ЧЕТЫРЕЖДЫ ИЗОБРЕТЁННЫЙ: ИСТОРИЯ ФЛЭНЖЕРА

25.11.2019

ЧЕТЫРЕЖДЫ ИЗОБРЕТЁННЫЙ: ИСТОРИЯ ФЛЭНЖЕРА

Выразительность звучания инструментальных, а иногда и вокальных партий – это не только сумма технических умений конкретного исполнителя и качества музыкального инструмента. После конверсионной малой технической революции конца 1940-х годов эта выразительность стала следствием приложения к звуку неслыханных ранее эффектов, долженствующих подчеркнуть современность творчества исполнителя. Не прошло и нескольких лет, как на свет явился рок-н-ролл как сверхновая модная музыка, и уж в нём-то современность немногочисленных ещё эффектов пришлась в высшей степени ко двору. Можно удивляться, но применяемый сейчас далеко не всеми инструменталистами, и в первую очередь – гитаристами, флэнжер оказался самым первым из них.

Что такое для человечества второй половины XX века звук эволюции? Конечно, это звук полёта – может быть, даже звук запуска космической ракеты. Только при создании эффекта флэнжера, поначалу не имевшего вообще никакого названия, речь поначалу ни о каких «полётах» не шла – исполнителям и продюсерам просто хотелось большей выразительности создаваемых студийных фонограмм. Эффект возникновения широкополосных шумов при смешивании прямого и задержанного звуковых сигналов был известен и математически обоснован ещё с конца XVII века (!), но нужен был настоящий музыкальный гений, чтобы ввести этот эффект в практику популярной музыки.

IBANEZ AF2-U PAUL GILBERT FLANGER PEDAL в МузторгеЭтот гений вам хорошо знаком: американский изобретатель и гитарист Лес Пол (Les Paul, 1915–2009) ввёл во всеобщее обращение не только электрогитару с цельным корпусом и технику многоканальной звукозаписи, но и эффект флэнжера. Поскольку первый магнитофон оказался в руках Леса только в 1949 году, свои первые эксперименты с микшированием прямых и задержанных сигналов он проводил с 1945 года на механической системе – ацетатные диски, несколько проигрывателей и самодельный (!) резак для записи финального ацетатного мастер-диска. Поскольку большинство записей Лес делал новаторски, в формате человека-оркестра, то такая звуковая краска была нелишней для коммерческого успеха, чему пример его синглы “Mammy's Boogie” (1953) и “Nuevo Laredo” (1955).

Однако, не успел Лес насладиться славой первооткрывателя флэнжера, как в жизнь человечества ворвался рок-н-ролл как таковой, и всем стало немного не до звуковых тонкостей. Только в 1960 году основатели голливудской стдии звукозаписи Gold Star Studios Дэвид Голд (David S. Gold) и Стэн Росс (Stan Ross) громко заявили о том, что впервые ввели флэнжер в коммерческий оборот с успехом сингла певицы Тони Фишер (Toni Fisher) “The Big Hurt”, добравшегося до третьей строчки национального чарта еженедельника Billboard. Правда, в отчественных источниках изобретателем флэнжера называется знаменитый продюсер Фил Спектор (Phil Spector), но сам он, кажется, об этом не заявлял. А в 1962 году флэнжер впервые сымитировал как раз запуск ракеты – во вступлении к номеру “Telstar” в версии американского инструментального состава The Ventures.

Окончательное же введение флэнжера в практику звукозаписи связано, как и многое в 60-е годы, с именем группы The Beatles. При записи альбома “Revolver” (1966), а точнее – психоделической пьесы “Tomorrow Never Knows” Джон Леннон (John Lennon) заявил звукорежиссёру Кену Таунзенду (Ken Townsend) и продюсеру Джорджу Мартину (George Martin), что ему надоело записывать одинаковые вокальные партии. В ответ ему было предложено удвоить эти партии с магнитной ленты, а учитывая характер звучания пьесы – ещё и с задержкой. Притормаживая катушку одного из магнитофонов вручную, Кен упирался пальцем в её фланец – вот отсюда взялось имя обработки. В результате такой магнитофонный флэнжер-хорус очутился и в прочих номерах альбома, а годом спустя, на LP “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band” обработанное таким образом звучание не понравилось только глухому. Эффект стал моден, чему доказательством ещё два хита-1967 – “Itchycoo Park” Small Faces и “Bold As Love” Джими Хендрикса (Jimi Henrix), точнее – его кода. Но тогда в студиях использовались исключительно магнитофонные флэнжеры – кстати, и магнитофонная технология получения эффекта флэнждера была отработана только в 1968 году усилиями саундпродюсера Уоррена Кендрика (Warren Kendrick) для рабочей скорости перемещения магнитной ленты 38.1 см/сек.

EDEN Astroflange в МузторгеВ начале 70-х эффект уже использовался вовсю, причём для обработки не только инструментальных, в первую очередь гитарных, партий, но и для вокала – «космические» вокальные эффекты в хите группы Queen “Killer Queen” (1974) получены именно с применением магнитофонного флэнжера. Но для создания компактного электронного флэнжера ещё предстояло разработать микросхему, являющуюся качественной линией задержки. Хотя эта задача была решена в 1969 году, но первый сценический, причём рэковый, флэнжер был запущен в серию брендом Eventide только в конце 1974 года.

Изготовление компактных флэнжеров в форм-факторе гитарной педали была начата в январе 1978 года инженером и музыкантом Дэвидом Тарновским (David Tarnowski) и он буквально торговал флэнжерами из багажника собственного автомобиля на музыкальных ярмарках и выставках. Впрочем, «собственными» – неточное определение: в 1976 году Дэвид устроился на работу в молодую компанию ADA, первым коммерческим продуктом которой стал как раз вышеупомянутый A/DA Flanger, продавшийся в течение первого года производства в количестве более 50 000 штук ,и это несмотря на такой вот слишком скромный старт продаж. Классическая схема флэнжера с модуляцией времени задержки сигнала посредством НЧ-генератора с изменяемой формой волны была доведена до совершенства именно Дэвидом ещё до прихода в ADA, причем его разработки обеспечивали соотношение максимального и минимального времени задержки около 40:1, в то время как не все его конкуренты могли добиться в лучшем случае соотношения 20:1. Плюс схема Тарновского обеспечивала достоверное звучание магнитофонного флэнжера. О качестве этого флэнжера красноречиво говорит факт его серийного перевыпуска в конце 90-х годов и ещё раз в январе 2010 года. Затем ADA выпустила флэнжер-фэйзер Final Phase с встроенным дисторшном (это была попытка бренда конкурировать с компактным усилителем Rockman) и едва ли не первый в мире гармонайзер Harmony Synthesizer (оба – 1979), но затем перешла на выпуск исключительно рэковых обработок.

К 1978 году вышеупомянутые микросхемы задержки сильно удешевились, и напольные флэнжеры стали обыденным явлением. Из массовых флэнжеров той поры несомненно нужно выделить также Electro-Harmonix Electric Mistress, при невысокой цене обеспечивающий отличное качество обработки – его единственным недостатком были схемы питания: две батареи типоразмера «Крона» или сетевой адаптер, либо сетевое питание с встроенным трансформатором. Именно в те годы сложилась классическая схема управления флэнжером – Depth (изменение времени задержки сигнала), Speed либо Rate (регулировка рабочей частоты НЧ-генератора и тем самым скорости задержки), LFO Waveform либо просто Waveform (форма волны НЧ-генератора) и Balance или Mix или Dry/Wet (баланс необработанного и обработанного сигналов на выходе флэнжера). Возможно, что флэнжер даже до сих пор является не самой очевидной обработкой, но если ваш козырь – это неординарные звуковые эффекты, получаемые без клавишных инструментов, то без флэнжера в педалборде вам точно не обойтись.

Кстати, в Музтоге вы можете приобрести отличные педали с эффектом Flanger.

Всеволод Баронин

Поделиться: