Как не ошибиться с выбором световых эффектов

17.04.2015

Как не ошибиться с выбором световых эффектов
1. Введение
Вашему вниманию предлагается  онлайн-руководство, посвященное световым эффектам.

В клубе, на корпоративной вечеринке, на концерте — везде используются самые разные световые эффекты. Они делают шоу более динамичным, позволяя добиться от стандартного сценического освещения большей привлекательности.



В данном обзоре мы рассмотрим основные вопросы применения световых эффектов, типы эффектов, представленных на рынке, а также узнаем, как оптимально использовать их в стационарной или мобильной инсталляции. В данном обзоре мы будем использовать специфические термины, относящиеся к осветительному оборудованию. Толкование этих терминов вы можете найти в разделе "Часто задаваемые вопросы" в конце обзора.

2. Основы
Профессиональные осветительные системы сегодня можно встретить не только на крупных развлекательных мероприятиях. Благодаря развитию технологий и массовому производству, световые приборы стали использоваться даже в самых небольших шоу или при выступлении небольших музыкальных коллективов. На мероприятиях большого формата обычно используется централизованное управление светом с независимым контролем каждого прибора, что позволяет программировать сложные световые шоу. Однако в конструкции многих световых эффектов присутствует и автономный режим, что снимает необходимость приобретать дорогостоящие контроллеры. Автономно работающие приборы можно использовать при ограниченном бюджете. В основном автономная работа происходит за счет наличия встроенного микрофона, то есть световые приборы автоматически реагируют на музыку. При подключении одного прибора к другому их можно легко заставить работать синхронно (режим Master/Slave), то есть перемещение лучей и смена их цвета будут происходить одновременно.




Сегодня на рынке представлено огромное количество световых эффектов от самых разных производителей, причем каждый год появляются все новые и новые модели. Именно поэтому очень важно научиться разбираться в основных типах световых приборов еще до того, как вы решите что-то купить. А теперь посмотрим, какие существуют световые эффекты. Надеемся, эта информация поможет вам принять правильное решение. 

3. Типы световых эффектов

Простые световые эффекты

Лучевые эффекты — это приборы, в которых несколько разноцветных линз тем или иным образом закрепляются вокруг центрального источника света. Таким образом, каждая линза проецирует отдельный луч света. Классические примеры конструкции таких приборов — полусфера, или, например, одна или несколько сфер, поворачивающихся с помощью мотора вокруг стационарно установленной лампы. Часто движение лучей происходит в одном направлении, однако некоторые эффекты умеют изменять направление в зависимости от сигнала, попадающего на встроенный микрофон, например, перенаправлять лучи при каждом ударе бас-барабана. В сочетании с дым-машиной цветные лучи выглядят исключительно эффектно, а более крупные модели приборов с встроенными мощными лампами способны обеспечить отличное покрытие даже для большой площадки.




Эффекты цветка — автономные многолучевые приборы, способные менять такие параметры, как цвет лучей, рисунок гобо, вращение и гашение. Обычно все эти операции происходят под управлением встроенного микрофона. Некоторые модели оборудуются переключателями, способными настроить смену параметров лучей на определенную частоту, зафиксировать или заставить периодически изменяться. Эффекты "цветка" обычно не позволяют использовать внешнее управление. То есть все, что с ними можно сделать, это включить либо выключить. Подобная примитивность делает их мало пригодными для использования в масштабных шоу, однако в случае небольших помещений простота инсталляции и управления предопределяют выбор в пользу эффектов "цветка".



Центральные эффекты — как и подразумевает название, такие эффекты устанавливаются по центру всего светового сетапа, обычно непосредственно над танцполом, и очень хорошо сочетаются с эффектами "цветка". Их конструкция основана на применении одной центральной лампы, вокруг которой установлены подвижные зеркала, "разбрасывающие" лучи в разных направлениях. Центральные эффекты оборудуются самыми разными зеркалами, что позволяет быстро изменять внешний вид эффекта в целом. Зеркала с фиксированным наклоном заставляют лучи двигаться по кругу, в то время как зеркала управляемым наклоном позволяют управлять каждым лучом по двум осям. Барабанные зеркала обеспечивают эффект непрерывно "падающих" на танцпол лучей. Подобно эффектам "цветка", направление, цвет и трафарет гобо для каждого луча обычно синхронизирюется со звуком и не предусматривают внешнего управления. Однако встречаются и более усовершенстованные модели центральных эффектов с полнофункциональным DMX-управлением каждого из параметров.

Эффекты с барабанными зеркалами очень напоминают сканеры. Вращающийся зеркальный барабан вместо полностью управляемого зеркала создает эффект "падающих" лучей. Синхронизация направления зеркал, цвета лучей и рисунка гобо, как и в случае с центральными эффектами и цветками, происходит от встроенного микрофона.

Профессиональные световые эффекты

Колорчейнжеры. Внимание, мы переходим в "высшую лигу" световых эффектов. Колорчейнжер — прибор, способный изменять цвет луча под управлением DMX. Внутри прибора установлено одно или несколько цветовых колес со светофильтрами, окрашивающими луч в разные цвета. Если прибор оборудован несколькими цветовыми колесами, пользователь может смешивать цвета, получая таким образом намного больше оттенков. Часто колорченжеры, помимо DMX-управления, поддерживают и автономный режим работы. 

Колорчейнджер Big Dipper LP002



Сканеры — это световые приборы, в которых используется подвижное по двум осям зеркало, что позволяет отразить луч света в любом направлении в пределах ~ 230° по панораме и 75° по наклону. Кроме управления зеркалами, многие модели поддерживают DMX-управление цветом, гобо, шторкой и даже фокусировкой. При наличии полного контроля всех этих параметров можно создавать очень сложные и богатые световые эффекты. Слабая сторона — сканеры не предусматривают автономного режима работы, поэтому наличие светового пульта становится обязательным условием. Подобно вращающимся головам (см. ниже), сканеры разных ценовых диапазонов сильно отличаются по качеству, количеству реализуемых функций, а также точности моторов, перемещающих колеса цвета, гобо, а главное — сканирующие зеркала. Некачественная работа моторов может привести к эффекту "подергивания" лучей — низкое разрешение шагового двигателя, управляющего зеркалом, приводит к "дерганному" перемещению луча. Особенно это заметно при медленном плавном движении. 




Вращающиеся головы обладают всеми достоинствами сканеров, однако вместо отражения луча подвижным зеркалом у них движется сам корпус прибора, что увеличивает степень свободы перемещения луча — до 540° по панораме и до 260° по наклону. Движения у головы более медленные, чем у сканера, поскольку одно дело двигать весь прибор, а другое — легонькое зеркало. Точно так же, как и сканеры, цвет, рисунок гобо, положение шторки, фокусировка и движение луча должны контролироваться от внешнего пульта по протоколу DMX. Зубчатая передача с низким передаточным числом обеспечивает головам намного более медленное и плавное движение луча по сравнению со сканерами, а качество двигателя здесь не настолько критично. При выборе как вращающейся головы, так и сканера следует обращать самое пристальное внимание на качество оптики и количество доступных цветов и трафаретов гобо. Более дорогостоящие модели поддерживают функцию вращения гобо, а также имеют вращающиеся призмы и несколько цветовых колес для обеспечения полной свободы программирования сложных световых эффектов. Все параметры должны быть предварительно запрограммированы в пульте (контроллере). По этой причине головы и сканеры намного сложнее в работе, если сравнивать их с другими представленными в нашем обзоре световыми приборами.




Гобо-проекторы — это приборы, предназначенные только для проекции рисунков на крупные поверхности с помощью гобо и высококачественной оптики. Иногда такие приборы позволяют изменять цвет луча, чаще встречается возможность вращения гобо для получения более динамичного эффекта. Классический пример работы гобо-проектора — проекция логотипа компании на крупную поверхность, например, стену. Логотип может быть как монохромным (металлические гобо), так и многоцветным (более дорогие стеклянные гобо). 


Зенитные прожекторы — это проекты, предназначенные, как и следует из их названия, для работы на открытом воздухе и проекции лучей света в небо. Подобный эффект позволяет привлечь внимание с самого далекого расстояния — сфокусированный яркий луч (более 5000 Вт) виден за много километров. Некоторые зенитные прожекторы работают только с одним лучом, однако чаще луч расщепляется на несколько с помощью подвижных зеркал. Зенит-прожекторы очень большие по размерам и очень дорогие, однако аренда одного такого прибора может вывести ваше шоу на принципиально более высокий уровень. 

4. Инсталляция и уход

Процедура установки световых эффектов относительно проста, главное — еще до начала установки учесть направление лучей и наклонить приборы под нужным углом при подвешивании. Некоторые приборы допускают только фиксированный набор углов наклона, в основном из-за технических ограничений, накладываемых типом лампы. Требования к углу наклона всегда указываются в сопроводительной документации. Обычно центральные эффекты размещаются по центру инсталляции, а остальные приборы устанавливаются симметрично вокруг них. С расположением световых приборов сначала придется поэкспериментировать, но со временем это будет делаться уже "на автомате".

При установке обязательно следует строго соблюдать все без исключения правила безопасности, в особенности в том случае, если публика будет находиться непосредственно под световыми приборами. Кроме того, серьезное внимание следует уделить обеспечению нормальной вентиляции и устранению нежелательных воздушных потоков вокруг приборов. Световые эффекты часто используют очень мощные лампы и нагреваются чрезвычайно сильно, поэтому вблизи от них не должно быть никаких горючих материалов. Поскольку большинство световых эффектов оборудуется стандартным кабелем питания с розеткой, подключение к электросети обычно не вызывает проблем — лишь бы поблизости была розетка нужной мощности. Однако в случае возникновения любых сомнений по поводу электропитания светового прибора или всей осветительной системы в целом следует обращаться к профессиональным электрикам, поскольку в случае недостатка мощности в работе световых приборов могут возникнуть серьезнейшие проблемы.

После инсталляции следует обратить особое внимание на ежедневный уход за световыми приборами. Только в этом случае они будут стабильно работать долгое время. Очень важна периодическая чистка. Прежде всего удалите пыль, скопившуюся на вентиляционных решетках, затем с помощью стеклоочистителя и мягкой ткани удалите грязь с зеркал и линз. Удаление пыли обеспечивает нормальную циркуляцию воздуха внутри прибора, что очень важно, поскольку в результате перегрева лампа может быстро выйти из строя. Лампы, особенно это относится к газоразрядным лампам, должны заменяться после выработки паспортного срока службы. В противном случае лампа может взорваться в самый неподходящий момент. Лампы следует заменять только на полностью аналогичные по типу и техническим характеристикам. При замене галогенных ламп следует быть осторожным и не касаться руками стеклянной колбы лампы, поскольку любое загрязнение существенно сократит срок ее службы.

В связи со сложным внутренним устройством световых приборов и их компонент любые работы по ремонту должны производиться на заводе-изготовителе. В качестве альтернативы можно воспользоваться услугами квалифицированного опытного инженера. 

5. Часто задаваемые вопросы

В этой части онлайн-руководства мы дадим ответы на часто возникающие у пользователей вопросы:

Что такое DMX?
DMX512 — это протокол передачи данных, созданный для управления такими электронными приборами, как диммеры. Однако в скором времени он стал производственным стандартом для управления и другими световыми приборами, а также дым-машинами и многими другими устройствами. Контроллер (пульт) DMX512 для управления использует подключение, называемое "многоабонентской шиной", или "цепочкой". Каждый световой прибор оборудован DMX-входом и DMX-выходом (иногда обозначается, как "сквозной" (Thru) выход).

Что такое гобо?
Гобо представляет собой маленький плоский диск из металла или стекла. В металлических гобо с помощью лазера прорезается трафарет, сквозь который проходит световой луч. В результате луч приобретает форму трафарета. Стеклянные гобо работают аналогичным образом, однако рисунок на них наносится специальным принтером. Таким образом, подобно фотографическим слайдам, они могут быть полноцветными.

Нужен ли генератор тумана?
Вообще говоря, наличие генератора тумана — условие необязательное. Однако тонкая дымка позволяет "проявить" в воздухе лучи света и увеличивает четкость отработки различных рисунков гобо. Дымка, создаваемая генератором тумана, держится в воздухе гораздо дольше, чем дым из обычной дым-машины, поэтому генератор тумана намного эффективнее в плане расхода жидкости. Существует много различных типов генераторов тумана и много сортов жидкостей для получения дымки нужной плотности. Поэтому перед тем, как совершить покупку, лучше проконсультироваться у специалиста.




Нужен ли световой пульт?
Для небольшой стационарной или мобильной инсталляции использование пульта не является обязательным — автономного режима работы световых эффектов будет вполне достаточно, плюс вам не придется тратить время на программирование параметров каждого эффекта. При таком подходе для управления световыми приборами достаточно простого блока выключателей (свитчера). Однако, например, для ночного клуба или для большой инсталляции, где необходимо организовать динамичное световое шоу, световой пульт необходим. С его помощью можно будет управлять поведением каждого светового прибора отдельно и программировать сложные, эффектные, последовательно меняющие друг друга сцены.

Каковы существующие ограничения?
На мероприятиях небольшого формата эффекты "цветка" смотрятся очень хорошо, однако в составе крупных шоу они теряются — их глубокие цвета попросту "растворяются" в ярких белых лучах более мощных приборов. Для крупноформатных шоу лучше приобретать приборы с ярким белым лучом и сменными цветными светофильтрами.

Можно ли заменить лампу на более мощную?
Не пытайтесь делать этого ни при каких обстоятельствах. Это очень опасно, особенно при использовании газоразрядных ламп. Электрическая схема прибора тщательно оптимизирована под определенный тип ламп и при установке другой лампы может быть серьезно повреждена. Система охлаждения прибора также рассчитана на определенную температуру и скорость потока воздуха вокруг лампы. Поэтому и при установке более мощной лампы она может попросту не справиться со своей функцией. В результате чего прибор может выйти из строя и даже привести к возгоранию.

6. Заключение
Наиболее известные производители световых эффектов — компании Martin Professional, Griven, DTS, Eurolite, Starville и Ultralite UVA. Martin Professional и Griven обычно ассоциируются с топовым сегментом рынка и предлагают широкий выбор профессиональных приборов как туринговых, так и стационарных инсталляций Starville — хороший выбор для тех, кто ищет приборы с максимальной производительностью за минимальные деньги. Продукция остальных компаний занимает промежуточный сегмент рынка осветительных приборов.

Надеемся, наше онлайн-руководство смогло помочь вам разобраться с разновидностями световых приборов и сферами их возможного применения. Самый главный момент при планировании шоу — не забывайте уделять время на проведение экспериментов с разными приборами. Это позволит вам выжать максимум из каждого и создать световое шоу, которым действительно можно будет гордиться. Не упустите свой шанс устроить для зрителей по-настоящему ослепительное представление.

Поделиться: