как Epiphone B.B. King Lucille, некогда разработанного по спецификации великого блюзмена Би Би Кинга. Также рекомендуемыми моделями полуакустических гитар являются Fender Squier Classic Vibe Telecaster Thinline, Epiphone Sheraton II, Epiphone Dotнатуральной, вишнёвой и чёрной расцветках) и Ibanez AF75 BS. Стильный дизайн и небанальный звук – это именно то, что нужно желающему выделиться из многих музыканту, и уж тут полуакустическая гитара вне конкуренции.

И, наконец, трансакустическая гитара, представленная у нас серией моделей от Yamaha. Замыслом разработчиков бренда Yamaha при создании гитар линейки TransAcoustic (TA) было развитие принципа работы электроакустических гитар, но несколько в другую сторону. Помимо регулировки громкости звука применяемая здесь технология Actuator (точнее, это запатентованное название встроенного в корпус гитары электроакустического прибора) позволяет использовать и перестраивать эффекты хоруса и ревербератора безо всяких внешних обработок – опять же с питанием от батареи. Но если подключить гитару к внешнему усилителю посредством стандартного джека ¼" TRS, то вы получите в своих руках качественный электроакустический инструмент. Да, не надо воспринимать такую гитару как дорогую игрушку – прежде всего, это качественно сделанный инструмент с корпусом типа традиционный вестерн с глубиной 3 15/16" – 4 5/8" (100–118 мм), причём корпус разработан на основе обновленной серии гитар Yamaha FG. Его верхняя дека выполнена из массива ели, а нижняя дека и обечайка – из красного дерева, причём конструкция дек аналогична применяемым в гитарах серии L. Плюс древесина корпуса гитары обработана – точнее, искусственно состарена – по технологии улучшения акустического резонанса A.R.E. (Acoustic Resonance Enhancement) разработки Yamaha. Гриф изготовлен из пяти массивов нато (колумбийское красное дерево), накладка грифа с радиусом скругления 15 ¾" (400 мм) – из палисандра. Внутри корпуса установлен собственно актуатор системы 70 TransAcoustic и пьезоэлектрический звукосниматель.

Важной особенностью данной гитары является компактность блока управления эффектами, что позволило минимизировать площадь прорезей в корпусе и максимально сохранить его акустические качества. Всего имеется три регулятора: A – управление эффектом хоруса; B – управление эффектом реверберации в режимах «зал» (Hall) и «комната» (Room), и эти режимы, напоминающие о винтажных педальных эффектах, переключаются в положении «на 12 часов», и C – включение режима TransAcoustic и регулировка громкости. Режим TransAcoustic включается нажатием на регулятор C и его удержанием в таком положении в течение 0.3 с. Регулировка громкости возможна только при подключённом коммутационном кабеле. Полость для батареи питания выполнена непосредственно в креплении входа для подключения коммутационного кабеля, что также уменьшает искажения от прорезей в корпусе. Сам же актуатор представляет собой электроакустический резонатор, усиливающий акустический сигнал от струн и возвращающий его на корпус гитары – в результате инструмент в любой комнате звучит, как в большом зале! Попробуйте и убедитесь и подумайте о том, не пора ли сменить электроакустическую гитару на трансакустическую. Возможностей у нее не меньше, а способностей удивить публику – точно больше.

Поделиться: