БИОГРАФИИ МУЗЫКАНТОВ В КИНО: ИНСАЙТЫ И ВЫВОДЫ

07.11.2019

БИОГРАФИИ МУЗЫКАНТОВ В КИНО: ИНСАЙТЫ И ВЫВОДЫ

Что мы можем узнать из фильмов об известных музыкантах? Ни для кого не секрет, что музыкальных биографических фильмов становится все больше. Ностальгия, потенциал для возвращающейся славы и кассовые сборы - все это способствовало их популярности в последние годы. Эти высокобюджетные фильмы зачастую сильно украшают жизнь отдельных музыкантов, гламуризируют их драмы и зависимости, и мы задаемся вопросами: 1) почему эти фильмы так популярны? 2) что музыканты могут извлечь из таких фильмов? 3) стоит ли нам верить авторам этих фильмов?

ПОПУЛЯРНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ БАЙОПИКОВ

Сборы таких фильмов как “Богемская Рапсодия”, “Голос Улиц” и “Рокетмен” заслуживают отдельного внимания. Благосклонных откликов от критиков на них обрушилось примерно столько же, сколько и зрительских восторгов – а такое бывает не очень часто. Впрочем, фильмы о героях музыкальной сцены предлагают глоток свежего воздуха на фоне бесконечных картин о супергероях и римейков.

Зрители любят оригинальные сценарии, но чтобы молодой режиссер получил финансирование на фильм с таким сценарием, представители студий должны сразу видеть потенциал хороших сборов. Война между художником и продюсером – явление, известное всем. Что касается музыкальных биографий, то зрителю здесь предлагаются истории, уже знакомые зрителям, с добавлением некоторых деталей, описанием событий, происходивших за закрытыми дверями. Чувство ностальгии смешивается с любопытством, связанным с современными технологиями и киноязыком, и зрители толпами двигаются в кинозалы.

Порой мы видим фильмы, не рассказывающие истории конкретных музыкантов, но тесно связанные с ними. Например, “Yesterday” Дэнни Бойла, где рассказывается о мире, в котором не было Beatles, или “Ослепленный Светом”, где подростку в руки попадает кассета Брюса Спрингстина. Конечно же, это не байопики, а фантазии создателей фильмов, однако у них есть огромный потенциал для привлечения внимания к старой музыке молодых поколений.

ПРАВА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ

Киностудии часто сталкиваются с проблемами, связанными с получением прав на использование музыки некоторых артистов – и причиной тому могут быть, как лейблы, так и наследники и сами музыканты.

Байопик о Джими Хендриксе “Jimi: All Is by My Side” пострадал от тог, что продюсерам не удалось достать права на использование музыки. В “Бархатной Золотой Жиле”, фильме, вдохновленном Зигги Стардастом Дэвида Боуи, не прозвучало ни одной песни Боуи, потому что он пригрозил судебным иском создателям фильма. В новом фильме, посвященном музыканту, также вряд ли будет его музыка.     

Жесткая позиция некоторых музыкантов и их наследников заставляет задуматься: а так ли вообще необходимы эти фильмы? Делаются ли они из любви и желания показать жизнь артистов, или же авторы просто паразитируют на этих историях, желая заработать побольше денег? Едва ли производство байопиков замедлится в ближайшем будущем, однако стоит задуматься о намерениях их создателей.

ПРАВДИВОЕ ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ ИЛИ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ?

С тем же успехом, с каким некоторые музыканты отказываются предоставлять свою музыку, другие помогают создателям фильмов. Они знают, как преподнести себя публике во всем – начиная от, непосредственно, нахождения на сцене, и фильмов до автобиографических книг и соцсетей. И нет ничего удивительного в том, что они решают присоединиться к созданию фильмов, нежели критиковать и отказываться. Музыкальный ландшафт превратился в нечто совершенно иное, чем то, чем он был 30, и даже 10 лет назад. Стриминг превратился в самый главный инструмент прослушивания музыки, кассеты, МП3 и диски покрываются пылью. Главный доход сейчас приносят гастроли, и музыкантам постарше становится все труднее сохранять выдержку.

Байопик предоставляет уникальный способ обратиться к современным слушателям в эпоху стремительного потребления. И самое главное, звезды сами могут решать, что именно появится на экране. Однако, “Богемскую Рапсодию” очень многие обвиняли в излишней стерильности и неточности в изображении персонажей, даже несмотря на то, что Роджер Тейлор и Брайан Мэй принимали непосредственное участие в подготовке фильма.  Элтон Джон сам продюсировал “Рокетмена”, и, несмотря на то, что повествование затрагивает его депрессию и увлечение наркотиками, его хронология и более тонкие детали не соответствуют действительности.

В биографическом фильме 2004 года “Рэй” присутствует сказочный финал того, как Рэй Чарльз бросил наркотики и жил счастливой жизнью с женой Деллой.  На самом деле он употреблял наркотики до самой своей смерти, и они развелись в 1977 году. В “Голосе Улиц” по большей части рассказывает о Dr. Dre и домашнем насилии, а об одном из основателей N.W.A, Arabian Prince, - ни слова.

Истории музыкантов привлекают любителей сходить в кино в субботу вечером, но что из них могут почерпнуть молодые музыканты? В эпоху социальных сетей очень важно быть максимально нести ответственность за каждый пост, каждый твит и каждую загрузку. Важно сохранять баланс между честностью и загадочностью.

В общем, сокрытие каких-то важных фактов в байопиках – их неотъемлемая часть. И музыканты должны понимать, как работать со своим образом, что рассказывать, а что – нет. Чему же еще можно научиться из этих картин?

ЧТО НАМ ДАЮТ СОВРЕМЕННЫЕ БАЙОПИКИ?

Многим известно, что их музыкальные кумиры по большей части – не совсем то, чем они кажутся. Границы между фактами и вымыслом становятся все более размытыми в эпоху технологий и социальных сетей. Поклонники общаются со своими любимыми музыкантами в Интернете и видят аспекты их жизни, которые старшие поколения видеть не имели возможности. Каналы YouTube, Snapchat, Twitter и Instagram уменьшают расстояние между звездами и фанатами.

Эта растущая близость делает артистов более человечными, но многие поклонники не понимают, что они все еще поддерживают свой образ. Даже если биографические фильмы и фотографии с видео в Инстаграме кажутся очень личными, они не показывают полной реальности чьей-либо жизни.

Студии отлично продают пленительные образы звезд, и актеры могут заставить вас искренне поверить, что они стали музыкантами, которых изображают. Возрождение байопиков и музыкальных драм должно тренировать в зрителе критическое мышление. Развлечение предполагает побег от внешнего мира, и правдивые элементы часто могут отойти на задний план фантастических сюжетов. Хотя музыкальные байопики часто не показывают каждую мрачную деталь жизни музыкантов, они могут вдохновлять рассказом о преодолении невзгод на пути к успеху. Добиться известности нелегко, и большинство этих фильмов не закрывают глаза на ранние препятствия, с которыми сталкиваются артисты, будь то безразличная аудитория, наркомания или раздоры внутри коллектива.

Некоторые фильмы скрывают темные подробности, другие же, наоборот – преувеличивают. Что объединяет множество из них – по крайне мере, они говорят о том, что путь к успеху очень труден. И порой любому начинающему музыканту в трудный период стоит пересмотреть несколько фильмов о любимых исполнителях, чтобы напомнить себе о том, что не стоит вешать нос слишком быстро. Хорошие фильмы иногда могут помочь , показывая, что делать, и самое важное – чего делать не стоит.

Поделиться: