ДЖЕК УАЙТ: ИСКУССТВО ГАРАЖНОГО МОДЕРН-БЛЮЗА

27.09.2019

ДЖЕК УАЙТ: ИСКУССТВО ГАРАЖНОГО МОДЕРН-БЛЮЗА

Конечно, бывший лидер дуэта The White Stripes, гитарист и певец Джек Уайт так и остался музыкантом, получившим наибольшую выгоду из весьма кратковременного возрождения гаражного рока на заре XXI века. И пусть творчество Джека стоит очень далеко от того что можно назвать рок-мэйнстримом, профессионалы уровня лидера Led Zeppelin Джимми Пейджа (Jimmy Page) и гитариста U2 Эджа (The Edge) не скупились на похвалы, называя Джека музыкантом, сумевшим сделать низкобюджетный блюз-рок интересным массовому слушателю. И дело здесь не только в умениях артиста как рок-композитора, интересного прежде всего своему поколению, но и не самому банальному инструментарию Джека как гитариста.

Можно сказать, что Джек изменил для определенной части аудитории их представление об инструментарии гаражного рока: чаще всего считалось и считается, что обязательная принадлежность состава этой стилистики – электроорган Farfisa с несколько дешёвым звучанием. А гитары? Какие добудем, на таких и будем играть, антикварные инструменты в подавляющем большинстве случаев известно каких денег стоят. Но Джек Уайт доказал, что достоверный звук «гаражных 60-х» легче всего воспроизводится дешевой гитарой – да, соответствующих времён выпуска, но, вероятно, совсем не топовых брендов. И даже более того – с фактически пластмассовыми корпусами. А когда The White Stripes стали настоящими звёздами, Джек даже решился заказать гитару с корпусом из медного сплава. Известно, что как минимум одна гитара была специально приведена Джеком путем грубой шлифовки корпуса в достаточно непрезентабельный вид ради получения нужного звучания. То есть гитарным фетишизмом в нормальном смысле слова Джек не страдает совершенно, а что его подобные усилия сами по себе породили новый тренд – это уже совершенно другая история.

Всем известно, что основной рабочей гитарой Джека во времена The White Stripes был выглядевший очень фотогенично инструмент красно-белой расцветки явно невеликого бренда – так вот, это была гитара Valco JB Hutto Montgomery Ward Airline (1964). Компания Valco прекратила своё существование в 1968 году, и была известна в основном за счёт производства гитар National и Supro. Полый корпус данного инструмента изготовлен из стеклопластика торговой марки Res-O-Glas, и на гитаре установлены два звукоснимателя-сингла собственной разработки Valco, издалека выглядящие, правда, как хамбакеры. Еще одна странная особенность этой гитары – фиксированное подкрепление грифа стальным стержнем, не являющимся (!) анкером. Название же гитара получила по имени слайд-гитариста Джей Би Хатто (J.B. Hutto), который якобы играл на её прототипе. Понятно, что этот инструмент ныне – ужасная редкость, и тем не менее у Джека имеется вторая такая же гитара, но с корпусом белой расцветки, подаренная ему неким австралийским поклонником. Ввиду невероятной в середине 2000-х популярности The White Stripes и Джека лично бренд Eastwood выпустил гитару Airline DLX с аналогичной формой корпуса, однако же корпус этот был выполнен из красного дерева и не имел, как в оригинале, резиновой окантовки. Зато в базовой комплектации на гитаре были установлены звукосниматели-хамбакеры, хотя они и допускали кастомную замену на синглы Eastwood VVSC / Vintage Voiced Single Coil. Следующая модель, Eastwood Airline ‘59 Custom (2008) уже имела резиновую окантовку корпуса и пикгард в точной геометрии старинного оригинала.

А до вышеназванной гитары основным инструментом Джека был почти идентичный ей Valco Airline Res-O-Glass (1963) с более короткой мензурой грифа. Второй же самой известной гитарой музыканта оказалась Kay Archtop выпуска 50-х годов, на которой исполнялись основные слайдовые партии в пьесах The White Stripes. Это и есть та самая гитара, корпус которой Джек подверг немилосердной шлифовке – скорее всего ради борьбы с обратной связью (фидбэком), но не исключено, что и по чисто эстетическим причинам. Хотя, вероятно, для инструмента с верхней декой из ели корпусом из красного дерева это излишне… Спецификация инструмента – просто идеал для любителей бедного искусства: единственный звукосниматель-сингл DeArmond безо всяких регулировок, но с отсечным переключателем. Третий же инструмент, сделавший Джеку публичную славу – это японская гитара Crestwood Astral II выпуска 1970-х годов, использовавшаяся на ранних концертах The White Stripes и на первых записях группы. Инструмент с полым корпусом из фанеры использовался музыкантом и для исполнения слайдовых партий.

Как известно, Джек – не просто музыкант, но и коллекционер всяческих редких гитар, и поэтому разобраться какой инструмент использовался в большей или меньшей мере на записи определённого альбома, чрезвычайно трудно. Да и вряд ли все музыканты, являющиеся поклонниками The White Stripes, так уж стремятся к поиску подобных редкостей. Собственно, у Джека хватает серийных инструментов разной степени эксклюзивности. Обратим внимание на те инструменты, которыми Джек пользуется регулярно, и которые могут помочь в воспроизведении звука артиста во всех его групповых и сольных ипостасях. Одна из таких гитар – Gretsch G6118T Players Edition Anniversary, созданная на основе легендарного инструмента Gretsch 1958 Anniversary с корпусом из ламинированного клёна и кленовым же грифом профиля Standard “U” с радиусом скругления 12" (305 мм). На гитаре установлены два звукоснимателя-сингла TV Jones Hilo’Tron и тремоло Bigsby B6СVT. Как ни странно для поклонника откровенно гаражного звука, Дже пользуется также парой гитар Gretsch высочайшего уровня – G6134T-58 Vintage Select ’58 Penguin и G6199 Billy Bo Jupiter Thunderbird, ассоциирующихся скорее с прецизионным исполнением рокабилли и ритм-энд-блюза. Первая из них – дотошный перевыпуск гитары Gretsch Penguin (1958) с корпусом из красного дерева и верхней декой из ламинированного клёна; вторая же – серийная копия гитары с корпусом необычной формы, созданной одним из пионеров рок-н-ролла Бо Диддли (Bo Diddley) в 1959 году, и впоследствии попавшая в руки лидера трио ZZ Top Билли Гиббонса (Billy Gibbons) и доработанная им. Корпус инструмента выполнен из красного дерева, звукосниматели – TV Jones Power'Tron Plus и TV Jones Power'Tron. Среди рабочих инструментов Джека в студии и на концертах за пределами The White Stripes – масса инструментов бренда Gibson, а именно вполне традиционные модели SG, Les Paul и Flying V, плюс электроакустические гитары Gibson J-160 и акустика Hummingbird.

Подбор гитарного усиления Джека вполне соответствует его устремлениям в области гаражного звучания – это комбоусилители, и только комбоусилители. Опять же, невозможно выделить основной усилитель музыканта, но Джек широко использует компоненты серии Fender Acoustasonic. Остальные усилители бренда Fender также выдерживают линию «гаражности» – это Fender '65 Twin Reverb и Fender Bassman AB165, активно использовавшиеся в процессе концертной работы с проектом The Dead Weather, плюс Fender Twin выпуска 50-х годов и Fender Vibroverb (1964). Самый необычный компонент гитарного усиления Джека – кабинет Hammond Leslie 3300 Rotary Speaker, очевидным образом эмулирующий эффект звучания электрооргана Hammond B3, который стал применяться в сценической работе с 2007 года.

Под ту же идеологию гаражного звучания музыкант подбирает и гитарные обработки, основными из которых являются фузз Electro-Harmonix Big Muff Pi и гармонайзеры DigiTech Whammy, Whammy DT и XP-100 Whammy-Wah, которыми Джек обычно пользуется как октаверами. При наличии под рукой других обработок, комбинация фузза и гармонайзера использовалась в концертной работе The White Stripes все годы существования группы! Остаётся добавить, что, невзирая на широкий спектр используемых Джеком микрофонов, в студии он частенько предпочитает вечную классику – инструментальные микрофоны Shure SM57 и вокальные SM58, причем иногда в качестве вокального использовался и SM57. Логично: простой по звучанию музыке – самые очевидные микрофоны. Как вы поняли, эта логика прослеживается в оборудовании Джека Уайта абсолютно во всём.

Всеволод Баронин

Поделиться: