БОБ ДИЛАН. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГЕРОЯ АМЕРИКИ

20.05.2019

БОБ ДИЛАН. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГЕРОЯ АМЕРИКИ

Можно сколько угодно говорить о том, что в России Боб Дилан (Bob Dylan) не слишком популярен среди даже тех, кто предпочитает творчество наследников его творчества, то есть всех тех, кто укладывается в стилистику авторов-исполнителей. Но в общемировом, а уж тем более в чисто американском масштабе Боб – просто мифологическая фигура титанического масштаба и музыкант, по большому счёту превративший рок-н-ролл в рок-музыку, то есть первый запевший не о девушках, школьных романах и автомобилях, а о действительно серьёзных и взрослых проблемах.

Кому-то может показаться странным, но путь урождённого Роберта Циммермана (Robert Zimmerman) в музыку начинался крайне банально для человека его поколения, а именно с рок-н-роллов Элвиса Пресли (Elvis Presley) и Бадди Холли (Buddy Holly). И, представьте себе, еще до того, как фактически профессионально взять в руки взять в руки акустическую гитару, будущий Боб Дилан играл на электрогитаре и немного на рояле. А раз так, то правильное представление о звучании полноценного рок-состава сложилось у него задолго до знаменитого и весьма скандального «подключенного» выступления на фестивале Newport Folk Festival 25 июля 1965 года – фактически даты рождения той самой серьёзной рок-музыки. Но было бы чрезвычайным преувеличением сказать, что Боб не уделял должного внимания музыкальным инструментам в свой чистый фолк-период, когда он выступал в одиночку, только с акустической гитарой и губной гармоникой.

Первой акустической гитарой Боба стала модель Martin 00-17 1949 года, выменянная им в 1959 году за электрический инструмент, вообще же желание получить именно Martin серии “00” стало следствием того, что именно такие инструменты использовал кумир Боба – легенда американского фолк-рока Вуди Гатри (Woody Gurthrie). И сейчас в его рабочем арсенале присутствуют гитары Martin, однако существует модель иного бренда, ставшая легендой благодаря в том числе Бобу – это инструмент воистину высшего класса, а именно Gibson J-200. Работа артиста с этой гитарой прослеживается как минимум именно с вышеупомянутого фестиваля 1965 года, а на сегодняшний день он использует и две новейшие гитары такого типа – Gibson 2017 SJ-200 Vintage и Gibson 2018 SJ-200 Studio.

Первая из них – это инструмент с намеренно воссозданным аутентичным звучанием старых моделей, чья родословная восходит к 1937 году. Ради получения такого звука древесина, из которой выполнена верхняя дека – а это красная ель – подвергнута процессу термического старения; нижняя дека и обечайка сделаны из огненного клёна. Гриф – кленовый из двух частей с палисандровой накладкой. В свою очередь, современная SJ-200 Studio серии Limited Edition – это электроакустическая гитара с звукоснимателем и предварительным усилителем LR Baggs Anthem с верхней декой из ели и обечайкой и нижней декой из ореха и 20-ладовым грифом из махагони с скруглённой (радиус скругления 12", 305 мм) с накладкой из древесины гранадилло, то есть южноамериканского палисандра. Обе эти модели собираются исключительно вручную (и вручную же полируются) и несомненно являются одними из лучших акустических гитар с корпусами типа «супер джамбо».

Ветеран использует и акустические модели столь же высшего класса, а именно Gibson Hummingbird Vintage и Gibson Hummingbird Studio. Hummingbird Vintage позиционируется изготовителем как «самая узнаваемая акустическая гитара в мире», и впервые была представлена в 1960 году как «первая гитара Gibson с корпусом формы “дредноут” с рублеными очертаниями» – в таком облике она и полюбилась массе профессионалов. Верхняя дека конкретно этой модели сделана из термически состаренной и специально отобранной аляскинской ели, а обечайка и нижняя дека – из махагони. Аналогичный скруглённый гриф выполнен из махагони с накладкой из палисандра. Новая модель гитары Hummingbird Studio имеет верхнюю деку из аляскинской ели, нижнюю деку и обечайку – из ореха, а гриф выполнен из махагони с накладкой (радиус скругления 16", 406 мм) из ореха.

На гитаре устанавливается звукосниматель-предусилитель LR Baggs VTC, причём регуляторы громкости и тембра располагаются в резонаторном отверстии. Необходимо отметить, что у данной гитары глубина корпуса по сравнению с предыдущими моделями уменьшена. Среди акустических гитар, имеющихся у Боба – и Gibson J-45 Studio, которую бренд позиционирует как «инструмент, притягивающий взгляды». Опять же, уменьшенная глубина корпуса вместе с грифом с большим радиусом скругления, как у Hummingbird Studio, делает эту гитару очень удобной для исполнителя. Конструкционные материалы корпуса и звукосниматель-предусилитель также аналогичны Hummingbird Studio.

Однако музыкант использует и гораздо более простые (и не акустические) модели гитар, среди которых – полуакустическая Epiphone Casino Cherry, являющаяся одним из лучших инструментов для воссоздания аутентичного рок-звучания 60-х годов. Как раз того звучания, которое так возмутило поклонников и коллег Боба в 1965-м. Именно его обеспечивают дека из пяти слоёв клёна, гриф из махогани с палисандровой накладкой и два звукоснимателя-сингла Epiphone P-90T и P-90R. Однако наверняка вам чаще доводилось видеть Боба на фото и в видеороликах с классическим Fender Stratocaster в руках – именно такой инструмент стал героем уже неоднократно упоминавшегося сегодня фестивального скандала-1965. В период работы в конце 60-х с группой The Hawks (будущая The Band) музыкант пользовался как минимум тремя гитарами Fender Telecaster с корпусами различных расцветок.

А в конце 70-х в ходе концертов он частенько играл на Gibson SG. Имеются у Боба и 12-струнные электрогитары, причём моделью Fender Electric XII PF он активно пользуется на выступлениях последних лет. Крайне редко артиста пробует себя в роли бас-гитариcта, но никаких открытий не совершает: в этом случае его инструмент – классический Fender Jazz Bass серии American Performer.

Абсолютно необходимо упомянуть и о губных гармониках музыканта. Понятно, что за свою почти полувековую карьеру Боб на каких только подобных инструментах не играл, но стоит остановить внимание на используемых им и сейчас традиционной блюзовой гармонике Hohner Marine Band 1896/20 C с корпусом из грушёвого дерева и именной модели Hohner M589016 Bob Dylan Signature Series C, в разработке которой он принял личное участие. Правильным губным гармоникам – правильную озвучку, и музыкант до сих пор зачастую работает с знаменитым микрофоном Shure 520DX Green Bullet, если, разумеется, руки у него не заняты гитарой.

Выбор вокальных микрофонов Бобом стандартен, если не считать крайне широко применяемого в студийной работе Shure SM7B – этот не самый очевидный выбор обусловлен, оказывается, очень большой естественной громкостью голоса артиста в студийных условиях. Не сказать, что выбор Боба Дилана в области инструментария причудлив и необычен, но именно типичность звучания всех вышеперечисленных инструментов и сделала его музыку достоянием миллионов слушателей по всему свету. И, заметьте, мы ни слова не говорим о текстах песен!

Всеволод Баронин

Поделиться: