ДИВНЫЕ ЗВУКИ НОВОГО ВЕКА

10.08.2018

ДИВНЫЕ ЗВУКИ НОВОГО ВЕКА
Как принято говорить, «необходимость – мать изобретения». Но для музыкальных инструментов эта формула в наше время вряд ли верна. Казалось бы, что нового можно придумать в области акустического и «подключённого» звукоизвлечения после массового явления синтезаторов и контроллеров разнообразных типов? Однако человеческий разум и любопытство, смешанное с желанием добиться простыми, и не только, путями новых неслыханных созвучий и новых способов звукоизвлечения, никогда не стоят на месте. Результат – появление в начале XXI века ряда совершенно новых музыкальных инструментов, некоторые из которых уже успешно запущены в серийное производство.

Очевидно, что именно с подобных серийных инструментов и стоит начать наш разговор. Одно дело – теоретизировать издалека о неслыханных клавишных, ударных или гитароподобных инструментах, частенько созданных их изобретателями (и одновременно исполнителями на них) всего в паре экземпляров, и совсем другое –  попробовать сыграть на них своими руками. Однако при понятном предпочтении рядовыми музыкантами серийного изготовления подобных инструментов, технологический институт штата Джорджия с 2009 года проводит конкурсы Guthman Musical Instrument Competition с серьёзным призовым фондом, как раз и направленные на поощрение разработки и создания музыкальных инструментов будущего.

Вполне естественно, что поиск нового звучания для традиционных по принципу звукоизвлечения инструментов всегда начинается с простейших конструкций. На сегодняшний день первым производимым серийно инструментом из числа «новых ударных» стал глюкофон, доведённый до ума в середине 2000-х и получивший название вовсе не от того, о чём вы сейчас подумали, а от немецкого слова “glück” (счастье). В английском языке привилось название, указывающее на способ производства первых самодельных глюкофонов – Tank Drum, то есть «барабан, изготовленный из ёмкости», точнее говоря – из баллона из-под горючих газов. Технологически глюкофон – это гибрид стального барабана с линзообразным корпусом и виброфона: звукоизвлечение осуществляется ударами палочкамим по тональным язычкам, прорезанным в верхней поверхности корпуса, в нижней же имеется резонаторное отверстие, а иногда и звукосниматель с возможностью подключения к внешнему усилителю. Каждый язычок глюкофона настроен посредством финальной шлифовки на определённую ноту (обычно глюкофон имеет 10 или 12 язычков), и поэтому часто говорят, что «на глюкофоне не нужно учиться играть – вы уже умеете это делать!» Из серийно производимых инструментов такого типа стоит порекомендовать глюкофоны Yuka GF5 (10 лепестков, корпус с покрытием порошковым напылением) и Yuka GF6E (12 лепестков, корпус с гальваническим покрытием), второй из которых допускает подключение к усилителю. В комплект каждого инструмента входят две палочки для игры и надёжный кожаный чехол для транспортировки. А звук глюкофона, эдакий гибрид металлофона и восточных колоколов, прекрасен всегда.

Справедливости ради надо отметить, что второй подобный инструмент, Ханг (Hang), разработанный швейцарской компаний PANArt на основе карибского стального барабана в 2000 году в серию так и не пошёл. Он остался инструментом для избранных, непростым в производстве – звукоизвлечение осуществляется посредством семи-восьми «тональных областей» на верхнем куполе барабана и резонаторного отверстия, позаимствованного у африканского ритуального «звукового горшка» уду.

Вторым важнейшим сверхновым инструментом оказалась уже вполне знаменитая «бесклавишная клавиатура» Континуум, точнее – Continuum Fingerboard, изобретённая профессором электроники и вычислительной техники университета шт. Иллинойс Липпольдом Хакеном (Lippold Haken) и выпускаемая ныне серийно его компанией Haken Audio. Неопреновая рабочая поверхность «клавиатуры» имеет диапазон примерно 7.8 октавы для полноразмерной версии Континуума и около 3.8 октав для укороченной. Поскольку Континуум даёт возможность изменять высоту звука с точностью в один цент, то необычные строи, слайды и вибрато обычны при игре на нём. Плюс возможно управление звуком в зависимости от силы давления пальцев на «клавиатуру» и положение пальцев по вертикали – таким образом Континуум может работать и как контроллер с почти что безграничными возможностями. Главным популяризатором Континуума стал клавишник-виртуоз Джордан Рьюдс (Jordan Rudess, Dream Theater и The Dixie Dregs), узревший в нём синтез своих профильных инструментов – собственно клавишных и стил-гитары, только, по его словам, безладовой. В результате Континуум используется в студийном и концертном инструментарии Dream Theater с 2005 года. А прославленный кинокомпозитор Джон Уильямс (John Williams) работал с Континуумом над саундтреком к фильму 2008 года «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (“Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull”).

Говоря о серийных инструментах, совершенно невозможно пройти мимо престранных творений дикого американского исполнителя, самопровозглашённого «хэви-метал-скрипача №1» Марка Вуда (Mark Wood, меломанам знаком по записям и турне с составом Trans-Siberian Orchestra), выпускаемых под брендом Wood Violins. Здесь объединились воедино творческое наследие папы-краснодеревщика, классическое музыкальное образование самого Марка и его тягу к нелёгкой музыке. Опытные образцы этих формально скрипок были изготовлены ещё к конце 80-х и представлены публике на первом сольном альбоме Марка “Voodoo Violince” (1991), который наделал немало шума в профильных кругах и способствовал популяризации разработок музыканта. Марк популяризирует электрические скрипки с числом струн от 4 до 8, безладовые и ладовые (например, самая популярная модель бренда, 7-струнная Viper) – эти инструменты подключаются через гитарные обработки к усилителю; звук же таков, как будто мы имеем дело с электрогитарой с грифом почти бесконечной длины. Кстати, имя Viper считается нарицательным для скрипок Марка. А в начале 2010-х музыкант расширил модельную линейку, представив публике еще и электрические чудо-виолончели Cobra и King Cobra с 4, 5 или 6 струнами.

При условии должных вложений в маркетинг и эндорсмент далеко пойдёт и совершенно замечательный британский по месту рождения инструмент Ойгенхарп (Eigenharp). Деваться некуда – в его восьмилетнюю разработку и создание и так уже вложено более GBP 10 млн! 120 активных клавиш с шестью степенями свободы каждая могут работать и как органы управления, и как назначаемые контроллеры, плюс один либо два ленточных контроллера и один духовой контроллер только в минимальной комплектации – неудивительно, что Ойгенхарп продвигается на рынок как «инструмент, звучащий словно целая группа». Разработаны уже три модели разной величины – Alpha, Tau и Pico.

Судя по всему, хорошими коммерческими перспективами среди сверхновых инструментов обладает GePS«жестовая музыкальная система» (оцените видеодемо по ссылке!), разработанная в Швейцарии и представляющая собой развитие принципов всем хорошо известного терменвокса в функционале контроллера в виде перчатки. Ну и куда в XXI веке без виртуальных инструментов для i-устройств – приложение Ocarina является никакой не игрушкой, а нормальной электронной окариной, функционал которой, как видится, ограничивается лишь характеристиками микрофона конкретного i-устройства. Ничего удивительного – стал же популярным «контроллер для всех и каждого» – японская разработка 2005 года под названием Тэнори-он (Tenori-on), ведущая свою родословную от тамошней забавы 70-х, «танцевальных панелей», когда музыкальное сопровождение менялось под воздействием динамики движений танцора по чувствительной плоскости. На самом деле перед нами компактный контроллер с 256 (матрица 16×16) светодиодными переключателями с назначаемыми функциями, то есть в рамках небольшой дискретности в Тэнори-он реализован принцип «нарисуйте загогулину и она будет звучать». И этот тоже вовсе не игрушка – Тэнори-он использовался на сцене такими серьёзными артистами, как Ганс Циммер (Hans Zimmer) и Massive Attack. Так что не стоит печалиться о слабой пока известности некоторых из вышеперечисленных разработок: придут за ними Большие Имена, и станут они популярны.

Всеволод Баронин

Поделиться: