8 МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ, О СУЩЕСТВОВАНИИ КОТОРЫХ ВЫ НЕ ДОГАДЫВАЛИСЬ

24.05.2017

8 МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ, О СУЩЕСТВОВАНИИ КОТОРЫХ ВЫ НЕ ДОГАДЫВАЛИСЬ

Мы постоянно призываем вас выглядывать из своей зоны комфорта и слушать новую, далекую от вас музыку, черпать вдохновение в жанрах, не очень вам близких. Что если вы переслушали почти все от блэк-метала до дрим-попа, и теперь не знаете, куда податься? Мы вам в этом поможем! Кто-то из вас уже слышал об этих жанрах, а для кого-то они будут совершенно новыми. Вот наша небольшая коллекция “странных” и интересных музыкальных течений.

1. ОХОТНИЧЬИ ПЕСНИ МБУТИ

Смотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=z3lHbXyiIL0

Вам может показаться, что эта пигмейская песня охоты на слонов - ничто иное как, простой набор случайных звуков, однако если немного прислушаетесь, начнете замечать присутствие неких паттернов в этом хаосе.

Для народа мбути из леса Итури, расположенного в северо-восточной части Демократической Республики Конго, кочевого общества охотников и собирателей, лес священен. Это источник их существования – их родитель и убежище. Мбути - бамики бандура, “дети леса”, с рождения окутаны богатой традицией символизма, подчеркивающей наивысшую ценность ндура, или “лесистости”. Мбути говорят и поют, весело и с уважением, о лесе и для леса. Они поют песни "переноса листьев" и песни "медоносной пчелы". Но самыми ценными для них являются песни без слов, спетые, чтобы пробудить лес и порадовать его красотой одного лишь звука. Танцы, исполняемые в ритуальных целях или для развлечения, включающие танец-подражание “охоте на слона” и танец "медоносной пчелы", должны привлекать и благодарить за добычу и пищу.

2. МУЗЫКА ТЕАТРА “НО”

Смотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=oavpkm4UD2k

“Но” может напомнить вам о Кабуки, более известном в мире японском театре. Некоторые называют Но “японской оперой”, но здесь музыканты не очень заботятся о том, чтобы играть мелодии. Основное внимание здесь уделяется тембру. Музыка сосредоточена на том, чтобы передавать энергию через грубые звуки, а не мощные мелодии и гармонии. Вокал и инструменты здесь пользуются теми частотами, которых западная музыка старается избегать.

Большая часть спектакля проходит под музыкальный аккомпанемент: он сопровождает все действия на сцене за исключением прозаической части представления - котобы. Инструментальный ансамбль хаяси располагается в один ряд и включает музыкантов, играющих на четырёх музыкальных инструментах: флейте и трёх барабанах. Музыка в театре Но не течёт непрерывно, а состоит из отдельных звуков, разделяемых большими паузами, причём ритм игры на инструментах может как совпадать с ритмом речи актёра или хора, так и не совпадать.

3. СОВРЕМЕННАЯ ПАН-ФЛЕЙТА

Смотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=0Wv3Ya9nskA

Если вы не знали, что существуют современные мастера румынского национального инструмента пан-флейты, то познакомьтесь с Георге Замфиром. Замфир начал выступать перед широкой публикой в 1960-х, в частности, благодаря швейцарскому музыканту Марселю Селлье, исследователю румынской народной музыки. В 1980-х годах его выступления транслировались на канале CNN. Однако первую награду за свои сценические выступления он получил ещё в 1959 году. Известная композиция Джеймса Ласта «The Lonely Shepherd» была исполнена совместно с коллективом Оркестр Джеймса Ласта и вышла в 1977 как сингл в немецком варианте «Einsamer Hirte».

Георге Замфир играет на модернизированной версии пан-флейты (най), которая состоит из 20-30 трубок, с расширенным звуковым диапазоном и большим количеством тонов. Не так уж плохо для такого древнего инструмента.

4. СОЧИНЕНИЯ СВЯТОЙ ХИЛЬДЕГАРДЫ БИНГЕНСКОЙ

Смотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=9eFPJa95qQE

Хильдегарда Бингенская была немецким писателем, композитором, философом, монахиней, настоятельницей-аббатисой, автором мистических книг видений, первая из которых «Путеведение, или Познание путей Господних», духовных стихов, песнопений, трудов по естествознанию и медицине, лексикона «Язык незнаемый». В 2012 году канонизирована как святая, с почётным званием «Учитель Церкви».

У нее - один из самых обширных репертуаров среди всех средневековых композиторов, сочинения которых дошли до наших дней (жила она в 12 веке). Музыкальные сочинения сохранились главным образом в двух средневековых кодексах — Дендермонде и так называемом «Ризенкодексе». Распевы записаны в системе готической нотации.

Крупнейшими исследователями музыкального наследия Хильдегарды считаются в Германии — Барбара Штюльмейер, в США — Маргот Фасслер.

Современная дискография Хильдегарды охватывает более двухсот наименований. Полное собрание музыкальных сочинений Хильдегарды записал ансамбль средневековой музыки «Секвенция». Её музыку обрабатывал (среди прочих) Kronos Quartet.

5. ЗИКР

Смотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=VKFjqpB7K8U

Зикр - общее определение для исламских ритуальных песнопений, которые часто используются для медитации, и появление которых относится к суфизму.

Суфизм - это форма исламского мистицизма, которая не стремится к догмам - самой главное задачей суфиев является приближение к богу.

Произнесение зикра – сложный обряд, исполнитель которого должен уметь совершать особые ритмизированные движения, принимать определенную молитвенную позу (джалса) и контролировать свое дыхание, чтобы все движения его тела совершались в строгом соответствии с произнесением формулы, зикр совершается либо громким голосом (джахр), либо шепотом (хафи), либо мысленно.

6. ТУВИНСКОЕ ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ

Смотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=TVyyhHFKI8E

В отношении горлового пения как искусства существует несколько точек зрения. Одна из них гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства. Это спорная теория, так как ламаизм проник в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло горловое пение. Феномен этот - не остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся в обрядовый жанр. Гораздо более обоснованным является подход к этому жанру, как к вокальному искусству, создавшемуся в форме лирических, любовных по содержанию текстов песен, не связанных первоначально ни с шаманскими заклинаниями, ни с погребальными обрядовыми действиями.

Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.

Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний - охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

7. ПХАНСОРИ

Смотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=6-SEdP4sQrg

«Пхансори» – один из традиционных корейских музыкальных жанров, в котором один исполнитель («сорикун») под звуки барабана поёт какую-либо песню. «Сорикун» поёт стоя, сопровождая пение актёрскими движениями, а барабанщик, которого называют «госу», играет сидя и подбодряет исполнителя такими словами как «Чжотха (Хорошо) и «Ольсигу (А ну-ка!). «Пхансори», которому присущи особенный ритм и мелодия, является ведущим жанром корейского искусства.

«Пхансори» появился с культурным развитием простого народа ещё во времена королевства Чжосон (1392-1910), но, к сожалению, точные даты написания произведений и имена авторов-композиторов не известны. Причиной этому является тот факт, что произведения «пхансори» передавались сначала из уст в уста, и только затем стали исполняться актёрами.

В те времена, актёры относились к низшему классу общества, поэтому их исполнения пользовались популярностью только среди простого народа, но к позднему периоду королевства Чжосон этот вид искусства получил признание и среди чиновничьего класса.

Изначально существовало всего 12 произведений «пхансори», но до наших дней дошли только произведения «Чунхянга», «Симчонга», «Хынбуга», «Чжокбёкга» и «Сугунга». Исполнение одного произведения длится обычно от 4 до 5 часов. В 2003 г. музыкальный жанр «пхансори» был признан Международным культурным наследием ЮНЕСКО.

8. КИТАЙСКАЯ ОПЕРА

Смотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=hkEK-KFIUl4

Музыкальная сторона классического китайского театра отличалась неразрывным единством звука, слова и танца. Особенно велика была роль ударных инструментов. Она состояла в том, чтобы усиливать сценическую игру и выразительность движения актеров, концентрировать на этом внимание зрителей. Удары барабана строго согласовывались со всеми действиями актеров на сцене. Велико было значение гонгов в сценах сражений.

Мелодика старинного музыкального театра восходит в своих истоках к народной песне. С течением времени поэтическая основа музыкального театра трансформировалась, чтобы соответствовать требованиям высокородной публики, которая стремилась использовать интерес народа к театральному искусству для воспитания в нем повиновения чиновникам и помещикам. Поэтому с течением времени основная идейная направленность старинных опер резко изменилась: положительными героями стали император и помещики, в то время как люди из народа представлялись злодеями.

В более демократической обстановке развивался так называемый «провинциальный музыкальный театр». Он был ближе к народу, отличался большей реалистичностью актерской игры и сценического оформления. Большую роль в развитии реалистического музыкального театра сыграл жанр «янгэ», зародившийся в далекие времена как массовое народное действо, связанное с земледельческим трудом. Носителями этого жанра были маленькие странствующие труппы самодеятельных актеров-крестьян. В излюбленных народом трудовых песнях, которые распевали в дни празднеств и которые обычно сопровождались танцами, нередко проявлялся дух протеста против своих помещиков, подымавший крестьянские массы на борьбу против угнетателей.

Поделиться: