Насколько хорошо они звучат? Обзор USB-микрофонов

25.02.2013

Насколько хорошо они звучат? Обзор USB-микрофонов

Обзор: USB-микрофоны Apogee, Audio-Technica & Blue
 
Насколько хорошо они звучат? Скажем так, "весьма"


Вне всякого сомнения, USB-микрофоны очень удобны. Процесс подключения сводится к протягиванию одного кабеля к компьютеру или iPad. Но все-таки что они из себя представляют? Действительно серьезные инструменты или просто удобные игрушки для тех, у кого не хватает денег на "настоящие" предусилители и конвертеры? Мне это было дико любопытно. Таким образом, этот обзор в каком-то роде стал еще и исследованием, тестовым испытанием, если вам так больше нравится.

К проведению данного сравнения меня подтолкнули две причины. Первая называется "я купил iPad 4", а вторая — я не знаю лично ни одного профессионального звукорежиссера, который когда-либо пользовался USB-микрофонами. Вот уже в течение нескольких лет разные люди — в основном музыканты и вокалисты — спрашивали меня, что я думаю о USB-микрофонах, а я даже не знал, что им ответить. Итак, настало время "сломать" ситуацию.

Если честно, данную работу нельзя назвать серьезным сравнением микрофонов. Никто даже не пытался калибровать уровни во время записи. Я занимаюсь тестированием различных аудиоприборов более 30 лет, и знаю, что первое правило — убедиться в том, что для сравнения используются абсолютно идентичные уровни, поскольку разница по громкости даже в 0.1 децибела может быть интерпретирована ухом не как разница в громкости, а как разница в тембрах.

Без калибровки?

"Тогда почему бы не откалибровать эти микрофоны?". Нууу, главная причина заключается в том, что у всех этих микрофонов встроенные предусилители и аналого-цифровые конвертеры (преобразователи), что означает предопределенность выходного уровня (исключение — микрофоны Apogee MiC and Blue Yeti Pro). Пользователь сразу получает готовый цифровой поток из битов и байтов на USB-выходе и просто цепляет его к компьютеру. Преимущества? USB-микрофон избавляет нас от головной боли, связанной с проблемами коммутации, заземления, проблем выбора предусилителя, кабелей и так далее. Недостатки? Никакого контроля громкости. Просто представьте себе предусилитель или микшер без регулятора громкости, одно значение громкости на все случаи жизни — как оно? Вот и мне что-то не особо. Так что при сравнении этих микрофонов «выравнивать» громкость пришлось вручную и уже непосредственно при прослушивании.

В работе


Для проверки микрофонов я использовал два источника звука — речь и электрогитару. Речь была выбрана потому, что многие из этих моделей позиционируются как речевые или микрофоны для подкастинга. Поскольку большинство пользователей не является профессиональными дикторами, я решил, что моего голоса для тестирования вполне достаточно. Ну, и электрогитара была выбрана потому, что это на самом деле просто интересно. Все микрофоны записывались через программу WaveMachine Labs’ Auria на iPad 4.


На фото: коллекция USB- (и не только) микрофонов возле гитарного кабинета.

Вот список микрофонов в алфавитном порядке:

1. Apogee Mic. Потрясающий маленький микрофончик. Всего четыре с половиной дюйма в высоту, целиком умещается у меня на ладони и выглядит, как игрушечный. Однако эта кардиоидная конденсаторная "игрушка" меня очень даже удивила — когда я поставил ее на штатив со стандартной резьбой под фотоаппарат и подключил к iPhone 4/iPad 3 (с помощью фирменного переходника Apogee на 30-контактный разъем MFi). В передней части микрофона встроен очень удобный цветной светодиодик (синий — включение, зеленый — нет сигнала, ярко-зеленый — есть сигнал, красный — перегрузка), сбоку пристроился регулятор чувствительности. Стандартный кабель коротковат (полметра), но в продаже можно найти вполне нормальные (3 метра MFi или USB Type A), достаточные для установки на стандартную микрофонную стойку 5/8 дюйма. В микрофон встроен предусилитель с запасом усиления в 40 децибел. Формат выходного сигнала — 24 бита, 44.1 или 48 килогерц. Что приятно — звучит адекватно и легко помещается в карман.

2. Audio-Technica AT2005 USB. Единственный динамический микрофон из всех, и я был весьма удивлен, когда увидел не только микрофонный XLR-выход, но и 3-миллиметровый выход на наушники с регулятором громкости и порт USB Mini-B. Вот это да! Плюс ярко-синий светодиод для индикации включения питания. В комплект поставки входит клипса для крепления, чехол, маленькая настольная тренога и кабели. Формат выходного сигнала — 16 бит, 44.1 и 48 килогерц.
3. Audio-Technica AT2020 USB. Стандарнтый кардиоидный конденсаторный микрофон со встроенными предусилителем, АЦ-конвертером и портом USB Type B. Отличительные особенности — очень редкая защитная сетка, клипса с винтовым креплением, настольная тренога и набор кабелей. Встроен маленький синий светодиодик, сигнализирующий о наличии питания. Формат выходного сигнала — 16 бит, 44.1 и 48 килогерц.
4. Blue Snowball. Конденсаторный микрофон с переключаемой диаграммой направленности (кардиоидный/всенаправленный), выглядит как мяч для софтбола, порядка четырех дюймов в диаметре. Блестящий хромированный корпус выглядит очень эффектно (доступны варианты с корпусом белого и черного цветов), однако размер может создать проблемы с установкой, даже при наличии поворотной стойки. Выходной порт USB Type B, три переключаемых диаграммы: кардиоида, кардиоида с пониженной на 10 дБ чувствительностью и всенаправленная. Заявленный формат выходного сигнала — 16 бит, 44.1 килогерц (хотя я работал с частотой 48 килогерц). В комплекте — настольная стойка и коммутационные кабели.
5. Blue Yeti Pro. Очень большой микрофон (8- x 3.5 дюйма), Yeti Pro — наиболее гибкий микрофон из представленных в обзоре. Следует отметить блок из трех капсюлей, стереофонический выход и отдельный выход на наушники. Уникальные опции для нашего обзора — кнопка Mute и переключаемые диаграммы: кардиоида, круг, восьмерка и стерео. Стереофонический 5-контактный выход XLR позволяет с легкостью интегрировать этот микрофон в оборудование профессиональной студии.
6. Встроенный микрофон iPad 4. Я догадываюсь, что многие будут очень удивлены тем фактом, что я включаю этот микрофон в обзор. Однако же на свете есть люди, которые делают на нем записи! Он самый дешевый (бесплатно встроен в iPad) и не требует никаких кабелей, плюс его невозможно где-то забыть или потерять (разве что вместе с iPad). В общем, что есть, то есть.
[От редакции: поскольку USB-микрофон является источником синхронизации для iPad, при подключении микрофона обязательно убирайте громкость наушников/мониторов. При перезапуске синхронизации iPad воспроизводится весьма громкий "пумс".]



Запись речи
 
На фото: простенько и со вкусом - Apogee MiC подключен к iPad 4 для прямой записи в программу GarageBand.

При работе с голосом я корректировал уровни в программе после записи, но калибровку не производил. Разница в громкости между самой тихой и самой громкой моделью превышала 20 децибел, так что пришлось повозиться. В результате получилось следующее:

Apogee MiC
. Этот микрофон звучит очень чисто и естественно, как и должен звучать студийный конденсаторник. Защитная сетка очень редкая и "прозрачная", как и само звучание микрофона. Мне звучание очень понравилось. Сочетание отличного звука, маленького размера и простоты коммутации дает мне право поставить высокую оценку. С точки зрения простоты работы, это вообще лучший микрофон из всех опробованных. Единственная проблема, которую можно отметить (впрочем, весьма характерная для всех студийных конденсаторных микрофонов) — это высокая чувствительность к взрывным согласным (плозивам). Установив поролоновую ветрозащиту, я решил данную проблему. Отличный микрофон, придраться практически не к чему.

Audio-Technica AT2005 USB. Мне понравилось то, что у этой модели, помимо USB-выхода, есть и "нормальный" XLR. При работе на небольшом расстоянии слышен заметный подъем по низким частотам, что весьма выигрышно для голоса, особенно для моего. На самом деле это отличный микрофон, в особенности если учесть, что обычный динамический микрофон обойдется в ту же самую цену — но без встроенного предусилителя, АЦ-преобразователя, USB-порта и выхода на наушники. При работе в шумной комнате съем "фона" минимален. Если кому-то нужен ручной микрофон для работы на сцене или в студии или для репортерской работы с помощью iPhone, это то, что нужно. Еще раз отмечу, во всем обзоре только два микрофона предусматривают работу с наушниками — вот эта модель и Blue’s Yeti Pro.
Audio-Technica AT2020 USB. Прочный микрофон с цельнометаллическим корпусом выглядит очень презентабельно, в точности как профессиональный микрофон (по сути, так оно и есть — это просто студийный 2020 с портом USB). Звучание предельно чистое, ровное, с хорошим уверенным низом. Просто подключите и начинайте работать. Голос звучит прекрасно, хотя поп-фильтр не помешает. Для подкасетеров — очень недорогой и качественный микрофон, горячо рекомендую.
Blue Snowball. Если ищете современный звук и размер вас не смущает, это хороший микрофон. Нетрадиционный дизайн сразу же привлекает внимание окружающих, плюс цена — просто подарочная. Кстати, экземпляр для тестирования я позаимствовал у своего сына (ему 15 лет и он как раз получил этот микрофон в подарок на день рождения). Знамение времени, правда... Звукорежиссер берет «погонять микрофон» у своего сына-подростка... Хотя звучание моего голоса мне не очень понравилось, наличие переключаемой диаграммы в некоторых ситуациях может оказаться существенным плюсом.
Blue Yeti Pro. Эта модель по многим параметрам на голову выше всех остальных. Хотя она и дороже всех, однако оно того стоит, поверьте. Различные диаграммы направленности звучат лействительно по-разному, и микрофон способен выдать целую палитру разных вариантов звучания. Добавьте сюда возможность записи в стерео на частоте сэмплирования вплоть до 192 килогерц — модель уникальная, вне всякого сомнения. Размеры не позволили мне поставить на микрофон обычную поролоновую ветрозащиту, однако стандарный поп-фильтр работал отлично. В комплекте с микрофоном идет тяжелая металлическая настольная подставка; чтобы снять с нее микрофон и поставить его на обычную стойку, уходит довольно много времени. Существенные плюсы — кнопка Mute и регулятор чувствительности, однако штекер моих наушников (Audio-Technica ATH-M50) почему-то постоянно выпадал из разъема. Я очень рекомендую этот микрофон для записи голоса и для других приложений, хотя, если для вас важна портативность, он оказывается не лучшим выбором. Из всех представленных в обзоре он самый большой и для подключения требует активного USB-хаба — что, помимо всего прочего, требует наличия под рукой розетки электросети. Всем остальным микрофонам вполне хватало питания от iPad. Обратите внимание на то, что регулятор чувствительности Yeti Pro работает и при подключении через разъем XLR. Мне это показалось странным, и я считаю своим долгом сообщить об этой особенности своим читателям.
Встроенный микрофон iPad 4. Если учитывать цену (бесплатно), то это неплохой микрофон. Его основное преимущество, как и основной недостаток — невозможность "оторвать" микрофон от iPad. Мне нужно нажать на кнопку записи, потом установить iPad там, где это нужно и начать петь или играть, ориентируясь на конец корпуса iPad — при записи голоса это, скажем так… неудобно. Если смотреть на экран, тогда запись будет идти не в направлении акустической оси, и звучание будет совсем "не очень"; плюс при работе в реальных условиях этот микрофон берет чересчур много «окружающего пространства». Еще один негативный фактор — для борьбы с задуванием и взрывными согласными нижний конец частотного спектра специально "завален", начиная от 150 Гц и достигает -20 дБ на частоте 100 Гц. В итоге любой источник сигнала, содержащий частоты ниже 150 Гц (даже голос), будет звучать недостаточно качественно.
Примеры записи вокала: http://www.3daudioinc.com/par/usbmics_speakingvoice_samples

Электрогитара

Основным препятствием при записи электрогитары должна была стать невозможность управлять чувствительностью микрофона. Скажем, если микрофон "заточен" под снятие голоса, он может неплохо подойти для акустической гитары, но что прикажете делать с трубой, электрогитарой или орущим вокалистом? Именно это мне и хотелось проверить. Прежде всего нужно было найти приличный гитарный звук. У моего друга Питера Уоррена этого добра хватает, и я специально никак не ограничивал его в процессе накручивания звука. Когда он закончил настройку, на расстоянии одного дюйма от решетки кабинета (это стандартная позиция для микрофона при записи) измерения показали звуковое давление 112 дБ SPL. Для сравнения я одновременно вел запись через ленточный микрофон Cascade Fathead II (с трансформаотором Lundahl) и через свой рабочий SM57 c тремя разными предусилителями: Focusrite Scarlett 18i6, PreSonus AudioBox 1818VSL и CEntrance MicPort Pro. Обратите внимание — уровень брался «как есть» (если только у микрофона не было регулятора чувствительности), что в итоге привело к весьма "горячему" звучанию.

Apogee MiC. После того, как мы настроились и попробовали разные микрофоны, эта модель была первой, которая произвела на меня хорошее впечатление. Apogee звучал чисто, прозрачно, без перегруза (благодаря регулятору чувствительности). Меня очень впечатлило, как этот микрофон справляется с высокими уровнями звукового давления. Я записал два фрагмента: один с нормальным уровнем, а второй — с «разогретым» (прибавил гейн на микрофоне), чтобы можно было сравнивать с другими USB-микрофонами.

Audio-Technica AT2005 USB
. Классический пример того, что происходит, когда микрофон, "заточенный" для голоса, используют для записи с гитарного усилителя. Индикатор перегрузки горел постоянно. Само собой, я бы мог прибрать громкость на усилителе, но тогда пострадал бы звук — чего мне, само собой, если и хотелось, то в самую последнюю очередь. Я даже не пытался как-то адаптировать гитарный звук под микрофон. AT2005 USB звучит очень ярко и очень громко. Сравните фрагмент, записанный через USB, с тем же самым фрагментом, записанным через разъем XLR на интерфейс Focusrite 18i6 на более приемлемом уровне гейна.
Audio-Technica AT2020 USB. В низкочастотном диапазоне можно слышать заметную разницу, но все равно этот микрофон очень здорово перегружается. Совсем не идеальный выбор для данного приложения.
Blue Snowball. У этого микрофона самый "горячий" уровень гейна из всех, принявших участие в тестировании (без регулятора гейна). В кардиоидном положении (позиция 1 переключателя) микрофон просто «захлебывается», звучит сплошной чисто цифровой перегруз. Позиции 2 и 3 звучат существенно приличнее, однако в целом звук мне все равно не понравился.
Blue Yeti Pro. Я не ожидал от этого "R2D2" никаких чудес. Боже, как я был неправ! Уровень записи был ниже (за счет наличия регулятора чувствительности), плюс разные диаграммы направленности дают совершенно разное звучание — я реально был потрясен тем, насколько "мясной" звук я получил, включив "восьмерку". Не забывайте, у этого микрофона под защитной сеткой находится три разных 14-мм конденсаторных капсюля. Я был на самом деле шокирован. Также я попробовал пропустить кардиоидную диаграмму через Focusrite 18i6 (я использовал разъем XLR), при этом звук существенно отличался от того, что шло через порт USB — при этом оба звука были вполне приличными. Мне очень захотелось утащить этот микрофон с собой в студию! Помимо всего прочего, я включил в аудиофрагменты кусочек, записанный в стереорежиме — ну, просто побаловаться.
Встроенный микрофон iPad 4. Хотите услышать, как жирная перегруженная электрогитара звучит, если ее дополнительно перегрузить и отрезать все частоты ниже 150 Гц? Можете послушать, хотя предупреждаю — удовольствие ниже среднего.
Бонусные записи. Микрофон SM57 с предусилителями CEntrance MicPort Pro USB, Focusrite 18i6 и Presonus 181VSL. Также имеется запись с микрофона Fathead II через преампы CEntrance и Focusrite.
Аудиофрагменты: http://www.3daudioinc.com/par/usbmics_electricguitar_samples

Итоги

Наиболее интересными из просмотренных моделей оказались (что, наверное, неудивительно) две самые дорогостоящие — Apogee MiC и Blue Yeti Pro. Самое главное — у них есть регулятор чувствительности, что для профессиональной записи весьма и весьма критично. Эти модели характеризуются отличным звуком, они достаточно хороши для серьезной студийной работы, несмотря даже на отсутствие у Apogee выхода на разъеме XLR (ребятам из Apogee определенно стоит подумать насчет кабеля XLR для своего микрофона).

Что стало главным откровением — очень достойное качество звучания этих микрофонов при весьма бюджетной цене, принимая во внимание наличие встроенного предусилителя, аналого-цифрового конвертера и подключения одним-единственным кабелем USB. Очень даже впечатляет. Думаю, что в руках профессионального звукорежиссера многие из этих микрофонов могут оказаться весьма полезными инструментами.

Ну и последний животрепещущий вопрос: звучат ли эти USB-микрофоны также хорошо, как дорогие студийные микрофоны с не менее дорогими внешними предусилителем и конвертером (ну и кабелем, само собой)? Мое мнение — нет. Хотя, возможно, для кого-то разница в звучании окажется незаметной. Или незаметной на фоне огромной разницы в цене. Но с моей точки зрения, разница есть.

Дополнительно: гитарный сетап Пита Уоррена
Гитара: мексиканский гриф Fender Stratocaster 90-х годов и более новый корпус Strat американского производства, бриджевый датчик DiMarzio ProTrack с потенциометром громкости на 500k. Все кабели — Mogami Gold с разъемами Switchcraft. Педальный интерфейс L.A. Sound Design (LASD) Buffer/Interface в режиме Vintage, далее предусилитель XAct Tone Solutions XTS в режиме Atomic Overdrive, возврат на интерфейс LASD и далее на ламповую голову Egnater 15w Tweaker с кабинетом 1x12 Egnater с 12-дюймовым динамиком Celestion G12H-30. Микрофоны устанавливались напротив центра динамика, на расстоянии 6.5 дюймов ниже среза корпуса кабинета.


Линн Фастон, для Pro Audio Review, февраль 2013


Поделиться: