БАРАБАНЩИК ВЫШЕЛ ПЕТЬ

16.01.2018

БАРАБАНЩИК ВЫШЕЛ ПЕТЬ

Мысль о том, что музыканты группы Nirvana будут продолжать свою карьеру после смерти Курта Кобейна (Kurt Cobain) была для многих невыносимой, однако барабанщик трио Дэйв Грол (Dave Grohl) так точно не считал. И первые же коммерческие успехи собственного состава Дэйва The Foo Fighters были настолько ошеломительны для многих, что вдова Курта Кортни Лав (Courtney Love) даже сочинила песню с текстом: «Если барабанщик выходит петь, то все должны прятаться». Однако хорошо смеётся тот, кто смеётся над последним: на сегодняшний день Дэйв – рок-звезда воистину галактического масштаба.

Дэйв Грол начинал сочинять песни ещё в составе Nirvana, но даже не предлагал их группе, однозначно почитая таланты Курта гораздо выше своих. Однако они сочинялись именно на гитаре, и поэтому сейчас, спустя пару дней после 49-летия музыканта, совсем нелишне вспомнить о том, инструменты и оборудование каких брендов превратили Дэйва из «всего лишь барабанщика» в звезду, уже привычно стоящую у микрофона с гитарой в руках. На самом деле Дэйв играл на гитаре в массе давно забытых юношеских панк-групп ещё до того, как самостоятельно научился барабанить и вошел в состав группы Scream (1986). На самом деле музыкант всегда говорил о себе как об «авторе-исполнителе», и поэтому после понятного самороспуска Nirvana он, уже обладая изрядным запасом собственных песен, молниеносно приступил к работе над дебютным альбомом The Foo Fighters (1995). Да, в первую очередь как композитор, певец и гитарист.

По словам музыканта, с юных лет он отдавал предпочтение гитарам бренда Gibson. И одним из символов The Foo Fighters стала в результате его именная модель Dave Grohl DG-335 в светло-синей (Pelham Blue) расцветке, являющаяся переизданием гитары Trini Lopez Standard Custom Reissue – один из таких инструментов был куплен Дэйвом не позднее 1993 года. Аналогична по конструкции ей и модель Memphis Dave Grohl ES-335, имеющаяся у Дэйва в расцветке Gold Metallic, а также чёрная ES-335 Trini Lopez Signature плюс более продвинутая модель Trini Lopez Deluxe. Эти инструменты – модификация всем известной Gibson ES-335, отличающиеся от базовой модели формой резонаторных отверстий прямых («алмазных») очертаний и головой грифа, присущей более модернистским моделям Gibson. По словам Дэйва, звучание его группы – результат использования именно Trini Lopez Standard Custom Reissue, и этот инструмент можно слышать буквально на каждой записи The Foo Fighters. Это совершенно не отменяет работы Дэйва с другими аналогичными гитарами, среди которых, что естественно, имеются не одна и не две ES-335. Эти гитары используются в основном в концертной работе его группы, равно как и их реплики DAngelico EX-DC.

Не менее важной гитарой для музыканта являются гитары Gibson Explorer, которых у него имелось четыре только для сценических выступлений четыре экземпляра – один в белой и три в чёрной расцветке. Именно на сцене эти инструменты использовались в 1995–2001 годах, а потом они частично сменили свой статус на студийные. Подобен этим гитарам и Hamer Standard, который имеется у Дэйва в расцветке “Rick Nielsen”, то есть в мелкую чёрно-белую клетку. Аналогично, то есть и в студии, и на сцене музыкант работает с гитарами Gibson Firebird голубой (Pelham Blue) и чёрной расцветки. Также в гитарном арсенале Дэйва – как минимум три Gibson Les Paul (белая и две чёрных) и не менее четырех Gibson SG различных расцветок. Прочие гитарные бренды представлены у Дэйва не слишком обильно: это чёрный Fender Telecaster (1972) с звукоснимателем-хамбакером у грифа и синглом у бриджа, Gretsch G6136 DS White Falcon и не самый распространённый инструмент – Ampeg Lucite Dan Armstrong Plexi с корпусом из плексигласа. Эту гитару, допускающую быструю смену звукоснимателей, музыкант использовал как основной сценический инструмент в начале 2000-х годов, и сейчас в его распоряжении осталось также не менее четырёх «плексигласов».

Комплект акустических гитар Дэйва очень прост. Его основной «акустикой» является чёрная гитара Gibson Elvis Presley Dove, которой он пользуется как в студии, так и на концертах The Foo Fighters и собственных сольных выступлениях. Эта гитара разработана на основе модели Gibson Dove 1969, на которой покойный Элвис Пресли играл в финальные времена своей сценической карьеры. Дэйв же называет причиной выбора именно данного инструмента как основного высочайшее качество накладки на грифе (выполнена из розового дерева) и её боковые скругления, делающие игру комфортной. Другие акустические гитары Дэйва – Epiphone Texan 1958, Martin D-28, Gibson Hummingbird и 12-струнная Guild F-512. Также музыкант играет на акустических гитарах Taylor, отдавая предпочтения моделям 612 CE и 900 серии, причем во втором случае он предпочитает гитары ранних выпусков.

Акустика – это, безусловно, здорово, но имидж The Foo Fighters – это прежде всего имидж громкой современной рок-команды с нужной резкостью звучания. Да не покажется это странным, но эта современность достигается совершенно традиционными средствами. Ведь не просто любимым, а основным студийным гитарным усилителем у Дэйва является примерно с 1996 года классический Vox AC30, причём для записи не только чистого звука, но и промежуточного «тёплого» перегруза и полного овердрайва. На самом деле музыкант не признаёт работы с педалями перегруза, и добивается нужного ему звучания исключительно перебором комбинаций гитар и усилителей. Такой подход применяется Дэйвом постоянно для поиска звука на записи – причем для каждого нового альбома он склонен выстраивать новый гитарный звук, а также и на сцене. Как объясняет сам Маэстро, «в студии мы стараемся как можно меньше использовать педали и обработки перегрузки – нам необходим более чистый и «жирный», просто естественный перегруз усилителя. Почти всё, что вы слышите на современных альбомах The Foo Fighters – это звук Vox AC30, ведь мы можем посредством такого усилителя добиться очень резкого звучания на большой громкости. Плюс нам необходим мощный и тёплый, несколько гаражный и непрозрачный звук – поэтому вместо того, чтобы играть с педалью дисторшна и выставлять усилитель на “5”, мы просто выставляем Vox на “10” и он начинает звучать так, как будто динамики готовы оторваться». В концепцию простоты звучания и ещё более простых средств его достижения укладывается и использование всем известных инструментальных микрофонов Shure SM57 для съёма звука с гитарных усилителей. Как утверждает Дэйв, «раз мы постоянно используем такие микрофоны для гитарной подзвучки на сцене, то почему бы не работать с ними и в студии?» Правда, во времена старта своей карьеры после Nirvana Дэйв применял другой подход – большая часть гитарных партий знаменитого 15-песенного демо, обратившегося потом в дебютный альбом The Foo Fighters записывалась через усилитель Marshall JCM900. А вот все намеренно ужасно звучащие гранжевые партии гитар и даже искажённый вокал записывались в тот момент через неуказанный батарейный домашний микроусилитель Marshall, причём этот усилитель был закреплён внутри бочки из-под бензина, куда и опускался микрофон. На концертах же группы в первые годы её существования Дэйв параллельно с Vox пользовался усилителем Mesa Boogie Dual Rectifier, причем Mesa Boogie использовался исключительно для получения искаженного сигнала и, таким образом, играл роль дисторшна. При всём этом существует ещё одна деталь, помогающая Дэйву и The Foo Fighters обеспечивать свой узнаваемый, мощный гитарный звук: стандартно он использует набор струн D’Addario EXL115, однако две нижних струны .42 и .60 берутся из наборов DAddario EXL116 и EXL148 соответственно. Плюс музыкант использует серьёзные медиаторы Dunlop .71mm Gator Grip, тоже придающие его звуку мощи.

Коль скоро идеологией Дэйва является получение нужного гитарного звучания почти исключительно посредством комбинации инструмента и усилителя, то и набор гитарных обработок сведён у него до минимума. Постоянно музыкант использует всего три педальных обработки: дилеи Boss DM-2 / Boss DM-2W Waza Craft и Boss DD-3, и фейзер MXR Phase 90. Кроме того, Дэйв пользуется тюнерами Boss TU-2, их у него на сцене два – для акустической и электрогитары. Питание цепочки обработок осуществляется от блока питания Voodoo Lab Pedal Power 2 Plus. В более ранний период, на ранних записях The Foo Fighters Дэйв также использовал дисторшн-педаль ProCo Rat и гейт MXR Smart Gate.

Но на концертах Дэйву иногда приходится вспоминать о том мастерстве, которое вознесло его на вершину рок-Олимпа и садиться за барабаны, хотя в присутствии такого материал, как Тэйлор Хокинс (Taylor Hawkins) этого можно было бы и не делать. Все барабаны Дэйва – бренда DW, зачастую с заказными томами. Тарелки – исключительно бренда Zildjian, и в концертной установке используются стойки для тарелок Tama Titan Series Boom Stand. Пластики на барабанах – большей частью Remo, в том числе для бас-барабана используется пластик Remo Powerstroke 3. Однако не будем убегать от того факта, что для большинства слушателей и поклонников Дэйв Грол сейчас – прежде всего гитарист и певец со своими частично раскрытыми выше профессиональными секретами. Вот что получается, когда барабанщик выходит петь.

Всеволод Баронин

Поделиться: