13 ХОРРОР-САУНДТРЕКОВ

29.10.2019

13 ХОРРОР-САУНДТРЕКОВ

Есть несколько вещей, которые из рядового ужастика могут сделать культовый фильм: запоминающийся герой – серийный убийца, оригинальная концепция, страшные спецэффекты и т.д. Но одна вещь, о которой нельзя узнать из постера или даже трейлера, и которая также играет определяющую роль в успехе картины – это саундтрек. Саундтрек хоррора – от заглавной темы до атмосферных эффектов в отдельных сценах и музыки в финальных титрах – это то, что может превратить хороший фильм в шедевр.

Здесь мы собрали музыку из фильмов разных десятилетий. Если вы серьезно готовитесь к Хэллоуину, то, вполне возможно, какие-то отдельные темы можно использовать как саундтрек для вашей жуткой вечеринки!

1. ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА (1987, КОМПОЗИТОР – КРИСТОФЕР ЯНГ)

Этот фильм – настоящая головоломка от режиссера Клайва Баркера. Секс, боль, удовольствие и острые ощущения смешаны в одном мрачном, фантасмагорическом танце смерти. Темнота лишь сгущается благодаря потрясающему саундтреку Кристофера Янга, который также написал навязчивые и ужасающие треки для “Шести Демонов Эмили Роуз” и “Синистер”.
 

2. ХЭЛЛОУИН (1978, КОМПОЗИТОР – ДЖОН КАРПЕНТЕР)

Когда мы думаем о музыке из фильмов ужасов, повторяющаяся тема из первого “Хэллоуина” Карпентера – это, пожалуй, первое, что приходит в голову. Для многих Джон Карпентер – это в первую очередь знаменитый сценарист и режиссер, и менее известный факт – это то, что он написал довольно много музыки. Он создал целых 35 саундтреков, и началось все именно с “Хэллоуина”.
 

3. ГОРОД ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ (1980, КОМПОЗИТОР – ФАБИО ФРИЦЦИ)

В определенный момент синтезаторы захватили первенство среди инструментов, используемых для саундтреков к фильмам ужасов. Однако режиссер и “зомби-маэстро” Лючио Фульчи выбрал композитора Фабио Фрицци, который не так сильно увлекался синтезаторами – вдохновляясь 70-ми и жанрами эксплуатейшн и джалло (поджанр итальянских фильмов ужасов, сочетающий элементы криминального триллера и эротики), он использовал гитары, хоры, духовые инструменты поверх призрачного звука синтезатора. Этот саундтрек сам по себе звучит как мощный поток крови!
 

4. СУСПИРИЯ (1977, КОМПОЗИТОР - GOBLIN)

Очень сложно отыскать более жуткий саудтрек, чем тот, что звучит в “Суспирии” классика итальянских хорроров Дарио Ардженто. Немыслимые шепоты, блуждающие по коридорам школы, атмосферные перезвоны, маниакальный звук синтезатора и перкуссии – с помощью всего этого прог-рок группа Goblin создала культовый саундтрек, звучащий как сопровождение мрачного ритуала. Каждая деталь здесь, даже небольшой фортепианный номер как будто доносится из ночного кошмара.

 Изначально Ардженто попросил написать музыку композитора Джорджио Гаслини, но забраковав результат, попросил Goblin переиграть написанное в своем стиле. Этим результатом он тоже был очень недоволен, и тогда попросил Клаудио Симонетти из Goblin написать и записать музыку за один день. Результат? Один из культовых хоррор-саундтреков всех времен.
 

5. КЭНДИМЭН (1992, КОМПОЗИТОР – ФИЛИП ГЛАСС)

“Кэндимэн” – это не стандартный слэшер. Это взрослый, продуманный, поэтично медленный фильм, в котором романтика сочетается с историческими фактами и городскими легендами, пересказанными с дотошной точностью. Довольно интересным (и верным) шагом было пригласить писать музыку Филипа Гласса, одного из самых влиятельных композиторов 20-го века. Здесь Гласс использовал гудящие органы и хоровые песнопения, которые гипнотизируют и вводят в транс.
 

6. ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА (1973, КОМПОЗИТОРЫ – ЛАЛО ШИФРИН, МАЙК ОЛДФИЛД)

На музыку в “Изгоняющем Дьявола”, вероятно, бросали тень само содержание фильма и необычные для того времени спецэффекты, но сегодня о ней говорят, как об отдельном произведении искусства. Изначально написанная Лало Шифриным тема была отвергнута режиссером Уильямом Фридкином, отчасти из-за давления студии, посчитавшей, что музыка слишком напугает зрителей. В итоге саундтрек состоял из современных классических композиций, самой известной из которых была пьеса Олдфилда «Tubular Bells» 1973 года.
 

7. ДОЧЕРИ ТЬМЫ (1975, КОМПОЗИТОР – ФРАНСУА ДЕ РУБЭ)

Фильм был выпущен в тот же год, что и “Вампирши-лесбиянки” Хесуса Франко, и также повествовал о гомосексуальных вампиршах. На этом их сходства заканчивались, повествование и подход к музыке в них были совершенно разными. В фильме Франко звучал легкий фанковый саундтрек, едва ли имеющий что-то общее в вампирской темой. Картина бельгийца Гарри Кюмеля, “Дочери Тьмы”, оказалась куда сложнее и запутаннее, и по сей день остается недооцененной среди других хорроров. Отдельное ее достоинство – саундтрек Франсуа де Рубэ, композитора, который считается пионером французской электронной музыки, который работал с Жан-Пьером Мельвилем, Ивом Буассе и др., и погиб в самом расцвете своей карьеры в 36 лет.

Саундтрек к “Дочерям Тьмы” искусно сочетает в себе темы барокко и сексуальность нового мира. Он переходит от клавесина, струнных и арф к глубоким басовым барабанам, диким диким ритмам и духовым инструментам. И фильм, и музыка в нем транслируют скепсис по отношению к угасающему старому миру и воодушевление на пороге нового.
 

8. ПЛЕТЕНЫЙ ЧЕЛОВЕК (1973, КОМПОЗИТОРЫ – ПОЛ ДЖОВАННИ, MAGNET)

Если вы никогда не видели “Плетеного Человека”, то отдельное прослушивание саундтрека к нему вас только запутает. Пол Джованни написал детские частушки и убаюкивающие песни, и без визуального сопровождения вы никогда не поймете, что это саундтрек к фильму ужасов. На деле же, именно они делают фильм только страшнее. Когда милые мелодии встречаются на экране с ужасающим сюжетом, они остаются в голове надолго после финальных титров. Как и герои фильма – обитатели далекого острова, песенки Джованни просты и бесхитростны, они как будто призваны дразнить зрителя, наблюдающего за мучениями на экране.
 

9. СИЯНИЕ (1980, КОМПОЗИТОРЫ – ВЕНДИ КАРЛОС, РЕЙЧЕЛ ЭЛКИНД, КШИШТОФ ПЕНДЕРЕЦКИ)

Стенли Кубрик для создания особенного эффекта часто использовал уже существующие композиции – например, Бетховена для “Космической Одиссеи”, “Заводного Апельсина”, “Барри Линдона”. После релиза последнего он говорил в интервью: “Какими бы хорошими ни были наши лучшие композиторы, все же они не Моцарт, не Бетховен и не Брамс. Зачем снижать планку, если в доступе огромное количество великолепной оркестровой музыки из прошлого и настоящего?”.

“Сияние” было первым фильмом со времен “Доктора Стрейнджлав” 1964 года, для которого он решил, что понадобится оригинальный саундтрек. Сочинения Венди Карлос и Рейчел Элкинд в фильме звучат не так часто – здесь Кубрик снова решил обратиться к существующей классике (хотя Пендререцки был живее всех живых и жив по сей день), и в фильме прозвучало аж шесть его произведений, в основном, в самых острых моментах. Однако участие Карлос и Элкинд не стоит недооценивать: в открывающих титрах звучит минималистичная электроника (Карлос), а жуткие вопли/вздохи (Элкинд) идеально задают тон фильма.
 

10. ВИДЕОДРОМ (1982, КОМПОЗИТОР – ГОВАРД ШОР)

Классический хоррор Дэвида Кроненберга о фантазиях и слиянии человека с машиной. Несмотря на откровенную сексуальность сюжета, саундтрек Говарда Шора не звучит намеренно сексуально – здесь с помощью струнных и синтезатора (иногда невозможно отличить, когда именно что звучит) он создает более скрытый музыкальный подтекст. Нечеловеческие атмосферные звуки, всплески постоянно меняются – нарастая почти до кульминации, они снова утихают. Давние друзья и коллеги Кроненберг и Шор умело создают визуальные и звуковые образы, которые остаются в воспоминаниях надолго.
 

11. САЙЛЕНТ ХИЛЛ (2006, КОМПОЗИТОРЫ – ДЖЕФФ ДЭННА, АКИРА ЯМАОКА)

Номинированный на Эмми Дэнна работал над множеством фильмов – от “Святых из Бундока” до пиксаровского “Хорошего Динозавра”. Ямаока, тем временем, долгое время писал музыку к серии игр “Сайлент Хилл”. Результатом работы дуэта стал саундтрек к фильму, включающий в себя как тихие атмосферные темы, так и резкие и угрожающие повороты, необходимые для хоррора.
 

12. ПСИХО (1960, КОМПОЗИТОР – БЕРНАРД ХЕРРМАН)

Начните слушать тему Бернарда Херрмана из “Психо” и попробуйте не представлять себе те самые ужасные движения ножом из сцены в ванной. Едва ли у вас получится, и это говорит об особом эффекте музыки в этом фильме. “Психо” со своей музыкой появился гораздо раньше, чем те хорроры и саунтреки к ним, которые мы сейчас считаем культовыми, а использование стаккато здесь задало целый тренд на годы вперед (вспомним тему из “Пятницы 13”). Херрман написал музыку ко множеству знаковых фильмов, среди которых “Гражданин Кейн” Орсона Уэллса и “Таксист” Скорсезе, однако именно его работу в “Психо” называют главным шедевром композитора. Альфред Хичкок по праву считается мастером саспенса, но одним из важнейших компонентов саспенса в этом фильме является именно музыка – спасибо за это Херрману.
 

13. ВОЛКИ (1981, КОМПОЗИТОР – ДЖЕЙМС ХОРНЕР)

Это один из самых ранних ныне покойного Джеймса Хорнера. И если вы его послушаете, вы услышите некоторые секции, которые он повторил годом позже в “Звездный Путь 2: Гнев Хана” и через пять лет в “Чужих”.

В “Волках”, хорроре, затрагивающем социо-экономические и экологические темы, Хорнер использует несколько типов музыки для разных точек зрения на происходящее, коих тут несколько. Для людей, среди которых расследующий убийства капитан полиции – струнные, фортепиано и тубу. И для животного-убийцы – барабанный грохот и тромбоны. Кстати, в этом фильме впервые использовался прием POV (от первого лица) – мы видим то, что видит в ночном режиме монстр. Саундтрек получился очень запоминающимся, и это неудивительно, что Хорнер решил использовать некоторые темы в работе над более крупными фильмами.
 

БОНУС: ОНО (2014, КОМПОЗИТОР - DISASTERPEACE)

Саундтрек к “It Follows” написал Рич Врилэнд, также известный как Disasterpeace. У него огромный послужной список, наполненный видеоиграми, а этот фильм стал его дебютом в кино – и, очевидно, композитор точно знал, что нужно делать. Фильм входит во все возможные топы хорроров последнего десятилетия, и все благодаря ретро-вайбу фильма, медленным движениям камеры, определенным цветам, появляющимся на экране очень вовремя, и, конечно же, насыщенному синтезатору. Определенно, Врилэнд заимствует что-то у Карпентера и Хичкока, но нет ничего плохого в том, чтобы отдавать дань уважения классике, такой как Halloween и Psycho, особенно когда она так хорошо подходит для содержания It Follows.

Поделиться: