ДЖЕФФ БЕК: КОРОЛЬ «СТРАТОКАСТЕРА»

20.06.2019

ДЖЕФФ БЕК: КОРОЛЬ «СТРАТОКАСТЕРА»

На гитарах Fender Stratocaster играют во всём мире тысячи профессиональных музыкантов, и только об одном из нх принято говорить «то, что этот артист вытворяет на своём Fender Stratocaster, не может повторить никто». «Этот артист» – британский гитарист Джефф Бек (Jeff Beck), чей 75-летний юбилей отметит 24 июня всё играющее и слушающее правильную музыку человечество. Кратко можно сказать, что Джефф заслужил звание «гитариста для гитаристов» задолго до того, как был изобретён этот термин, а именно под конец 60-х годов. Но само это определение таит в себе второе дно: Джефф – это звезда электрогитары с исключительно ортодоксальным подходом к собственно своим музыкальным инструментам.

Непонятно, в каких превосходных степенях можно говорить о музыканте, которого желали последовательно заполучить свои составы такие великие группы, как Pink Floyd, The Rolling Stones и Deep Purple, а ещё только будущий лидер Led Zeppelin и его коллега по The Yardbirds Джимми Пейдж (Jimmy Page) написал в его честь инструментальную пьесу “Beck’s Bolero”.

Куда важнее другое – спустя 55 лет (!) после начала своей профессиональной карьеры Джефф остаётся гитаристом, к которому прислушиваются его коллеги самого высокого профессионального уровня, и каждый новый альбом которого (причём неважно, студийный или концертный) закономерно становится событием в мире электрогитары. Так что заслуги Джеффа не ограничиваются тем, что он в 2о лет сменил в рядах The Yardbirds Эрика Клэптона (Eric Clapton), его группа Jeff Beck Group с молодым Родом Стюартом (Rod Stewart) у микрофона в 1969 году стала подлинным прототипом Led Zeppelin, а своими сольными альбомами “Blow By Blow” (1975) и “Wired” (1976) он фактически в одиночку изобрёл электрический фьюжн. Конечно, если вы серьёзный гитарист с интересом к инструментальной музыке, без обладания всеми альбомами Джеффа вам не жить, однако уже упомянутый ортодоксальный выбор гитар музыкантом для нас не менее интересен.

Интерес к электрогитаре пробудился в душе Джеффа в шесть лет, когда он услышал по радио джазовый стандарт “How High The Moon” в исполнении Леса Пола (Les Paul). После понятного для британского подростка 50-х периода создания самодельных гитар желанным инструментом стал чёрный Gretsch 6128 Duo Jet – такой же, как у идола нашего героя, гитариста группы Джина Винсента (Gene Vincent, 1935–1971) Клиффа Гэллапа (Cliff Gallup, 1930–1988). В 1963 году Джеффу посчастливилось приобрести, причём по частям, похожий инструмент – увы, модель оказалась явно не та. Но сейчас у Джеффа есть три подобных гитары, с тремоло Bigsby и без – конкретно этой модели 1955 года выпуска. Они использовалась при записи альбома “Crazy Legs” (1993), являющегося как раз трибьютом Клиффа, и одна из них фигурирует на его обложке. На непрофессиональном этапе музыкант также брал напрокат в местном музыкальном магазине полуакустическую гитару Gibson L-5, каковая много лет спустя также оказалась в личном владении музыканта, и которую он, по собственным словам, использует для исполнения материала, вдохновлённого творчеством Скотти Мура (Scotty Moore, 1931–2016), первого гитариста группы Элвиса Пресли (Elvis Presley, 1935–1977).

Первой гитарой Джеффа как профессионала стал стандартный Fender Telecaster, перешедший ему «по наследству» от Эрика Клэптона. Это случилось в 1965 году, и практически сразу же музыкант стал обладателем двух подобных гитар – ещё одного Fender Telecaster 1958 года выпуска, впоследствии доставшемся Джимми Пейджу (именно на этой гитаре сыграно историческое соло в эпике Led Zeppelin “Stairway to Heaven”) и Fender Esquire (1954) с кленовым грифом, на которой Джефф более-менее регулярно использовал до 1974 года. Наконец, в 1966 году музыкант приобрел свой первый Gibson Les Paul (1959 или 1960) с хамбакерами белой расцветки и чёрным пикгардом. Впоследствии этот инструмент претерпел немало модификаций и в результате Джефф с начала 70-х на нём больше не играл – звук испортился. Второй Les Paul (1959) был куплен в 1968 году у гитариста американской группы Cheap Trick Рика Нильсена (Rick Nielsen), причём на гитаре изначально было установлено тремоло Bigsby, которое Джефф снял.

К сожалению, эту гитару у музыканта похитили год спустя. Но лучшее было впереди – во время записи в 1973 году дебютного альбома супертрио Beck, Bogert & Appice он приобрёл в Мемфисе Les Paul (1954), получивший в мировой гитарной мифологии собственное имя “Oxblood” («Бычья кровь»). Модифицированный инструмент с полноразмерными звукоснимателями-хамбакерами вместо исходных P-90, несколько сошлифованным грифом и новыми колками был перекрашен в тёмно-коричневую расцветку, под определённым углом действительно выглядящую как бычья кровь. Инструмент оказался ультимативным – больше Джефф никогда не покупал гитар Les Paul, зато именно эта гитара стала прототипом именной модели Gibson Jeff Beck 1954 Les Paul Oxblood, представленной в январе 2009 года на выставке NAMM Show.

Как это ни парадоксально, но Fender Stratocaster стал основным музыкальным инструментом Джеффа только к середине 70-х, то есть к началу его полноценной инструментальной сольной карьеры. Причем первый инструмент этой марки 1954 год выпуска он приобрёл ещё в 1969 году, и пользовался им и в студии, и на сцене во времена работы с составами Jeff Beck Group и Beck, Bogert & Appice. Именно в середине 70-х эта гитара была усовершенствована – Джефф заменил гриф на другой из розового дерева, и с увеличенной, по моде тех лет, головой. В начале 70-х музыкант стал обладателем ещё двух Fender Stratocaster – первая из них (также 1954), изначально с грифом от гитары Fender Telecaster (1955), была подарена ему Стивом Мариоттом (Steve Marriott, экс-Small Faces и Humble Pie, 1947–1991), а затем Джефф заменил гриф на родной 1957 года выпуска. Вторая – гитара выпуска 1960-х была даром великого гитариста Джона МакЛафлина (John McLaughlin), послужившая в 1991 году прототипом для именного Fender Stratocaster Джеффа. При этом часть подобных гитар была выпущена фактически в модификации Supercaster – с двумя звукоснимателями-синглами и хамбакером у бриджа.

Именно с 70-х Fender Stratocaster является любимым инструментом Джеффа – наверняка не единственной маркой при работе в студии, но причины играть именно на такой гитаре объясняются музыкантом прямо-таки мистически. «Ничто не сравнится с Fender Stratocaster – ведь если я играю на Gibson Les Paul или Fender Telecaster, то я их ощущаю именно как гитары, играю на них по-другому и, как мне кажется, звучу подобно многим другим гитаристам. Но Stratocaster – это больше, чем гитара: это – мой голос в оболочке гитары, я вообще не воспринимаю её как музыкальный инструмент. Эта модель – продолжение меня, это часть меня, если угодно – моя третья рука. Именно Stratocaster побуждает меня быть экспериментатором, этот инструмент сподвиг меня на все эксперименты с техно в 2000-х годах. С моей точки зрения, именно Stratocaster позволяет экспериментировать со звукоизвлечением и тональностью так, как этого не даст ни одна другая электрогитара, особенно с моим интересом к постоянной работе с тремоло – и мой Stratocaster может звучать почти как стил-гитара».

Именной Stratocaster Джеффа претерпел две модификации – в 1993 и 2001 годах, причём второй из этих моделей музыкант активно пользуется и по сей день. В последней версии именной модели установлен более тонкий гриф из клёна с накладкой из палисандра с профилем “C” и радиусом скругления 9 ½ " (241 мм), а также бесшумные звукосниматели-синглы Dual-Coil Ceramic Noiseless с керамическими сердечниками. Последняя именная модель Fender Stratocaster Джеффа датируется 2016 годом, и её главное отличие – перевёрнутая голова грифа.

Что же касается гитарных обработок, то они сведены у Джеффа к минимуму, и тут уместно вспомнить высказывание о коллеге Эрика Клэптона: «Какие обработки? Весь звук Джеффа – в его руках!» Постоянно включённых в цепь обработок у Джеффа всего три: квакушка Snarling Dogs Super Bawl Whine-O Wah, дилей TC Electronics 2290 Dynamic Delay и секция ревербератора процессора Lexicom PCM80. Причём дилей и ревербератор управляются с FOH-пульта, и обработанный звук идёт только в PA-систему и боковые сценические прострелы, собственные мониторы гитариста работают с сухим звуком. Кроме того, возможно ручное включение в цепь (для уменьшения шумов и ослабления сигнала) следующих обработок: флэнжера BOSS BF-2 либо BF-3, модулятора Maestro Ring Modulator и октавера EBS Octabass. Сценическое гитарное усиление – три головы Marshall JCM2000 DSL50 (основная, запасная и мониторная), либо головы Marshall JCT45, причём часто на сцене можно увидеть оба комплекта усилителей – выбор зависит исключительно от характера конкретного исполняемого материала. Собственно, JCT45 является усилителем, с которым в наибольшей степени ассоциируется имя Джеффа – он использует их с конца 60-х. В последнее десятилетие музыкант использует в концертной работе и такие не самые распространённые модели усилителей, как Magnatone Varsity и Fender Vibro-King. Кабинеты – три Marshall 1960BX с прямой фронтальной стенкой с 25-ваттными динамиками Celestion с подзвучкой микрофонами Shure SM57 и Sennheiser MD421. Идеальный рок-н-ролльный комплект, не так ли? Но, безусловно, вся сила исполнительского мастерства Джеффа Бека – это комбинация его умений как исполнителя, не пользующегося медиатором, и его настоящего родства с гитарой Fender Stratocaster.

Поделиться: